Понятие и история ответственности за взяточничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мной темы обусловлена тем, что на сегодняшней день правительство наконец-то осознало тяжкие последствия взяточничества в нашей стране и бросает все силы на борьбу с ней. За прошедшие десятилетие предпринимались разные меры для борьбы с коррупцией, которые хотя и не искоренят проблему, но хотя бы ее снижению, тем не менее для ее реализации учитывается опыт последних десятилетий, но к сожалению, без рассмотрения исторического аспекта.
Поэтому Цель моей курсовой работы состоит в рассмотрении исторического аспекта, т.е не только на современном этапе , а на протяжении истории не только России но и за рубежом

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Понятие взяточничества в Уголовном праве РФ……………………………..6
История взяточничества в России и за рубежом ……………………………..12
Раздел 1 история взяточничества в России……………………………………13
Раздел 2 история взяточничества за рубежом………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………….34

Файлы: 1 файл

курсач 3 курс.docx

— 80.23 Кб (Скачать файл)

Действительно, в России корни взяточничества уходят к истокам  государственности и на ранней стадии ее развития смыкаются с другим, не менее характерным для русской  жизни явлением - "кормлением" администрации за счет посадского и  уездного населения.

Надо сказать, что размер подношений утверждался законом или определялся традицией. Поэтому нельзя говорить о взяточничестве того времени как о преступлении, противоречащем общепринятым нормам морали. Преступлением могло считаться лишь значительное преувеличение размера подношений. Когда в России в XVI веке окончательно сформировался централизованный аппарат государственного управления, появились первые бюрократы. Они продолжали «кормиться», получая при этом определенное жалованье из государственной казны. В принципе, опять же ничего предосудительного в таком положении дел ни общество, ни государство не усматривало. К концу XVII века определилось три основных типа материальных подношений: 
• материальное подношение за осуществление какой-либо определенной работы, например, за составление или заверку документа. В целом, называть подобное явление взяткой нелогично – работник получал полагающуюся ему плату за услугу. 
• материальное подношение в качестве выражения уважения или благодарности представителю власти. Такие подношения назывались «почестями» или «поминками» и редко делались именно деньгами – в ход шли драгоценности, продукты и любые другие дорогостоящие товары. 
• материальное подношение представителю власти с целью его подкупа то, что сейчас мы и понимаем под термином «взятка»- считался преступным, именовался «посулом» и карался в соответствие с определенным законодательством. 
 
 
Ежедневные записи земских старост в "издержечных" книгах дают представление о мирских расходах на содержание воеводского двора и канцелярии. В книгах аккуратно подсчитывалось, сколько денег, пирогов, мяса, рыбы, свечей, бумаги и прочих припасов "несено" воеводе, членам его семьи и подьячим; к концу года эти подношения составляли довольно значительные суммы. "Мирские расходы на воеводу и подьячих, - замечает С.М. Соловьев, - были делом обыкновенным, не возбуждали ропота и жалоб". Исключение представляли отдельные случаи, когда "иной воевода хотел кормиться уже слишком сытно" . В таких условиях грань между законными требованиями и злоупотреблениями администрации была трудноуловимой.

Введение в 1715 г. фиксированного жалованья всем гражданским служащим не привело к искоренению злоупотреблений. Тем более что в условиях военного времени жалованье выплачивалось нерегулярно и далеко не в полном объеме (в 1723 г. четвертую его часть вычли на нужды государства), а если и выдавали все сполна, то брали подписки о возвращении денег в казну по первому требованию; иногда в связи с отсутствием денег их заменяли пушным товаром. Исследуя этот вопрос, историк М.М. Богословский пришел к выводу, что "государство, заведя сложную канцелярскую машину управления, не имело достаточных средств содержать ее... "  17. Не получая жалованья, многие чиновники, особенно низших классов, откровенно бедствовали, поэтому взятки были нередко единственным способом выживания 18.

В XVIII веке Петр I запретил любые  материальные вознаграждения со стороны народа государственным служащим. Жестоко карались любые факты подкупа, и «почестей» с «поминками». За поведением чиновников должны были следить специально назначенные представители фискальных органов, однако и они могли закрыть глаза на все факты нарушений, получив собственное вознаграждение. Поэтому подобные меры ни к чему не привели: правление Петра Великого ознаменовалось распространением взяточничества и казнокрадства, особенно среди низших ступеней государственного аппарата. Да и как могло случиться иначе, если даже среди ближайшего окружения императора находилось множество нечистых на руку. Например, Александр Данилович Меньшиков, наживший свое богатство сомнительными путями, в основе которых лежала практика откатов. После смерти Петра I борьба с взяточничеством практически завершилась. Это обусловлено, во многом, последствиями многочисленных войн и реформ, в результате которых казна осталась без средств, необходимых на содержание чиновничьего аппарата. Поэтому уровень взяточничества и казнокрадства в те и последующие времена был очень высоким.

