Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 15:40, курсовая работа
Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что на сегодняшней день правительство наконец-то осознало тяжкие последствия взяточничества в нашей стране и бросает все силы на борьбу с ней. За прошедшие десятилетие предпринимались разные меры для борьбы с коррупцией, которые хотя и не искоренят проблему, но хотя бы ее снижению, тем не менее для ее реализации учитывается опыт последних десятилетий, но к сожалению, без рассмотрения исторического аспекта.
Поэтому Цель моей курсовой работы состоит в рассмотрении исторического аспекта, т.е не только на современном этапе , а на протяжении истории не только России но и за рубежом
Введение………………………………………………………………………...3
Понятие взяточничества в Уголовном праве РФ……………………………..6
История взяточничества в России и за рубежом ……………………………..12
Раздел 1 история взяточничества в России……………………………………13
Раздел 2 история взяточничества за рубежом………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………….34
Министерство образования и науки РФ
Юридический факультет
Понятие и история ответственности за взяточничество
(курсовая работа)
Выполнила студентка
3 курса, 302 группы
Лукашова Алёна Сергеена
_____________
Проверил научный руководитель, к.ю.н, доцент
Потапов Дмитрий Петрович
_____________
Работа защищена
_____________2013 г.
Оценка _________
Барнаул 2013
Введение…………………………………………………………
Понятие взяточничества в Уголовном праве РФ……………………………..6
История взяточничества в России и за рубежом ……………………………..12
Раздел 1 история взяточничества в России……………………………………13
Раздел 2 история взяточничества за рубежом………………………………..19
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….34
Введение
Борьба со взяточничеством представляет собой распространенную форму коррупции (т.е. подкупность государственных чиновников, общественных и политических деятелей) – традиционно находится в центре внимания мирового сообщества. В условиях Российской Федерации на современном этапе проблема борьбы со взяточничеством приобрела серьезную остроту, главным образом, вследствие снижения в последние годы уровня уголовной ответственности (показатель раскрываемости подобных преступлений в РФ, как правило, не превышает 40-50%).1
На современном этапе развития российской государственности взяточничество затронуло все секторы нашего общества и государства. Все без исключения крупные преступные группировки постоянно пользуются услугами коррумпированных чиновников, выделяя на их содержание весьма значительную долю своей преступной прибыли.
Особенно актуальной эта
проблема становится в условиях рыночных
отношений. Дело в том, что «цель
любого индивида рыночной экономики -
личная выгода, нажива любым способом,
реализация правд сильного. Отсюда
- противоречия между государством, обществом
и рыночной экономикой, конфликт интересов
между различными социальными группами.
Реализация гражданами прав и свобод,
предоставленных Конституцией Российской
Федерации, невозможна, когда за незаконное
вознаграждение должностные липа совершают
действия или бездействие, влияющие на
правовое положение граждан, предоставляя
льготы одной их часта и ущемляя тем самых
другую их часть»2
Подводя итоги оперативной деятельности за прошедший год, были отмечены положительные результаты в сфере выявления фактов взяточничества и служебного подлога. За 2012 год сотрудниками ОЭБ и ПК МО МВД России «Шатурский» были выявлены 11 преступлений коррупционной направленности (среди них 2 получения взятки).
За январь 2013 года выявлено 3 преступления коррупционной направленности по ст. 290 ч.1 УК РФ (получение взятки), ст. 286 ч.2 УК РФ (превышение должностных полномочий), ст. 292 ч.1 УК РФ (служебный подлог). В рамках борьбы с коррупцией сотрудниками полиции по экономической безопасности на постоянной основе осуществляется взаимодействие с прокуратурой, Следственным Комитетом, Федеральной Службой Безопасности. Проводятся совместные совещания, рабочие встречи и совместные мероприятия.3
Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что на сегодняшней день правительство наконец-то осознало тяжкие последствия взяточничества в нашей стране и бросает все силы на борьбу с ней. За прошедшие десятилетие предпринимались разные меры для борьбы с коррупцией, которые хотя и не искоренят проблему, но хотя бы ее снижению, тем не менее для ее реализации учитывается опыт последних десятилетий, но к сожалению, без рассмотрения исторического аспекта.
