Понятие и история ответственности за взяточничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что на сегодняшней день правительство наконец-то осознало тяжкие последствия взяточничества в нашей стране и бросает все силы на борьбу с ней. За прошедшие десятилетие предпринимались разные меры для борьбы с коррупцией, которые хотя и не искоренят проблему, но хотя бы ее снижению, тем не менее для ее реализации учитывается опыт последних десятилетий, но к сожалению, без рассмотрения исторического аспекта.
Поэтому Цель моей курсовой работы состоит в рассмотрении исторического аспекта, т.е не только на современном этапе , а на протяжении истории не только России но и за рубежом

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Понятие взяточничества в Уголовном праве РФ……………………………..6
История взяточничества в России и за рубежом ……………………………..12
Раздел 1 история взяточничества в России……………………………………13
Раздел 2 история взяточничества за рубежом………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………….34

Файлы: 1 файл

курсач 3 курс.docx

— 80.23 Кб (Скачать файл)

В странах Европы мера наказания  варьируется от штрафа до лишения  свободы.

 

 

 

 

Франция

Законодательство Франции  предусматривает наказание за взяточничество в виде лишения свободы до 7 лет  для руководителей и служащих промышленных или коммерческих предприятий, и тюремное заключение на срок до 10 лет для должностных лиц. Кроме того, законодательство Франции запрещает должностным лицам получение различного рода подарков (не зависимо от их стоимости) под угрозой наказания в виде лишения свободы на срок от 2_х до 10 лет или крупного штрафа. Злоупотребление властью во Франции карается наказанием в виде лишения свободы на срок до 5 лет и штрафом. Это наказание удваивается, если действия, предпринятые должностным лицом, имели какие-либо последствия.

Предмет взятки трактуется французским законодателем достаточно широко: им могут быть различные приношения, подарки, "презенты", обещания, какие-либо преимущества или льготы (ст. 432-11 УК). Таким образом, предметом взятки могут быть имущественные и неимущественные блага. 
Взяточничество в собственном смысле слова характеризуется следующими признаками: 1) незаконным получением, вымогательством, предложением или предоставлением в ответ на вымогательство; 2) прямой или косвенной формой; 3) взятки; 4) совершением или воздержанием от совершения какого-либо действия; 5) действием, входящим в круг полномочий или обязанностей публичного должностного лица, обусловленным его избирательным мандатом, либо облегченным его должностью, обязанностями или мандатом. 
При этом получение, предложение, вымогательство и дача в ответ на вымогательство взятки наказываются одинаково: десятью годами тюремного заключения и штрафом в размере одного миллиона франков. 
Разновидностью взяточничества является торговля влиянием. Это преступление имеет место в том случае, когда путем злоупотребления своим реальным или предполагаемым влиянием публичное должностное лицо за взятку добивается получения от государственного органа власти или управления наград, должности, выгодных сделок или любого другого благоприятного для взяткодателя решения. 
Торговля влиянием, совершенная публичным должностным лицом, рассматривается как более тяжкое деяние, нежели деяние, совершенное частным лицом, и наказывается значительно строже: публичному должностному лицу грозит десятилетний срок тюремного заключения и миллионный штаф, частному лицу - пятилетний срок и штраф в размере 500 тыс. франков (ст. 432-11 и 432-2 УК).

В соответствии с Законом  от 13 июля 1983 г. о правах и обязанностях государственных служащих на государственного чиновника возложена обязанность "посвятить себя только службе". Названный закон является своеобразным "Кодексом чести" государственного служащего. Чиновник не должен быть корыстным, не может вести параллельно с  государственной службой частную  профессиональную деятельность, направленную на извлечение прибыли, например, заниматься адвокатской практикой, управлять  акционерным обществом. Однако этот запрет имеет некоторые исключения, которые касаются научной, литературной или артистической деятельности при условии, что такая деятельность не имеет доминирующего характера. 
Обязанность публичного должностного лица отказаться от других профессиональных занятий закреплена в специальных подзаконных актах. Согласно положениям этих актов никто не может одновременно, на постоянной основе, занимать несколько должностей, оплачиваемых из государственного бюджета, либо бюджета местных коллективов (местных органов самоуправления) и их учреждений. Кроме того, доход, получаемый в рамках совмещения должностей, оплачиваемых из разных источников, либо при совместительстве государственных должностей, не должен превышать двойного размера основного оклада, т.е. доход от второго вида деятельности может быть меньшим или равным доходу от основной деятельности, но никак не выше.

