Понятие и правовое регулирование дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 01:21, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является разработка комплекса теоретически обоснованных положений о современном состоянии дознания.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие основные задачи:
изучить нормативно-правовой материал о развитии уголовно-процессуальной функции дознания;
рассмотреть систему органов, компетентных производить дознание;
- охарактеризовать дознание и предварительное следствие в уголовном процессе Франции;
- провести обзор судебной практики по проведению дознания в Мурманской области.

Файлы: 1 файл

Дознание диплом.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

- подозреваемый не имеет постоянного  места жительства на территории Российской Федерации;

- его личность не установлена;

- им нарушена ранее избранная  мера пресечения;

- он скрылся от органов предварительного  расследования или от суда (ч.1 ст.108 УПК РФ).

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу дознаватель возбуждает перед судом соответствующее ходатайство (ст.108 ч.3 УПК РФ) - выносит постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, в котором излагаются сущность предъявленного обвинения (подозрения), основания, в силу которых возникла необходимость в заключении обвиняемого (подозреваемого) под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения, фамилия, имя, отчество, дата рождения и другие данные о лице, в отношении которого избирается данная мера процессуального принуждения. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства9.

Материалы представляются прокурору лично дознавателем.

Прокурор изучает материалы и, в случае согласия на возбуждение ходатайства перед судом, делает на постановлении надпись «Согласен». При несогласии с ходатайством он пишет на постановлении «Не согласен».

Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 и 92 УПК РФ, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее, чем за 8 часов до истечения срока задержания.

Задержанный подозреваемый доставляется в судебное заседание.

Постановление о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу рассматривается судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня, с участием подозреваемого, прокурора и защитника, если последний участвует в деле.

В том случае, если в отношении подозреваемого в порядке ст. 108 УПК РФ была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения его под стражу. При невозможности составить обвинительный акт в указанный срок, подозреваемому предъявляется обвинение, и дело расследуется в установленном порядке либо данная мера пресечения отменяется.

Дознание заканчивается либо прекращением уголовного дела, либо составлением обвинительного акта.

Согласно ст. 225 УПК РФ в обвинительном акте указываются:

1) время и место его составления;

2) фамилия, инициалы и должность  лица, его составившего;

3) данные о лице, привлекаемом  к уголовной ответственности;

4) место и время совершения  преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела; 5)формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ;

6) перечень доказательств, подтверждающих  обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона  защиты;

7) обстоятельства, смягчающие и  отягчающие наказание;

8) данные о потерпевшем, характере  и размере причинённого ему  вреда;

9) список лиц, подлежащих вызову  в суд.

Таким образом, обвинительный акт представляет собой процессуальный документ, в котором объединены характерные для Предварительного следствия акты: постановление о привлечении в Качестве обвиняемого и обвинительное заключение. Соответственно, под обвинительным актом можно понимать итоговый процессуальный документ дознания, в котором дознаватель формулирует обвинение в причастности конкретного лица к совершению преступления и отражает предварительные юридические оценки и выводы о доказанности обвинения и необходимости судебного рассмотрения дела.

Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе.

Потерпевшему или его представителю по его ходатайству может быть предоставлено право ознакомления с обвинительным актом и материалами уголовного дела в том же порядке, который предусмотрен для обвиняемого и его защитника10.

Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору.

В соответствии со ст. 226 УПК РФ прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в срок не более двух суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного  акта и направлении уголовного  дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела  со своими указаниями для пересоставления  обвинительного акта в случае  его несоответствия требованиям ст. 225 УПК РФ. При этом прокурор может продлить срок дознания, но не более чем на трое суток;

3) о прекращении уголовного дела  по основаниям, предусмотренным  ст. 24-28 УПК РФ;

4) о направлении уголовного дела  для производства предварительного следствия.

При утверждении обвинительного акта прокурор вправе своим постановлением исключить отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

Копия обвинительного акта вручается прокурором обвиняемому и его защитнику.

Составление обвинительного акта при дознании означает завершение предварительного расследования, признание соответствующего лица обвиняемым11.

 Дознание функционирует только  как одна из форм предварительного  расследования по уголовным делам, перечисленным в ч.3 ст.150 УПК РФ, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (ст.15 УК РФ). В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную и укороченную по срокам форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл.32 УПК РФ). При этом действия и решения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производстве предварительного следствия.