Поэтому Цель моей курсовой работы состоит в рассмотрении исторического аспекта, т.е не только на современном этапе , а на протяжении истории не только России но и за рубежом
И для этого я ставлю следующие задачи:
- Проследить, как развивалась коррупция в нашей стране и за рубежом
- Рассмотреть меры, принятые по борьбе с коррупцией
Объектом исследования являются
общественные отношения, которые возникают
впоследствии нарушений уголовно-правового
запрета, связанного с дачей взятки.
Предметом исследования являются нормы
отечественного уголовного права, связанные
с дачей взятки.
Теоретическую базу исследования составили
монографии, учебная историческая литература
. Эмпирическую базу составили: действующее
российское уголовное законодательство,
разъяснения высших судебных органов
по вопросам его применения
1 глава
Понятие взяточничества в Уголовном Праве РФ
Понятие взяточничества по уголовному праву России
Взяточничество относится к числу наиболее латентных преступлений в связи с тем, что наблюдается взаимная заинтересованность взяткодателя и взяткополучателя, которая обычно тщательно скрывается. В законодательстве взяточничество рассматривается в качестве одного из видов нарушения служебного долга, как корыстное служебное (должностное) положение. Суть этого преступления заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью.
В российском уголовном праве дается следующее определение взятки. Взятка – это различного рода выгоды материального характера, получаемые должностным лицом за выполнение или невыполнение в интересах дающего или представляемых им лиц каких-либо действий (бездействия), если такое деяние входит в служебные полномочия субъекта, либо он в силу должностного положения может способствовать таким деяниям, а равно за общее покровительство или попустительство по службе.4
УК РФ предусматривает
два самостоятельных
Во-первых, это платеж за ускорение принятия решения входящего в круг служебных обязанностей должностного лица. Предпринимателю выгоднее дать взятку и быстро, например, получить лицензию на торговлю спиртными напитками, чем ждать решения своего вопроса.
Во-вторых, это платеж за приостановку (остановку) действий чиновника по исполнению им своих обязанностей. Например, непринятие врачом санэпидемстанции мер к нарушителю требований санитарных норм за определенное вознаграждение.
В-третьих, это платеж за
подкуп самого чиновника, для того,
чтобы он, оставаясь служащим в
государственных или
Взяточничество справедливо
считают наиболее опасным коррупционным
преступлением. Поскольку применение
уголовно-правовых норм об ответственности
за получение и дачу взятки на протяжении
десятилетий вызывает споры в
науке и на практике, Пленум Верховного
Суда Российской Федерации периодически
предлагал правоприменителю алгоритмы
решения этих споров. На настоящий момент
актуальным является Постановление Пленума
Верховного Суда от 10 февраля 2000 г. № 6
«О судебной практике по делам о взяточничестве
и коммерческом подкупе»6.
Под взяточничеством следует понимать
«действия должностных лиц органов государственной
власти и местного самоуправления, направленные
на получение определенных выгод материального
или имущественного характера в ответ
на совершение в интересах взяткодателя
определенных действий (бездействия).
Заметим, что эти действия (бездействие)
могут вытекать из должностных обязанностей
лица, т.е. их выполнение является обязательным,
а могут носить незаконный характер (например,
закрытие следователем уголовного дела
за взятку от виновного, )»7.
Важной чертой взяточничества является
то, что взяткополучатель наделен определенными
властными полномочиями. Взятка должна
быть предназначена для должностного
лица либо для лиц, интересы которых это
должностное лицо представляет.
Следует отметить, что по
смыслу ст. 575 Гражданского кодекса
РФ, служащим государственных и
Внешне взятка напоминает договор дарения, хотя по существу не имеет с ним ничего общего, или незаконный договор подряда, где заказчиком нужной услуги выступает взяткодатель, а подрядчиком – взяткополучатель.
Гражданское законодательство, в котором дается определение договора дарения, гласит, что «по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или третьим лицом.
При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением».
Особого внимания заслуживает
и так называемая провокационная
деятельность правоохранительных органов.
В юридической литературе провокация
взятки либо коммерческого подкупа
называется «покушением на дачу взятки
либо передачу ценностей при коммерческом
подкупе»9, или рассматривается в сопоставлении
с пособничеством10, либо раскрывается через призму
подстрекательства к совершению преступления.
Современное уголовное законодательство
России запрещает провокацию взятки либо
коммерческого подкупа, однако их квалификация
и ответственность различаются в зависимости
от вида преступления. Согласно ст. 304 УК
РФ провокация взятки либо коммерческого
подкупа определяется как попытка передачи
должностному лицу либо лицу, выполняющему
управленческие функции в коммерческих
или иных организациях, без его согласия
денег, ценных бумаг, иного имущества или
оказания ему услуг имущественного характера
в целях искусственного создания доказательств
совершения преступления либо шантажа.