В качестве самостоятельных преступлений рассматриваются получение и вымогательство взятки судьей, присяжным заседателем и некоторыми другими лицами, участвующими в уголовном процессе. 
Большая часть должностных злоупотреблений относится к категории проступков. По французскому уголовному праву все преступные деяния делятся по их тяжести на три группы: преступления, проступки и нарушения. Таким образом, должностные злоупотребления отнесены к категории нетяжких преступных деяний. Максимальное наказание, которое может быть назначено за такого рода правонарушение, - тюремное заключение сроком не более десяти лет. Исключение составляют лишь два деяния - взяточничество, совершенное судьей, присяжным заседателем и некоторыми другими лицами, участвующими в уголовном процессе, в пользу или во вред лицу, привлеченному к уголовной ответственности, и посягательство на личную свободу, выраженное в незаконном задержании или удержании другого лица на срок свыше семи суток. Такие действия отнесены законодателем к категории преступлений и наказываются лишением свободы на длительный срок (до пятнадцати лет - за первое из названных преступлений и до тридцати лет - за второе).24

Во Франции происходят массовые расследования коррупционных  действий, совершаемых бизнесменами и политическими деятелями. В 1993 г. премьер-министр впервые пообещал, что не будет этому препятствовать. «Ситуация во Франции постепенно меняется, еще 10 лет назад здесь  запрещалось расследование случаев  взяток и коррупции», — утверждал  французский судья Жан-Пьер Тьери

 

 

 

 

 

Германия

В Германии должностное лицо, требующее имущественной или  иной выгоды либо принимающее таковую  выгоду или обещание ее в будущем  за совершение какого-либо действия в  настоящем или будущем, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет  или штрафом. В качестве квалифицированного состава этого преступления предусмотрено  такое же деяние, если оно совершено  судьей или третейским судьей при  отправлении правосудия. Оно наказывается лишением свободы на срок до 5 лет  или штрафом.25

Если должностное лицо требует имущественной или иной выгоды, либо принимает таковую выгоду или обещание ее в будущем за совершение по службе действий, которые нарушают его служебный долг - преступление наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет. В менее тяжких случаях - лишением свободы на срок до 3 лет или штрафом. Значительно  строже наказываются те же действия, совершенные  судьей или третейским судьей, _ они  влекут за собой лишение свободы  на срок от 1 года до 10 лет и лишь в  менее тяжких случаях _ лишение свободы  на срок от 6 месяцев до 5 лет.

Должностным преступным деянием  традиционно считается взяточничество. Субъектом состава получения выгоды (331 УК) выступает "должностное лицо или лицо, специально уполномоченное на выполнение публичных обязанностей, которое за совершение служебного действия требует в качестве вознаграждения выгоду для себя или третьего лица, принимает обещание предоставить или принимает ее" (абз. 1). За такие же действия наказываются судья или третейские судьи (абз. 2). Признак "предоставление выгоды третьему лицу" является новеллой в составах взяточничества ( 331 и др.). Ранее его признаком было предоставление выгоды только самому должностному лицу. 
Как справедливо отметил проф. Ф.М.Решетников, "при установлении уголовной ответственности за получение и дачу взятки германский законодатель придает решающее значение тому, идет ли речь о выполнении за взятку вполне законных действий, входящих в обязанности данного должностного лица, или же о выполнении действий незаконных, т.е. идущих вразрез с должностными обязанностями того, кто получает взятку"

