Понятие и основания налоговых преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 16:15, реферат

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении налоговых преступлений.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
дать общую уголовно-правовую характеристику преступлений в сфере экономической деятельности.
раскрыть понятие налогового преступления.

Файлы: 1 файл

f;f;f;.docx

— 60.12 Кб (Скачать файл)

– смешанное.

В зависимости от организационной  формы налогоплательщика, чья деятельность подлежит расследованию, выделяют модификации  налогового расследования деятельности налогоплательщика:

– физического лица;

– юридического лица.

Характеристика правовых модификаций налогового расследования. Модификационная система налогового расследования, сгруппированная исходя из используемого в ходе ее реализации правового поля, является одной из важнейших.

Налоговое расследование, осуществляемое в правовом режиме налогового законодательства, признается таковым в случае, если процедуры выявления, проверки факта  налогового правонарушения и принятия решения по нему производились на основании норм налогового законодательства. Эта модификация расследования, как правило, осуществляется налоговыми органами РФ. В качестве нормативной  базы при проведении расследования  применяются преимущественно нормы  НК.

Налоговое расследование  в правовом режиме оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства осуществляется исключительно органами внутренних дел. Налоговое расследование, проводимое в соответствии с нормами  УПК, является процессом собирания  и проверки доказательств, необходимых и достаточных для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Данная модификация налогового расследования осуществляется в виде двух стадий – предварительного и судебного следствия. В ряде случаев, указанных в законе, расследование может быть осуществлено в форме дознания, которое либо предшествует предварительному следствию, либо представляет собой самостоятельную форму по делам, по которым предварительное следствие не проводится.

Следственная деятельность в рамках данной модификации осуществляется в правовых режимах оперативно-розыскной  деятельности, налогово-проверочной  работы и уголовного процесса.

Налоговое расследование  в смешанном правовом режиме осуществляется в случаях, когда, например, выявленные в ходе налогового контроля нарушения  налогового законодательства для окончательного разрешения требуют применения уголовно-процессуальных норм и, следовательно, появления в  проверочном процессе следователей органов внутренних дел. Это возможно, когда юридическая оценка результатов  контрольной работы позволяет квалифицировать  содеянное налогоплательщиком как  налоговое преступление.

Налоговое расследование  в данной модификации может осуществляться, например, при проведении отдельных  этапов налогового расследования налоговыми органами и органами внутренних дел. В качестве нормативной базы используются нормы налогового и уголовно-процессуального  законодательства. При этом для оперативно-розыскного сопровождения  предварительного следствия  могут применяться и положения  Федерального Закона «Об оперативно-розыскной  деятельности».4

Расследование налогового преступления, выявленного налоговыми органами. Основанием налогового расследования служит информация, полученная налоговыми органами в ходе реализации ими мероприятий налогового контроля. В результате расследования противоправное посягательство налогоплательщика квалифицировано как совершение налогового преступления. Все материалы передаются соответствующей структуре органов внутренних дел, которая продолжает налоговое расследование собственными силами. Полученные результаты подтверждают обоснованность квалификации. Производство по результатам налогового расследования осуществляется органами внутренних дел в порядке,

предусмотренном УПК. Решение о виновности лица в содеянном принимается судом.

Расследование налогового преступления, переквалифицированного в результате как налоговое правонарушение. Основанием налогового расследования служит информация, полученная налоговыми органами в ходе реализации ими мероприятий налогового контроля. В результате расследования  противоправное посягательство налогоплательщика  квалифицируется как совершение налогового преступления. Все материалы  передаются соответствующей структуре  органов внутренних дел, которая  продолжает налоговое расследование  собственными силами. Если полученные результаты не подтверждают обоснованность квалификации, то противоправное посягательство оценивается как совершение налогового правонарушения. Материалы возвращаются в налоговые органы. Производство в отношении описываемого факта  осуществляется либо самостоятельно налоговыми органами, либо в судебном порядке.

Расследование налогового преступления, выявленного органами внутренних дел. Основанием налогового расследования  является информация, полученная органами внутренних дел в ходе оперативно-контрольной  деятельности (в том числе посредством  получения заявления лица о произошедшем противоправном посягательстве). По результатам  расследования деяние налогоплательщика  квалифицировано как совершение налогового преступления. Производство по результатам налогового расследования осуществляется органами внутренних дел в порядке, предусмотренном УПК. Решение о виновности лица в содеянном принимается судом.

3. Ответственность в сфере налогового законодательства.

3.1 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст.198 УК РФ) или организации (ст. 199 УК РФ).

