Понятие и основания налоговых преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:15, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении налоговых преступлений.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
дать общую уголовно-правовую характеристику преступлений в сфере экономической деятельности.
раскрыть понятие налогового преступления.

Файлы: 1 файл

f;f;f;.docx

— 60.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблемы уголовной ответственности  за преступления в налоговой сфере  представляются наиболее сложными как  для ученых-юристов, так и для  правоприменителей.

Основные причины и  условия налоговой преступности в значительной степени отличаются от общеуголовных.

В современных условиях налоги являются главным источником бюджетных  доходов. Постоянное увеличение расходов, вызванное различными объективными причинами, побуждает государство  повышать уровень налогообложения. При этом налоговая политика практически  не учитывает то обстоятельство, что  подавляющее большинство отечественных  предприятий используют устаревшее оборудование, технологии, испытывают острую нехватку оборотных средств  и не могут сбыть свою неконкурентоспособную  продукцию, как на внутреннем, так  и на внешнем рынке. Все это  приводит к возникновению взаимных неплатежей и к снижению возможностей предприятий уплачивать возросшие  налоги. Между тем достаточно часто  и экономически благополучные предприятия, среди которых выделяются торгово-закупочные, посреднические, зачастую прибегают  к уклонению от уплаты налогов.

Цель данной работы состоит  в рассмотрении налоговых преступлений.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  задачи:

дать общую уголовно-правовую характеристику преступлений в сфере  экономической деятельности.

раскрыть понятие налогового преступления.

 

 

рассмотреть уголовно-правовую характеристику отдельных видов  налоговых преступлений.

Объектом исследования выступают  общественные отношения в сфере  законодательства о налогах и  сборах, регулирующего ответственность  лиц, совершающих налоговые преступления.

1. Понятие и  основания налоговых преступлений.

Понятие «налоговое преступление»  отсутствует как в НК РФ, так  и в УК РФ. Однако, учитывая положения  УК РФ, такое понятие можно сформулировать. Под налоговым преступлением следует понимать виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения. Общественная опасность налоговых преступлений заключается в том, что они влекут непоступление денежных средств в бюджетную систему РФ, а это неизбежно приводит к потере способности государства финансировать субъекты публичной власти.

Преобразования в России в начале 1990-х потребовали кардинального изменения налоговой системы. В конце 1991 г. в России была проведена реформа системы налогообложения, приняты основные законы, определяющие порядок и условия уплаты налогов.

Становление налоговой системы  в России сопровождается значительным ростом числа налоговых преступлений. По оценкам специалистов, государство  ежегодно недополучает до 1/3 налоговых  поступлений в бюджет. Уклонение  от уплаты налогов получило широкое  распространение, носит массовый характер и является главной причиной непоступления налогов в бюджет. Рост налоговой преступности имеет высокую динамику. Как показывает статистика, чаще всего налоговые преступления направлены

 

на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет.1

Признаками налогового преступления являются:

1) вина субъекта преступления, т.е. лица, совершившего деяние;

2) общественная опасность  деяния;

3) нарушение норм законодательства  о налогах и сборах;

4) наличие запрета уголовного  законодательства, предусматривающего  ответственность за совершение  деяния.

В ряде случаев объект правовой охраны идентичен для уголовных, административных и иных запретов, а соответствующее разграничение  производится по показателю степени  общественной опасности содеянного, в частности формальному признаку размера причиненного вреда. Это  относится также к нарушениям, совершаемым в налоговой сфере. Прежде всего рассмотрим вопрос, касающийся субъекта налогового преступления и его виновности в совершении общественно опасного деяния. Субъект налогового преступления — вменяемое физическое лицо (ст. 19 УК РФ). Для привлечения к уголовной ответственности должна быть доказана его виновность в совершении противоправного деяния.

Общественная опасность преступления как базовая категория уголовного права основывается на взаимной связи общественных отношений, охраняемых уголовным законом, и вреда, причиняемого данным

 

отношениям, предопределяется их качественно-количественными характеристиками. Сущность общественной опасности преступления связана с характеристиками общественных отношений, охраняемых уголовным законом, и одновременно — с характеристиками вреда, причиненного фактически или могущего быть причиненным данным общественным отношениям.

Последствия преступления — один из основных показателей его общественной опасности. Это объективный критерий, позволяющий в сочетании с признаками объекта установить его параметры общественной опасности как родового понятия того или иного вида преступлений, а также конкретного преступного проявления. Общественно опасные последствия выполняют в уголовном праве несколько функций, в том числе функцию основания криминализации деяний.

Налоговое преступление считается  оконченным с момента фактической  неуплаты налога за соответствующий  налоговый период в срок, установленный  налоговым законодательством для  уплаты налога. Моментом совершения налогового преступления является дата истечения  срока, отведенного специальными нормами  НК РФ для уплаты конкретного налога. К ответственности за совершение налогового преступления лицо может  быть привлечено только в судебном порядке. В суде должен быть доказан  полный состав преступления (все его  признаки). В качестве доказательств  по налоговому преступлению могут быть признаны первичные документы, документы  налогового учета, налоговые декларации. В отношении данных, подтверждающих наличие или отсутствие в действиях  подсудимого состава преступления, Верховный Суд РФ указал, что такие  данные наряду с заключением эксперта могут устанавливаться также  актами документальных проверок исполнения налогового законодательства и ревизии  финансово-хозяйственной деятельности. Что касается виновности в совершении