Составы предоставления выгоды  и подкупа  охватывают так называемую дачу взятки (используя терминологию, применяемую в российском уголовном праве). Данные нормы по существу являются зеркальным отражением . Отличия состоят в том, что в преступных деяниях, предусмотренные выгодой и подкупом субъектом выступает любое лицо, предоставляющее выгоду или дающее взятку, и расширяется перечень лиц, которым эта выгода может быть предоставлена, или кому может быть дана взятка, например, солдат бундесвера. 
Содержащийся в разд. 30 Особенной части Уголовного кодекса _ 336 предусматривает уголовную ответственность за вынесение неправосудного приговора или решения. Это преступление является типичным преступным деянием против правосудия, поскольку посягает на интересы правосудия, связанные с независимостью суда и равноправием сторон, участвующих в судебном процессе. Субъектами данного преступного деяния являются должностные лица и судьи, в том числе третейские. Обязательным признаком данного состава преступного деяния является то, что данные лица нарушают закон в пользу или во вред одной из сторон, участвующих в процессе, осуществляя руководство судебным разбирательством и вынося решение. 
В Особенной части Уголовного кодекса ФРГ отсутствует раздел о преступных деяниях против правосудия, поэтому рассматриваемый состав, несмотря на всю его специфику, расположен в разд. 30 Особенной части "Должностные преступные деяния". Он помещен туда по признаку субъекта данного преступного посягательства - должностного и приравненного к нему германским законодателем лица.26

 

Великобритания

В Великобритании основу уголовного законодательства о взяточничестве (коррупции) составляют Закон о взяточничестве в публичных организациях 1889 года и законы о предупреждении коррупции 1906 и 1916 годов. Первый из названных законов  осуждает «требование взятки или  получение, или согласие на получение  подарка, ссуды, вознаграждения или  чего-либо иного, имеющего ценность как  средства побуждения служащего сделать  что-либо или воздержаться от выполнения чего-либо». Лицо, признанное виновным в таком поступке, присуждается к  тюремному заключению или к уплате стоимости подарка, ссуды или  вознаграждения, полученных им. Дополнительно  оно лишается права быть избранным  или назначенным на какую-либо публичную  должность сроком на семь лет. В случае повторного осуждения виновный может  быть приговорен к лишению служебных  прав навсегда, а также к лишению  права на какую-либо компенсацию  или пенсию, на которые он бы рассчитывал  в качестве должностного лица.

Закон 1916 года об исправлении  Закона о предупреждении коррупции  и дополнениях к нему устанавливает  ответственность за взяточничество в тех случаях, когда делом  или сделкой, по поводу которых взятка была дана, был договор или предложение  договора с центральным правительством или с отдельными правительственными ведомствами. Предусмотренное Законом 1916 года взяточничество карается тюремным заключением на срок от 3 до 7 лет. Британское законодательство рассматривает в  качестве самостоятельного преступления подкуп судей и судебных чиновников. Лица, которые предлагают или дают судебному чиновнику какой-либо дар или денежное вознаграждение с целью повлиять на его служебное  поведение или действие, и судебный чиновник, принимающий вознаграждение, совершают преступление, наказуемое штрафом или лишением свободы до 2 лет. Что же касается коррупции на финансовых рынках, то британская правовая система обязывает финансистов сообщать обо всех подозрительных операциях в правоохранительные органы. Если банкир этого не сделает, то его привлекут к уголовной ответственности в качестве соучастника.

 

 

Италия

Согласно Уголовному Кодексу  Италии, вымогательство взятки имеет  место, когда должностное лицо либо исполняющий обязанности должностного лица, злоупотребляя своей должностью или своими полномочиями, принуждает или побуждает кого-либо дать или пообещать ему или третьему лицу незаслуженные деньги или другие выгоды. Такое деяние наказывается лишением свободы на срок от 4 до 12 лет. Ответственность за получение взятки, согласно итальянскому УК, дифференцируется в зависимости от характера действий, за совершение которых берется вознаграждение.27

УК Италии выделяет три  состава в отдельных статьях: получение взятки в целях совершения действий, входящих в компетенцию  должностного лица, получение взятки в целях совершения действий, противоречащих компетенции должностного лица, и  получение взятки в суде.

 

 

Финляндия

В Уголовном кодексе Финляндии  за совершение государственными должностными лицами коррупционных преступлений предусмотрены различные наказания: от штрафа до 2 лет лишения свободы. При этом лицо освобождается от занимаемой должности, запретом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2 месяцев до 4 лет при наличии отягчающих обстоятельств.