Екатерина II приняла решительные меры против злоупотреблений администрации. В 1763 г. государственный аппарат был вновь переведен на казенное содержание, и все служащие, от канцлера до копииста, были обеспечены приличным жалованьем. Как отмечалось в указе 1764 г., правительство, стремясь избавить подданных от взяток судьям и канцелярским служителям, ввело им "довольное жалованье, которое бы они получая не имели уже причины, сверх того, к богоненавистной корысти" 

Действительно, в 1770-е гг. злоупотреблений стало меньше, но этот относительно благополучный период был непродолжительным. Заметное к концу XVIII в. падение курса ассигнационного рубля по отношению к серебряному, которое с начала XIX в. приняло угрожающие размеры, не могло не сказаться на материальном положении чиновников, получавших жалованье в ассигнациях. В 1768-1786 гг. ассигнационный рубль практически равнялся серебряному, но с увеличением выпуска ассигнаций его курс менялся. В 1795-1807 гг. он колебался в пределах 65-80 коп. серебром, а с 1807 г. началось его резкое падение. Ухудшение материального положения чиновников способствовало росту злоупотреблений. 

Уровень взяточничества в  России в 18–19 вв. был традиционно  высоким. Взяточничество возрастает с  началом Первой мировой и достигает фантастических масштабов во время Гражданской войны. Масштаб взяточничества в СССР, в силу особенностей политической и экономической системы, был существенно ниже дореволюционного. Уточним, речь идет о масштабе взяток, а не о распространенности явления. В стране, где человек, имеющий автомобиль, рассматривался как весьма состоятельный, взятки и подношения считались не на сотни тысяч, а на сотни рублей. В последние десятилетия советской истории, с возникновением «цеховиков» и появлением теневой экономики, рос уровень коррумпированности госаппарата, а значит и масштаб взяточничества. Взятки дифференцируются в зависимости от уровня доходов взяткодателя. Хворая бабушка несла деревенскому врачу курицу со своего подворья, а директор завода, выбивавший оборудование для выпуска «левой» продукции платил чиновникам Госснаба десятки тысяч рублей.

Распад СССР и изменение  общественного строя породили особые условия для взяточничества. Формирование рыночных отношений в бывшем социалистическом обществе, отсутствие целостной нормативно-правовой базы предпринимательской деятельности, раздел общегосударственной социалистической собственности, на фоне дефицита демократических  традиций и отсутствия гражданского общества создали исключительно  благоприятные условия для чиновничьих  злоупотреблений.

Взяточничество приняло  подлинно всеобщий характер

Взятки в современной  России – это Монблан, в основании  которого – неисчислимые подношения слесарю-сантехнику на бутылку, врачу, медсестре и нянечке в больнице, воспитателю в детском саду и  т.д. На вершине же лежат исчисляемые  в миллионах долларов взятки крупным госчиновникам, поступающие на шифрованные счета в зарубежных банках19

Согласно данным президента фонда ИНДЕМ Георгия Сатарова (май 2002), российские граждане ежегодно тратят на взятки различным должностным  лицам в общей сложности не менее 37 млрд. долларов. Сумма эта  соотносима с размерами государственного бюджета страны.20

Словарь Даля приводит массу пословиц на нашу тему. Среди них: «Судьям то и полезно, что в карман полезло», «Всяк подьячий любит калач горячий», «В суд ногой – в карман рукой», «Земля любит навоз, лошадь овес, а воевода принос».21

 

Таким образом, в России формирование такого сложного понятия, как "взятка", было результатом "совместных усилий" государства, администрации и общества и хорошо укладывалось в рамки  исторической традиции.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2

Борьба со взяточничеством за рубежом

 

Во всем мире коррупция  рассматривается как наиболее опасное  для общества явление, за которое  предусмотрено уголовное или  административное наказание. Дела о  коррумпированности государственных  деятелей подвергаются общественной огласке.

США

Самой решительной политикой  в борьбе с коррупцией с помощью  законодательных средств отличаются США. На международном уровне признается, что уголовное законодательство этой страны содержит более широкое  понятие уголовно наказуемой коррупции, чем в странах Европы, которые  уделяют проблеме коррупции не меньше внимания.

Законодательство США  предусматривает наказание за активный и пассивный подкуп в виде штрафа, сумма которого исчисляется тройным  размером взятки, или лишением свободы  до 15 лет. То и другое наказание могут  быть совмещены по решению суда. За стимулирование совершения законных действий должностным лицом, т.е. за дачу и получение «чаевых», законодательство США предусматривает штраф, размер которого определяет суд, или лишение  свободы до 2 лет, или совмещение того и другого.22

Отдельная норма законов  США предусматривает уголовную  ответственность руководителей  банков за предоставление ссуды или  денежного подарка инспектору или  помощнику инспектора, который проверяет  банк или имеет право проверять  его. Данная норма является профилактикой  взятки. При привлечении к ответственности  не нужно доказывать, что инспектор  произвел какие-либо действия в пользу банка. За совершение данного преступления предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до одного года или штраф на сумму ссуды  или подарка. Такое же наказание  и дисквалификация ожидают инспектора, принявшего ссуду или подарок от банка, который он инспектирует или может инспектировать.