В настоящее время дознание производится по делам о преступлениях, подпадающих под признаки 135 составов преступлений, перечисленных в п.1 ч.3 ст.150 УПК. В законе предусмотрено также, что по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести дознание проводится по письменному указанию прокурора".

Процессуальный закон не допускает производства дознания в отношении конкретных лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, а также заболевших после совершения преступления психическим расстройством, делающим невозможным назначение наказания или его исполнение. Поскольку по этим делам обязательно производство предварительного следствия, то в случаях установления в ходе дознания указанных обстоятельств уголовное дело должно быть направлено прокурору для определения подследственности и передачи следователю. Дознание по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, установленном ч.2 УПК, с изъятиями, предусмотренными гл.50 УПК.

Таким образом, в соответствии с законом дознание носит процессуальный характер, производится по правилам, закрепленным в УПК, и призвано выполнять назначение уголовного судопроизводства, предусмотренное ст.6 УПК.

Фактические данные об обстоятельствах преступления, полученные в ходе дознания, имеют доказательственное значение по уголовному делу и подлежат исследованию и оценке в стадии судебного разбирательства на общих основаниях в условиях равенства и состязательности сторон.

 

 

1.3. Правовые основы деятельности органов дознания 

 

В современном уголовном процессе России органами дознания являются конкретные государственные органы и должностные лица, уполномоченные производить в форме дознания предварительное расследование преступлений и осуществлять другие процессуальные полномочия, предусмотренные законом (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

В УПК Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень органов дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

1) Органы внутренних дел Российской  Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

На основании ст. 13 Федерального закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (в ред. ФЗ от 02. 12. 2005 года №150-ФЗ) такими полномочиями обладают оперативные подразделения:  

 органов внутренних дел Российской  Федерации;

органов федеральной службы безопасности;

федеральных органов государственной охраны; 

 таможенных органов Российской  Федерации;

Службы внешней разведки Российской Федерации; 

 Федеральной службы исполнения  наказаний;

органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий вышеуказанных органов.

2) Главный судебный пристав Российской  Федерации, главный военный судебный  пристав, главный судебный пристав  субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный  пристав, старший военный судебный  пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3) Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений  или гарнизонов;

4) Органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Все органы исполнительной власти, перечисленные в ч.1 ст.40 УПК, обладают полномочиями органа дознания и действуют в пределах своей процессуальной компетенции.

В уголовно-процессуальном законе (ч. 2 ст. 40) определены два основных направления процессуальной деятельности органов дознания.

На органы дознания возлагается:

производство дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно, - в порядке, установленном гл.32 УПК РФ;

выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, - в порядке, предусмотренном ст.157 УПК РФ.

УПК РФ нацеливает органы дознания на быстрое проведение неотложных следственных действий и закрепляет специальные правила о том, что при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, возбуждение уголовного дела и проведение неотложных следственных действий возлагается на:

органы дознания, указанные в п.1 и 8 ч.3 ст.151 УПК РФ, - по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в п.2 - 6 ч.2 ст.157 УПК РФ; 

 органы федеральной службы  безопасности - по уголовным делам  о преступлениях, указанных в  п.2 ч.2 ст.151 УПК;

таможенные органы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.188 (ч.2-4), 189, 190, 193 УК РФ;

 командиров воинских частей  и соединений, начальников военных  учреждений и гарнизонов - по уголовным  делам о преступлениях, совершенных  военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

иных должностных лиц, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со ст.40 УПК.

В соответствии с ч.3 ст.40 УПК возбуждение уголовных дел публичного обвинения и производство неотложных следственных действий возлагается также на: 

 капитанов морских и речных  судов, находящихся в дальнем  плавании, - по уголовным делам  о преступлениях, совершенных на  данных судах; 

 руководителей геологоразведочных  партий и зимовок, удаленных от  мест расположения органов дознания, указанных в части первой ст.40 УПК РФ, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Компетенция перечисленных органов дознания по производству неотложных следственных действий при расследовании преступлений, по которым предварительное следствие обязательно, определяется по предметным (родовым), территориальным и персональным признакам подследственности уголовных дел. При обнаружении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, орган дознания обязан возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования.

Информация о работе Понятие и правовое регулирование дознания