Объект преступления по данным статьям УК РФ являются общественные экономические отношения, основанные на принципе добропорядочности субъектов  экономической деятельности, и конституционная  обязанность каждого платить  законно установленные налоги и  сборы.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Физические лица обязаны уплачивать, например, сборы за пользование объектами  животного мира и за пользование  объектами водных биологических  ресурсов, если они получают соответствующие  лицензии (ст.333 НК РФ).5

Объективная сторона заключается  в уклонении от уплаты налогов  и (или) сборов с физического лица или организации, совершенном в  крупном размере.

Под уклонением понимают невыполнение виновным определенных норм налогового и иного законодательства, действия и бездействие лица, подтверждающие его нежелание вносить обязательные платежи в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды.

Уголовно наказуемыми  способами уклонения от уплаты налогов  и (или) сборов закон альтернативно  называет:

1) непредставление налоговой  декларации или иных документов, представление которых в соответствии  с российским законодательством  о налогах и сборах является  обязательным;

2) включение в налоговую  декларацию или такие документы  заведомо ложных сведений.

Налоговая декларация - это  письменное заявление налогоплательщика  о полученных доходах и произведенных  расходах, источниках доходов, налоговых  льготах и исчисленной сумме  налога и (или) другие данные, связанные  с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому  налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено налоговым  законодательством.

Понятие иных документов, представление  которых в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах является обязательным, в  законе не определено. Перечень этих документов зависит от вида налога или сбора.

Уклонение от уплаты налогов  и (или) сборов путем непредставления  декларации или иных документов, представление  которых в соответствии с законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах является обязательным, есть тогда, когда лицо умышленно с  целью неуплаты налогов (сборов) по истечении законодательно установленных  сроков не подало декларацию или иные документы в соответствующий  орган.

Включение в налоговую  декларацию или иные документы заведомо ложных сведений состоит в умышленном указании в них любых не соответствующих  действительности сведений, например о размерах доходов и налоговых  вычетов или льгот, о наличии  факта государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, о наличии лицензии на природопользование и т.д.

Субъективная сторона  преступлений, предусмотренных ст. ст. 198, 199 УК РФ характеризуется прямым умыслом. Действия предпринимаются  виновным с целью неуплаты налогов. Неумышленное совершение ошибок при  расчете ставки налога или налоговой  базы может быть наказано как налоговое  правонарушение.

Субъект преступления - специальный. Субъектом преступления, предусмотренного статьей 198 УК РФ, является достигшее шестнадцатилетнего возраста физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и (или) сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным. В частности, в силу статьи 11 НК РФ им может быть индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частный нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет.

Субъектом преступления, ответственность  за которое предусмотрена статьей 198 УК РФ, может быть и иное физическое лицо, осуществляющее представительство  в совершении действий, регулируемых законодательством 

о налогах и сборах, поскольку  в соответствии со статьями 26, 27 и 29 НК РФ налогоплательщик (плательщик сборов) вправе участвовать в таких отношениях через законного или уполномоченного  представителя, если иное не предусмотрено  Налоговым кодексом Российской Федерации.

В тех случаях, когда лицо, фактически осуществляющее свою предпринимательскую  деятельность через подставное лицо (например, безработного, который формально  был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя), уклонялось при этом от уплаты налогов (сборов), его действия следует квалифицировать  по статье 198 УК РФ как исполнителя  данного преступления, а действия иного лица в силу части четвертой  статьи 34 УК РФ - как его пособника  при условии, если он сознавал, что участвует в уклонении от уплаты налогов (сборов) и его умыслом охватывалось совершение этого преступления.

К субъектам преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, могут  быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при  отсутствии в штате должности  главного бухгалтера), в обязанности  которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые  органы, обеспечение полной и своевременной  уплаты налогов и сборов, а равно  иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации  на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Содеянное надлежит квалифицировать по пункту "а" части второй статьи 199 УК РФ, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика.

Иные служащие организации-налогоплательщика (организации - плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части статьи 199 УК РФ как пособники данного преступления (часть пятая статьи 33 УК РФ), умышленно содействовавшие его совершению.

Лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, либо склонившее к его совершению руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) организации-налогоплательщика или  иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и  т.п., несет ответственность в  зависимости от содеянного им как  организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части статьи 33 УК РФ и соответствующей части  статьи 199 УК РФ.

Квалифицирующими признаками преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199 УК РФ, является совершение деяния в особо крупном размере.

По ст. 198 УК РФ деяние признается совершенным в особо крупном  размере, если сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более  трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов  подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов  рублей.

Преступление, совершенное  по ст. 199 УК РФ признается совершенным  в особо крупном размере, если сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов  рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов  подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

Информация о работе Понятие и основания налоговых преступлений