Специальная норма касается активного и пассивного подкупа  работников федеральной банковской системы, нацеленного на получение  кредита. Статья предусматривает штраф  до 1 млн. долларов или в тройном  размере от ценности вещи, данной, предложенной, обещанной, выпрашиваемой, потребованной, принятой или которую согласился принять подкупаемый. Предусматривается  также лишение свободы до 30 лет  или совмещение того и другого  наказания. Если ценность взятки не превышала 1 тысячу долларов, то лишение свободы  не может быть более одного года.

Власти американского  штата Нью-Джерси продолжают расследовать деятельность группы, которая подозревается  во взяточничестве и отмывании денег. В группу входят 44 человека, в том  числе мэры трёх городов, два члена  легислатуры штата и пять раввинов.  

 

Число арестованных было так  велико, что для их транспортировки  в отделение ФБР в Ньюарке, самом большом городе штата, пришлось использовать школьные автобусы, а группы захвата насчитывали более 300 человек.23

 

Уголовно наказуемым является и требование или получение денег  или имущественных ценностей  с целью способствовать устройству на государственную службу. Виновный наказывается лишением свободы на один год, или штрафом в размере  требуемой или полученной суммы, или совмещением того и другого  вида наказания. Исключение делается для  специальных агентств по найму, получающих разрешение участвовать в наборе на государственную службу.

 

 

Канада

Государственный служащий, занимающий должность в суде или  в законодательном органе Канады, за одно лишь согласие получить материальные и иные блага взамен на совершение определенного действия или попустительства такому действию подлежит тюремному заключению на срок до 14 лет. Аналогичное наказание предусмотрено для комиссаров полиции и других лиц, осуществляющих полномочия в сфере правосудия, которые взамен на материальные и иные выгоды соглашаются повлиять на процесс судопроизводства, скрывать от розыска лицо, совершившее преступление, и др.

В Канаде законодательные  меры против парламентской коррупции  устанавливаются нормами уголовного и конституционного права. Они распространяются на всех членов обеих палат парламента, а также на правительство.

Уголовный кодекс Канады приравнивает наиболее откровенную форму парламентской  коррупции - взяточничество - к нарушению  конституции и акту государственной  измены. Уголовному наказанию подлежит как получившее взятку лицо, так  и давшее ее. Парламентарию в этом случае грозит тюремное заключение сроком до 14 лет, причем он автоматически лишается депутатского мандата со дня признания  его виновным в суде.

Конституционное право Канады (а именно Акты о парламенте и  Регламент парламента) содержит свод правил и рекомендаций, касающихся поведения парламентариев при столкновении их политических и экономических  интересов, вытекающих из прежних занятий  депутатов парламента разными видами предпринимательской деятельности. Данные нормы направлены как против зависимости парламента от бизнеса, так и против использования депутатами служебного положения в корыстных  целях.

Рядовые парламентарии официально сохраняют право владеть и  распоряжаться ценными бумагами, занимать, посты в корпорациях, но данное разрешение о6ставлено целым  рядом регламентирующих условий. Все депутаты обязаны ежегодно сообщать в письменном виде подробные данные о компаниях, в которых они являются директорами, менеджерами или служащими, а также о корпорациях или фондах, ценными бумагами которых они владеют: необходимо указывать адреса фирм, общий характер их деятельности, обороты, прибыльность, участие в правительственных контрактах, экспорте и импорте и т.д. Участвовать в деятельности корпораций, имеющих контракты с правительством Канады, разрешается лишь лицам, впервые избранным в парламент, и то при условии, что стоимость работ по таким контрактам не превышает 1000 долларов ежегодно. Депутаты, заседающие в парламенте в течение двух и более сроков, не вправе иметь в какой-либо форме отношение к выполнению правительственных контрактов. Нарушение установленных норм наказывается штрафом до 10 тыс. долларов. Кроме того, депутат, получивший в обход закона прибыль от выполнения правительственного контракта, в 30-дневный срок обязан вернуть в казну сумму, равную упомянутой прибыли, отказаться от дальнейшего участия в контракте и выйти из правления корпорации. В противном случае он немедленно лишается места в парламенте, которое автоматически становится вакантным.

В связи с существованием указанных ограничений современные  Канадские парламентарии предпочитают не заниматься предпринимательством после  прихода в политику. Лишь некоторые  из них сохраняют побочный род  занятий - юридическую или медицинскую  практику, которая может считаться  специфическим видом бизнеса. Часть  депутатов владеет небольшими пакетами акций, обычно в семейных фирмах.

Информация о работе Понятие и история ответственности за взяточничество