В иных случаях, когда провокация вызывает
дачу взятки (ст. 291 УК РФ), также не исключается
осуждение провокатора, но уже по другим
юридическим основаниям (как организатора
либо подстрекателя к совершению преступления)11.
Если провокация осуществляется должностным
лицом, например сотрудником правоохранительного
органа, то ее, как справедливо считает
Б.В. Волженкин, следует квалифицировать
по совокупности преступлений, предусмотренных
ст. 304 и 286 УК РФ, поскольку подобные действия
явно выходят за пределы полномочий данного
лица. Такая правовая оценка приемлема
только в случаях «удавшейся» провокации,
когда провоцируемое лицо фактически
примет вознаграждение, криминальное
событие состоится.
Во избежание провокационных действий
необходимо освободить от уголовной ответственности
лицо, которому передана взятка, в случае
незамедлительного привлечения им внимания
к данному факту. Определение времени,
необходимого для сообщения правоохранительным
органам о полученной взятке, зависит
от способа передачи: если факт передачи
взятки сразу осознан получателем - то
в момент передачи, а если взятка была
передана так, что о ее получении лицо,
кому она предназначалась, не могло об
этом узнать в момент передачи (например,
деньги, вложенные в папку с документами,
подлежащими рассмотрению), то с момента
ее обнаружения.
В целом следует отметить, что «российское
уголовное законодательство обладает
определенным потенциалом противодействия
преступности в сфере борьбы с коррупцией.
Данные преступления заслуживают внимания
теории и практики…».12
УК РФ определяет это преступление как
получение должностным лицом, иностранным
должностным лицом либо должностным лицом
публичной международной организации
лично или через посредника взятки в виде
денег, ценных бумаг, иного имущества либо
в виде незаконного оказания ему услуг
имущественного характера, предоставления
иных имущественных прав за совершенные
действий (бездействие) в пользу взяткодателя
или представляемых им лиц, если такие
действия (бездействия) входят в служебные
полномочия должностного лица либо оно
в силу должностного положения может способствовать
таким действиям (бездействию), а равно
за общее покровительство или попустительство
по службе (ч.1 ст.290 УК).
Взяточничество распространено
в настоящее время практически
во всех странах мира. Одной из причин
взяточничества является то, что чиновник
может распоряжаться не принадлежащими
ему «ресурсами» путем принятия
или непринятия тех или иных решений.
В число таких ресурсов могут
входить бюджетные средства, перераспределение
собственности (приватизация), государственные
и муниципальные заказы или льготы,
а также возможность принятия
законного или незаконного
2 глава
история взяточничества в России и за рубежом
В первобытных и раннеклассовых обществах плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма. Ситуация стала меняться по мере усложнения и профессионализации государственного аппарата. Правители высшего ранга требовали, чтобы нижестоящие "служащие" довольствовались только фиксированным "жалованием". Напротив, чиновники низших рангов предпочитали тайно получать от просителей (или требовать у них) дополнительную плату за исполнение своих служебных обязанностей.
На ранних этапах истории античных
обществ (древнегреческие города-госуда
Раздел 1
история взяточничества в России
История государственного управления России неразрывно связана с таким явлением, как взяточничество. Эта "примета" русской жизни получила широкое освещение не только в художественной литературе, публицистике и воспоминаниях современников, но и в работах историков, писавших как о бюрократии, так и об организации государственного управления 15. Самостоятельный интерес вызывало и само понятие "взятка". Его характеристике уделил большое внимание П. Каблуков в статье "Несколько слов об учреждениях, способствовавших развитию взяточничества в разных государствах", рукописный вариант которой относится к концу 1850-х гг. Автор приходит к выводу, что для обозначения злоупотреблений должностных лиц такое емкое слово, как "взятка" есть только в русском языке. "То, что у нас подразумевается под словом «взятка», у других европейских народов…буквально значит: лихоимство, подкуп, совращение, вымогательство, корыстолюбие и…означает преступление, постыдное действие..." Но в России взятка далеко не всегда является преступлением, так как она "освящена обычаем и терпима правительством"16
Информация о работе Понятие и история ответственности за взяточничество