 

преступления, то здесь следует  иметь в виду следующее: виновность подразумевает умысел в совершении деяния. Применительно к налоговому преступлению составообразующим может быть признано только такое деяние, которое совершается с умыслом и направлено на избежание уплаты налога в нарушение установленных налоговым законодательством правил. Это обязывает органы, осуществляющие уголовное преследование, не только установить в ходе расследования и судебного рассмотрения конкретного уголовного дела сам факт неуплаты налога, но и доказать противозаконность соответствующих действий (бездействия) налогоплательщика и наличие умысла на уклонение от уплаты налога. Объективное вменение (применительно к сфере налогообложения — уголовная ответственность за невнесение налога, явившееся результатом невиновного поведения) не допускается.2

При доказывании обвинителем  наличия в действиях (бездействии) лица всех признаков налогового преступления сложнее всего доказать именно субъективную сторону, т.е. наличие умысла — прямого  или косвенного.

2. Общая характеристика  налогового расследования. 

Как следует из самого понятия  «налоговое расследование», его основным отличием от расследования в целом  является отраслевая специализация. Налоговое  расследование может быть проведено  только в отношении фактов нарушения  налогового законодательства.

Налоговое расследование  – это совокупность разнообразных  мер розыскного и аналитического характера, с помощью которых  соответствующие органы государства  исследуют, узнают все обстоятельства совершения нарушений законодательства о налогах и сборах.

Объектом налогового расследования  является деятельность налогоплательщика, являющаяся в налоговой сфере  предположительно противоправной и в связи с этим формирующая угрозу налоговой безопасности государства и потенциально дестабилизирующая состояние правопорядка в налоговой сфере.

Налоговое расследование  представляет собой систему правоохранительных и иных функций, где системообразующим  фактором выступает противоправное деяние, квалифицируемое как налоговое  правонарушение или налоговое преступление.

Место налогового расследования  в общей теории расследований. Рассматривая данный вопрос, следует отметить, что  налоговое расследование является разновидностью государственного правоохранного расследования, сочетающего в себе в определенных случаях элементы как административного, так и  уголовно-процессуального видов  расследования. Системообразующим  фактором здесь выступает именно сфера реализации противоправного  посягательства, ставшего предметом  расследования. В случае если деяние совершено в налоговой сфере, то выяснение обстоятельств дела становится возможным посредством проведения именно налогового расследования.

Отдельные элементы налогового расследования в Российской Федерации  искусственно соединены законодателем  с понятиями контрольной работы налоговых органов и производством  по фактам налоговых правонарушений. Однако налоговое расследование  является не составным элементом  указанных понятий, а самостоятельным  процессом, логически и функционально  связывающим процессы налогового контроля и производства по фактам налоговых  правонарушений и налоговых преступлений.

Полномочиями в области  проведения налогового расследования  в той или иной степени наделены все органы налоговой администрации. Раньше в России существовала специализированная государственная структура, созданная  именно для реализации данной функции, – Федеральная служба налоговой полиции и ее территориальные подразделения. Теперь решение этих вопросов передано в ведение МВД России.3

Налоговое расследование  обладает следующими основными признаками:

– имеет структурно-организационное  обеспечение;

– опирается на средства и методы оперативно-розыскного, уголовно-процессуального  характера, а также на результаты налогового контроля;

– направлено на обеспечение  состояния правопорядка в налоговой  сфере и защиту налоговой безопасности РФ.

Основные виды модификаций  налогового расследования. Определяющими  факторами для выбора модификации  налогового расследования в Российской Федерации являются:

– характеристика источника  получения сведений, ставших основанием для проведения налогового расследования;

– характер предполагаемого  противоправного посягательства, подлежащего  расследованию;

– особенности правового  поля, в котором осуществляется расследование;

– субъект, проводящий налоговое  расследование;

– организационная форма  налогоплательщика, чья деятельность подвергается налоговому расследованию;

– сфера экономической  деятельности, в которой произошло  деяние, ставшее предметом налогового расследования.

При определении модификаций  налогового расследования исходя из источника сведений, ставших основанием для его проведения, следует выделить налоговое расследование:

– проводимое по результатам налогового контроля;

– осуществляемое на основании заявления физического или юридического лица;

– проводимое на основании данных, полученных налоговой администрацией в результате оперативно-аналитического поиска или финансовой разведки;

– осуществляемое на основании сведений, полученных от иных государственных правоохранительных или контрольных организаций.

В зависимости от правового  поля, в котором осуществляется налоговое  расследование, существуют следующие  модификации налогового расследования:

– в правовом режиме налогового законодательства;

– правовом режиме налогового и административного законодательства;

– правовом режиме оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства;

– смешанном правовом режиме.

К модификациям налогового расследования, классифицируемым по характеру  противоправного посягательства, относятся  следующие:

– налоговое расследование  налогового правонарушения;

– административное расследование  административного правонарушения в налоговой сфере;

– налоговое расследование  налогового преступления;

– налоговое расследование  факта противоправного деяния в  налоговой сфере, информация о котором  недостаточна и не позволяет квалифицировать  содеянное.

По субъекту проведения налогового расследования различают следующие  модификации налогового расследования:

– осуществляемое налоговыми органами;

– проводимое органами внутренних дел (органами ФСЭ-НП МВД России);

– осуществляемое таможенными органами;

Информация о работе Понятие и основания налоговых преступлений