Самые радикальные меры по борьбе с коррупцией предпринимаются  в странах Азии. В Китае, например, за взятку вполне могут казнить. Столь радикальная мера появилась в китайском уголовном кодексе в начале 1980_х годов. Расстрел проводится публично. Подобных приговоров может быть несколько тысяч в год, в том числе и в отношении довольно крупных чиновников, и в отношении менеджеров крупных корпораций. Казнь за взяточничество полагается и на Кубе.

В Арабских Эмиратах коррупционерам отрубают руку, как за воровство.

В заключении раздела можно сделать выводы: взятка - это орудие, бьющее по авторитету власти. Видимо не любая сумма заранее не обусловленного вознаграждения за правомерную реализацию полномочий может нарушить беспристрастность и объективность должностного лица. И чем больше авторитет должности, тем большей «убойной» силы необходимо орудие, чтобы его разрушить и применительно к отдельному чиновнику свести к нулю. Вопрос о мере разрушительного воздействия на объект уголовно-правовой охраны, в каждом конкретном случае ее получения, должен решаться отдельно. Чем существеннее вопросы, которые входят в служебную компетенцию должностного лица и значимее юридические последствия его решений, тем более крупная сумма может быть признана взяткой при получении за законные, заранее не обусловленные действия. Поэтому, в качестве обстоятельств, влияющих на признание тех или иных материальных ценностей взяткой, следует рассматривать объем и значимость полномочий должностного лица, уровень его официальных доходов, фактическое материальное положение.

По различным экспертным оценкам Нигерия относится к  числу самых коррумпированных стран. Согласно материалам Canadian Security Intelligence Service, «В конце 1970-х годов нигерийские бароны и их синдикаты (криминальные банды) в результате взлета цен на нефть получали огромную прибыль. Эти деньги могли бы, но не были пущены на пользу общества. Когда в конце 1980-х астрономические цены на нефть упали, синдикаты стали изыскивать новые пути для обогащения, и, как заметил высланный нигерийский академик Юлиус Ихонвбер, «единственными путями оказались поставка наркотиков, контрабанда валюты и т.д». 
 
С 1994 г. London-based Economist Intelligence Unit дал Нигерии рейтинг одного из самых опасных для ведения бизнеса мест. Коррупция в Нигерии продолжала процветать, и некоторые экономисты предполагали, что ее доля в ВНП страны составляет 10%. Коррупция существовала и на нижних уровнях, где чиновники просили «подарки» за выполнение даже простой бумажной работы, впрочем, в основном из-за того, что им самим приходилось месяцами ожидать свою низкую зарплату. У иностранных бизнесменов при приезде в Нигерию (особенно в Лагос) обслуживающие чиновники и чиновники иммиграционной службы постоянно спрашивали, привезли ли те «подарки», особенно интересуясь американскими долларами. На высших правительственных уровнях Нигерии коррупционная практика стала практически институциональной, особенно при распределении контрактов на «супер-проекты» и на продажу лицензий для производства редких товаров потребления. Предполагается, что от 10 до 15% «переплат» на аукционах по продаже контрактов передается на иностранные банковские счета государственных чиновников. Другой практикой является «продажа» лицензий на импорт, особенно редких товаров, таких как лекарства, рис, растительное масло.» 
Экономика страны продолжает стагнировать, что постоянно подрывает внутреннюю стабильность страны и затрагивает экономику других стран. Все попытки демократизации и экономических реформ в Нигерии провалились. 
 
Коррупция, сочетающаяся со слабостью государства, невыполнением им своих минимальных обязанностей, является серьезной проблемой для многих других развивающихся стран Африки, Латинской Америки, Азии. Для каждого из этих регионов можно привести примеры стран, где образовался «порочный круг» бедности, отсталости и коррупции. 
 
Вместе с тем есть страны, начавшие преобразования и мало-помалу вышедшие на «благотворный цикл реформ». В таких странах удается обуздать коррупцию

Информация о работе Понятие и история ответственности за взяточничество