Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 23:44, реферат
Целью данной работы является комплексный подход к изучению уголовно-правовых, уголовно - процессуальных и криминологических мер принудительного характера, их природы и содержания воспитательного воздействия. Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- изучение истории развития принудительных мер воспитательного характера в России;
- исследование природы и содержания принудительных мер воспитательного характера;
-выявить основные виды принудительных мер воспитательного характера.
Введение……………………………………………………………………..стр.3
Глава 1 Уголовно-правовое понятие принудительных мер воспитательного воздействия………………………………………….…стр.5
§1.1 История развития принудительных мер воспитательного характера в России…….…………………………………………………………………стр.5
§1.2 Понятие и правовая природа принудительных мер воспитательного воздействия…………………………………………………………………стр.12
Глава 2 Виды и содержание принудительных мер воспитательного воздействия ………………………………………………………………..стр.18
§2.1 Виды принудительных мер воспитательного воздействия…………стр.18
§2.2 Содержание принудительных мер воспитательного воздействия………………………………………………………………….стр.19
Заключение…………………………………………………………………стр.32
Список литературы………………………………………………………стр.34
Предупреждение и возложение
обязанности загладить
§2.2 Содержание принудительных мер воспитательного воздействия
Содержание принудительных
мер воспитательного
Первой, наиболее легкой мерой воздействия на несовершеннолетнего является предупреждение (ч. 1 ст. 91 УК РФ), рассчитанное на разовое действие. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и возможных последствий в случае повторного совершения преступлений. Эта мера выражается не только в порицании, публичном осуждении содеянного, но и в разъяснении подростку характера и степени не осознанного им морального вреда, причиненного при совершении преступлений, особенно с формальным составом, например, неправомерного завладения транспортным средством без цели хищения (ч. 1 ст. 166 УК РФ), хулиганства (ч. 1 ст. 213 УК РФ), заведомо ложного сообщения об акте терроризма (ст. 207 УК РФ). 20
В научной литературе высказано
мнение о том, что предупреждение
относится к эвентуальным мерам
принуждения. Особенность таких
мер проявляется в том, что
неблагоприятные последствия
Следует отметить, что разъяснение
несовершеннолетнему
Вторая из перечисленных
мер – передача под надзор –
состоит в возложении на родителей
или лиц, их заменяющих, либо на специализированный
государственный орган
Воспитательное воздействие
на несовершеннолетнего
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума от 14 февраля 2000 г. № 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" при передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль над несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Указанная мера является также эффективной превентивной мерой, поскольку служит своеобразным предупреждением родителям о возможности привлечения их ребенка к ответственности, чтобы побудить их к более активной воспитательной деятельности. Несмотря на то, что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, по мнению некоторых авторов (с которыми следует согласиться), такое согласие судом все же должно быть получено. Форма выражения такого согласия не имеет принципиального значения, однако с процессуальной точки зрения предпочтительнее письменная форма выражения согласия на передачу несовершеннолетнего под надзор.
В случае, когда родители и другие лица не согласны принять обязанность по надзору либо не способны должным образом выполнить эту обязанность, отдается предпочтение специализированному государственному органу (ч. 2 ст. 91 УК РФ).
Передача несовершеннолетнего
под надзор специализированного
государственного органа предполагает
проведение индивидуальной профилактической
работы с несовершеннолетним в целях
его социально-психологической
Особо необходимо отметить, что указанная мера является длящейся и срочной, поэтому в случае принятия судом решения о прекращении уголовного дела и применении к несовершеннолетнему в качестве принудительной меры воспитательного воздействия передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих (родственников, опекунов), либо специализированного государственного органа в постановлении необходимо указать срок, в течение которого применяется избранная мера.
Суть обязанности загладить
причиненный вред как принудительной
меры воспитательного воздействия
заключается в самостоятельном
устранении несовершеннолетним (с учетом
его имущественного положения и
имеющихся у него трудовых навыков)
негативных последствий совершенного
преступления. Эта мера отвечает мировым
тенденциям смены направления карательного
правосудия восстановительным, основная
идея которого заключается в том,
что преступление – это причинение
вреда другому человеку, а потому
совершившее его лицо обязано
загладить вред. Имущественное положение
несовершеннолетнего
Трудовые навыки предполагают
умение несовершеннолетнего работать,
наличие у него временной или
постоянной работы, способностей к
занятию общественно полезным трудом
и отсутствие противопоказаний, обусловленных
инвалидностью или психическими
травмами. Данные навыки несовершеннолетнего
используются в целях возмещения
своей трудовой деятельностью вреда,
причиненного преступлением. При этом
следует учитывать все
В соответствии со ст. 1074 ГК
РФ в случаях, когда у несовершеннолетнего
нет доходов или иного
Таким образом, загладить причиненный вред материального и морального характера несовершеннолетний может посредством:
- возмещения стоимости причиненного вреда в денежном эквиваленте из личных средств;
- передачей предмета, аналогичного утраченному;
- своим трудом с соблюдением положений Трудового кодекса РФ;
- уходом за потерпевшим, устройством его быта, нарушенного преступлением.
Последний вариант заглаживания причиненного вреда некоторые авторы считают непосредственно не вытекающим из положений ст. 91 УК РФ, в связи с чем предлагается ввести в качестве принудительной меры воспитательного воздействия принудительные общественные работы или работы, направленные на заглаживание вреда потерпевшему: "…заглаживание вреда, причиненного преступлением, своим трудом, сроком до 100 часов", а ответственность за организацию возложить на местную администрацию. Такая позиция представляется весьма спорной, поскольку, во-первых, требует разработки механизма ее реализации, схожего с механизмом реализации обязательных работ (который до сих пор в полном объеме не отработан), а во-вторых, является лишь конкретизацией обязанности загладить причиненный вред с установлением сроков. Однако установление сроков не является положительным моментом, поскольку приведет к "отработке" несовершеннолетним установленного судом количества часов, вместо направленности деятельности несовершеннолетнего именно на восстановление нарушенного его деянием положения потерпевшего.
Решение вопросов о компенсации
морального вреда, причиненного в результате
преступных действий несовершеннолетних,
как показывает практика, вызывает
у судов затруднения в связи
с недостаточно разработанным
Ограничение досуга и установление
особых требований к поведению
В некоторых случаях