Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 23:44, реферат
Целью данной работы является комплексный подход к изучению уголовно-правовых, уголовно - процессуальных и криминологических мер принудительного характера, их природы и содержания воспитательного воздействия. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- изучение истории развития принудительных мер воспитательного характера в России;
- исследование природы и содержания принудительных мер воспитательного характера;
-выявить основные виды принудительных мер воспитательного характера.
Введение……………………………………………………………………..стр.3
Глава 1 Уголовно-правовое понятие принудительных мер воспитательного воздействия………………………………………….…стр.5
§1.1 История развития принудительных мер воспитательного характера в России…….…………………………………………………………………стр.5
§1.2 Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия…………………………………………………………………стр.12
Глава 2 Виды и содержание принудительных мер воспитательного воздействия ………………………………………………………………..стр.18
§2.1 Виды принудительных мер воспитательного воздействия…………стр.18
§2.2 Содержание принудительных мер воспитательного воздействия………………………………………………………………….стр.19
Заключение…………………………………………………………………стр.32
Список литературы………………………………………………………стр.34
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени А.Г. и Н.Г. Столетовых»
Юридический институт
Кафедра «Уголовное право и процесс»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Назначение наказания и его исполнение в отношении несовершеннолетних»
на тему: «Понятие и виды принудительных мер воспитательного воздействия. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия.»
Выполнил:
студент(ка) 3 курса
гр. ЗЮвд-110
Солодова Е.Е.
Принял:
Владимир, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Уголовно-правовое
понятие принудительных мер воспитательного
воздействия………………………………………….…
§1.1 История развития
принудительных мер воспитательного характера
в России…….………………………………………………………
§1.2 Понятие и правовая природа
принудительных мер воспитательного воздействия…………………………………………………
Глава 2 Виды и содержание
принудительных мер воспитательного воздействия ………………………………………………………………..стр.
§2.1 Виды принудительных мер воспитательного воздействия…………стр.18
§2.2 Содержание принудительных мер воспитательного
воздействия…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В структуре общества молодежь рассматривается как одна из самых многочисленных возрастных групп населения, занимающая заметное место в политической и культурной жизни, системе трудового потенциала страны. Кроме того, она выступает и как потребитель накопленных предыдущими поколениями духовных и материальных ценностей.
В условиях роста социальной напряжённости, углубления кризисных явлений в экономике и социальной сфере в первую очередь затрагиваются судьбы детей и подростков. Растет детская беспризорность и бродяжничество, всё больше детей и подростков приобщаются к наркотикам и алкоголю, ведут антисоциальный образ жизни, уклоняясь от учебной и трудовой деятельности.
Каждый второй подросток, которому было назначено наказание в виде лишения свободы, обрел в местах лишения свободы такой запас криминальных склонностей и опыта, которые обусловили совершение им преступлений и в дальнейшем.
Одним из обстоятельств, обусловливающих
такое положение дел в
Целью данной работы является комплексный подход к изучению уголовно-правовых, уголовно - процессуальных и криминологических мер принудительного характера, их природы и содержания воспитательного воздействия. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- изучение истории развития принудительных мер воспитательного характера в России;
- исследование природы и
-выявить основные виды
Объектом исследования являются отношения в сфере применения правовых норм, регламентирующих основания и порядок применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия.
Предмет исследования составляют:
- нормы ранее действовавшего и современного отечественного уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иных отраслей законодательства, регламентирующего различные аспекты
- юридическая и иная литература, касающаяся проблем применения принудительных мер воспитательного воздействия
Глава 1 Уголовно-правовое понятие принудительных мер воспитательного воздействия
§1.1 История развития принудительных мер воспитательного характера в России
В текстах первых памятников древнерусского права - Русская Правда, Судебник 1550 г. (Ивана IV Грозного), Судебник царя Федора Ивановича 1589 г. - нет норм, четко определяющих возраст привлечения к уголовной ответственности, понятие вменяемости, а тем более особенности уголовной репрессии в отношении несовершеннолетних. Лишь в нормах Соборного уложения 1649 г. впервые в истории развития российского уголовного права была сделана попытка определения специальных мер уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетних. В соответствии со ст. 6 Уложения царя Алексея Михайловича дети полностью подчинялись родительской власти. Поэтому в случае, когда "сын или дочь учнет бити челом о суде на отца или матерь, да их же за такое челобитье бити кнутом и отдать их отцу и матери"1. Родители обладали правом наказывать своих детей розгами, а в конце XVIII в. им было разрешено отдавать своих непослушных детей в смирительные дома, внаем на срок до пяти лет. Таким образом, по своему карательно-воспитательному потенциалу применяемые в тот период меры в большей степени являются прообразом принудительных мер воспитательного воздействия (п. "б" ч. 2 ст. 90 УК РФ - передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа), чем наказания.
Дальнейшее развитие российского уголовного законодательства, учитывая накопленный веками опыт, шло по пути дифференциации уголовной ответственности с учетом возрастных особенностей лица, совершившего общественно опасное деяние, допуская применение к несовершеннолетним правонарушителям уголовно-правовых средств, являющихся альтернативой наказанию. Так, в эпоху царствования Петра I в толковании артикула 195 Воинских артикулов от 25 января 1715 г. сказано: "Наказание воровства обыкновенно умаляется или весьма отставляется, ежели... вор будет младенец, которых дабы заранее от сего отучить, могут от родителей своих лозами наказаны быть"2. Вместе с тем о возрасте младенца в законе ничего не говорится, поэтому трудно определить, с какого возраста младенец освобождался от уголовной ответственности за совершенное им противоправное деяние.
Шагом вперед в развитии уголовного законодательства России явилось Уложение о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 г. В соответствии со ст. 144 Уложения уголовному наказанию подлежало лицо в возрасте не менее 10 лет. Статья 143 предоставляла суду право устанавливать, "с разумением" или "без разумения" действовал малолетний в возрасте от 10 до 14 лет. Если выяснялось последнее, то наказание практически не определялось, "дети отдавались родителям или благонадежным родственникам для строгого за ними присмотра, исправления и наставления, между прочим, и через духовника их или другого священнослужителя"3. Указанную меру, применяемую в отношении малолетних, можно считать прообразом определяемой сегодня принудительной меры воспитательного воздействия в виде передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа (п. "б" ч. 2 ст. 90 УК РФ). К таковой можно отнести и "домашнее исправительное наказание" под надзором родителей или опекунов, применяемое в соответствии со ст. 148 Уложения в отношении несовершеннолетних от 14 лет до 21 года "за преступления, учиненные по неосторожности"4.
В обязательном порядке смягчалось наказание, назначаемое лицам, совершившим преступление в возрасте от 10 до 14 лет. Несовершеннолетние в возрасте от 14 лет до 21 года согласно ст. 145 Уложения подвергались тем же наказаниям, что и взрослые преступники, только с некоторым смягчением: "...наказания телесные над ними, которые по состоянию своему от оных не изъяты, совершаются не через палачей, а через полицейских служителей и не плетьми, а розгами, и что время работ, к коим они приговариваются, сокращаются одною третью; а в случаях, когда их следовало приговорить к каторжной работе в рудниках без срока, они приговариваются к каторжным работам в рудниках на двадцать лет"5. Таким образом, уголовная ответственность и наказуемость деяния по Уложению 1845 г., хотя и наступала с 10-летнего возраста, но в полном объеме преступник мог отвечать по закону только при достижении им совершеннолетия, т.е. когда ему исполнится 21 год. До достижения указанного возраста к правонарушителю суд в качестве альтернативы наказанию мог использовать предусмотренный законом широкий спектр принудительно-воспитательных мер.
Значимость применительно
к исследуемому вопросу Уложения
о наказаниях уголовных и исправительных
определяется и тем, что в нем
впервые в отечественном
Приюты устраивались Правительством,
но независимо от этого к их учреждению
призывались земство, общества и
духовенство, а также и частные
лица. Следует указать, что Правительство
поощряло создание общественных и частных
приютов. Указанные заведения
Помещенные на основании судебного решения в приют несовершеннолетние содержались там до исправления, причем продолжительность их пребывания не могла быть менее года. Определение срока пребывания подростков в указанном заведении являлось исключительной компетенцией администрации заведения, где содержался несовершеннолетний. По Уложению срок пребывания в приюте заканчивался с достижением несовершеннолетним возраста 21 года. Администрация приюта могла освобождать воспитанников и условно (на срок до шести месяцев), но при установлении "дурного поведения" освобожденный возвращался в приют. Условно освобождаемые часто помещались до достижения ими возраста 18 лет к "благонадежным" мастерам, в промышленные заведения, устраивались на сельские или иные работы9. По выходе из приюта несовершеннолетний состоял под так называемым покровительством заведения, в котором он воспитывался. Администрация приюта заботилась о будущем подростка, как правило, с согласия и от имени несовершеннолетнего заключала договоры с мастерами или заведениями10.
Помимо помещения
Уголовное уложение 1903 г. (хотя
оно и не было полностью принято)
является последним крупным
Таким образом, обзор дореволюционного
законодательства указывает на преемственность
таких концептуальных положений
в современном отечественном
праве, как специальное регулирование
уголовной ответственности и
наказания несовершеннолетних; "ступенчатость"
границ уголовной ответственности;
более мягкие виды и сокращенные
сроки наказаний, а также возможность
назначать меры, заменяющие наказание,
- прообразы ныне применяемых принудительных
мер воспитательного