Понятие правового положения осужденных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

Под правовым положением (статусом) осужденных понимается совокупность прав, законных интересов и обязанностей, которыми осужденные наделяются (приобретают) как субъекты уголовно-исполнительных и иных правоотношений. Понятия «правовое положение» и «правовой статус» часто используются как синонимы, хотя в теории права между ними проводится различие. Различают эти понятия по содержанию: статус есть совокупность законодательно закрепленных прав, законных интересов и обязанностей, а положение - прав, конкретно реализованных субъектом. Следовательно, субъекты с одинаковым статусом могут иметь разное правовое положение. Различают эти понятия и по объему: статус как совокупность прав, законных интересов и обязанностей есть более узкое понятие, а положение - более широкое.

Содержание работы

Понятие правового положения осужденных ………………………….……..3
Содержание правового статуса осужденных .…………………………….... 12
Основные обязанности и права осужденных …………………....……......... 18
Список литературы…………………………..……………………………….. 25

Файлы: 1 файл

Контрольная ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ..docx

— 61.47 Кб (Скачать файл)

Естественно, что одной из основных обязанностей для осужденных является исполнение обязанностей граждан Российской Федерации, соблюдение требований федеральных законов и иных нормативных актов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний. Исполнение осужденными возложенных на них обязанностей есть необходимая правовая основа для исполнения наказания и поддержания правопорядка в исправительных учреждениях.

К основным относится и обязанность осужденных выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Теперь эта обязанность закреплена законодательно, причем ее исполнение связано только с законными требованиями администрации9.

Осужденные обязаны соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным. Таким образом, одни нравственные нормы закреплены законодательно (вежливое отношение к персоналу), другие - в подзаконных нормативных актах. Так, запрет для осужденных к лишению свободы на использование жаргона, нанесение татуировок, присвоение кличек устанавливается в п. 15 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Здесь нравственные по существу правила поведения приобретают характер юридических обязанностей. То же самое можно сказать и о соблюдении осужденными требований санитарии и гигиены, которые вне исправительного учреждения нормами права не регулируются. В этом вопросе наблюдается редкий случай совпадения требований официальных норм и неформальных правил поведения, существующих в среде осужденных. Причем неформальные нормы предусматривают весьма строгие санкции за проявление нечистоплотности, несоблюдение правил личной гигиены.

Обязанность осужденных являться по вызову администрации и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора является общей, но в основном она обращена к осужденным к наказаниям без изоляции от общества и обеспечивает возможность контроля за процессом отбывания наказания. В случае неявки осужденный, может быть подвергнут принудительному приводу.

Неисполнение осужденными своих обязанностей (как основных, так и других) влечет предусмотренную законом ответственность. Это может быть уголовная ответственность (за уклонение от отбывания лишения свободы), дисциплинарная (за нарушение установленного порядка отбывания наказания), административная (для осужденных к лишению права заниматься определенной деятельностью) и материальная (для осужденных к лишению свободы).

Для того чтобы исполнять установленные обязанности и осуществлять свои права, осужденные должны знать о них и иметь возможность ознакомиться с нормативными актами, в которых они изложены. Поэтому первое среди основных прав осужденных - это право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного им наказания. Этому праву корреспондирует обязанность администрации предоставлять подобную информацию как в устной, так и в письменной форме. В библиотеке исправительного учреждения можно получить Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, в отрядах оформляются стенды с разъяснением прав и обязанностей осужденных, сотрудники проводят лекции и беседы по данной тематике и т. д. У осужденного отбирается подписка о том, что он ознакомлен со своими правами и обязанностями.

Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения. Работники исправительного учреждения обязаны обращаться к осужденным на «Вы», только в воспитательных колониях разрешается обращение к осужденным на «ты». Осужденные не могут подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Эта норма вытекает из положений ст. 21 Конституции РФ и обязательств России как участницы Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (1984 г.) и Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.). Меры принуждения могут применяться только на основании закона.

Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи. Осужденные к наказаниям без изоляции от общества осуществляют эти права в общем порядке, как все граждане РФ, без всяких ограничений. В УИС функционирует сеть лечебно-профилактических учреждений и медицинских частей. Осужденным могут оказываться медицинские услуги, в том числе платные, и другими учреждениями здравоохранения.

Осужденные имеют право на психологическую помощь. В составе исправительных учреждений действует психологическая служба. Психологи не только изучают личность осужденных, но и оказывают им необходимую психологическую помощь, проводят тренинги, сеансы психотерапии и т. д.

Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий (по возрасту, инвалидности) и социальных пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам). Работающие осужденные подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Ранее осужденным к лишению свободы пенсия не назначалась, а назначенная не выплачивалась, и работа в период отбывания наказания не включалась в общий трудовой стаж. До декабря 2003 г. существовала норма о приостановлении действия добровольного медицинского страхования в отношении лишенных свободы.

Осужденные имеют право на юридическую помощь, которая может оказываться как адвокатами, так и иными лицами, имеющими право на такую помощь (опекуны, представители общественных организаций т. д.). По желанию осужденных им могут предоставляться свидания с адвокатом наедине. Осужденные иностранные граждане вправе получать юридическую помощь от дипломатических представительств своих государств или межгосударственных органов.

Осужденные к аресту и лишению свободы имеют право на личную безопасность. Это важнейшее право гарантируется целой системой правовых и организационных мер. За посягательство на жизнь или здоровье осужденного к посягателю могут быть применены уголовно-правовые меры (возбуждено уголовное дело) или меры дисциплинарного воздействия (водворение в штрафной изолятор). К средствам обеспечения личной безопасности осужденных относятся: надзор, включая технические средства надзора и контроля; применение мер безопасности; оперативно-розыскная деятельность. Основанием для принятия мер по обеспечению личной безопасности служит заявление осужденного (письменное или устное) или достоверная информация, полученная из других источников. При возникновении угрозы личной безопасности осужденный может обратиться к любому должностному лицу исправительного учреждения, которое обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного. Начальник исправительного учреждения по такому заявлению или по собственной инициативе переводит осужденного в безопасное место на срок не свыше 90 суток (это могут быть отдельные камеры штрафных изоляторов, помещений камерного типа и т. д.) или принимает иные меры (задержание и изоляция лиц, от которых исходит угроза, и т. д.). В экстренных случаях это может сделать оперативный дежурный на срок до 24 часов (до прихода начальника исправительного учреждения). В крайнем случае, если угроза полностью неустранима, могут быть переведены в другое учреждение или осужденный, которому грозит опасность, или лицо (лица), от которого исходит угроза.

Осужденным гарантирована свобода совести и вероисповедания. Они имеют право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Конечно, и раньше не существовало формального ограничения для осужденных на свободу совести. Но фактически они не могли в местах лишения свободы удовлетворять свои религиозные потребности, поскольку порядок отправления религиозных культов не был регламентирован. Осужденные имеют право приобретать, получать и пользоваться религиозной литературой, предметами культа, совершать самостоятельно или вместе со священнослужителями (принадлежащими к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям) религиозные обряды. Администрация обязана выделить для этого соответствующие помещения. Тяжело больным осужденным и осужденным к смертной казни (перед исполнением приговора) по их просьбе администрация обязана обеспечить возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителя. Осуществление осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания не должно нарушать правила внутреннего распорядка учреждения и ущемлять права других лиц.

Осужденные имеют во обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в связи с нарушениями их прав и законных интересов, к администрации учреждения, в вышестоящие органы управления, суд, прокуратуру, органы государственной власти, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Это право, по сути, является одним из элементов в системы гарантий и защиты прав осужденных.

Предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы и смертной казни направляются через администрацию учреждений органов, исполняющих наказания. Они регистрируются в отделе специального учета (канцелярии). Осужденные к иным видам наказаний направляют заявления и жалобы самостоятельно. Заявления и жалобы осужденных, адресованные в контролирующие органы, не подлежат перлюстрации и цензуре. Переписка осужденного с защитником цензуре не подлежит, за исключением случаев, когда администрация исправительного учреждения располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений осуществляется по мотивированному постановлению начальника исправительного учреждения или его заместителя. Администрация обязана в течение суток (за исключением выходных и праздничных дней) направить их по принадлежности. Заявления и жалобы, адресованные в другие органы, направляются адресату в течение трех суток. Предложения, заявления, ходатайства и жалобы подаются только от своего имени. Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после их поступления объявляются осужденному под расписку и выдаются на руки. Если осужденный отказывается хранить ответ при себе, то его приобщают к личному делу.

Жалобы могут быть поданы как в устной форме (например, при посещении учреждения членами Комитета ООН против пыток или Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания), так и в письменной - в Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека. Но в данном случае следует учитывать, что подавать жалобу можно только на нарушение прав и свобод, гарантированных Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (и дополнительными протоколами к ней).

Осужденные граждане Российской Федерации дают объяснения, обращаются с предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации (русском) или на государственном языке субъекта Федерации, в котором они отбывают наказание. Осужденные иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вести переписку на ином языке (или на любом языке, которым они владеют), при желании они могут пользоваться услугами переводчика. Ответы на жалобы и заявления осужденных должны даваться на языке обращения. Если ответ поступил на русском языке, то перевод обязана обеспечить администрация учреждения или органа, исполняющего наказание.

Осуществление осужденными своих прав имеет и определенные ограничения. Это ограничения общего характера: реализация осужденными своих прав не должна ущемлять права и законные интересы других лиц. И специальные ограничения: реализация прав не должна нарушать порядок и условия отбывания наказания.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Внутригосударственные нормативно-правовые акты

  1. Конституция РФ, принята 12.12.1993г.
  2. УИК РФ, принят 08.01.1997г.
  3. УК РФ, принят 24.05.1996г.
  4. ГК РФ. Часть 1-я. Ст. 65 (в ред. Федеральных законов от 03.01.2006 N 6-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 13.05.2008 N 68-ФЗ, от 17.07.2009 N 145-ФЗ).
  5. Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».
  6. Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии».
  7. Закона от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве РФ».
  8. Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

 

Международные нормативно-правовые каты

  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // СЗ РФ. 2001. № 2.
  2. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
  3. Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (1984 г.)
  4. Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.)

Учебная и дополнительная литература

  1. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. А.В. Бриллиантова. М., 2012г.
  2. Булатов Б.Б. Учебник по уголовному процессу. М., 2009г.
  3. Гринь И.Ю. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства, автореферат кандидата юридических наук: 12.00.09/С.-Петерб. ун-т МВД РФ. -  Санкт-Петербург, 2006.
  4. Уголовно-исполнительное право: Учебник/ Под ред. А.А. Рождествиной, Т.В. Досюковой.М., 2013г.

 

1 Можно отметить, что в СССР применялась такая мера, как объявление врагом трудящихся с лишением гражданства Союза ССР (ст. 20 УК РСФСР 1926 г.).

2 До 1995 г. действовала ст. 124 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР», по которой трудовая пенсия пенсионерам, отбывающим лишение свободы, не выплачивалась. Осужденные имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ, ч. 6 ст. 12, ст. 101 УИК РФ).

3 До 1995 г. действовала ст. 60 Жилищного кодекса РСФСР, лишавшая осужденных к лишению свободы на срок свыше шести месяцев права на жилое помещение.

4 В соответствии с п. 15 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. № 205

5 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».

6 ст. 23 Закона от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве РФ».

7 ст. 13 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии».

8 все обвиняемые и осужденные лишаются права покидать страну - ч. 3 и 4 ст. 15 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

9 Ранее эта норма присутствовала в Правилах внутреннего распорядка исправительно-трудовых учреждений и формулировалась как обязанность осужденных беспрекословно выполнять указания сотрудников исправительно-трудовых учреждений.

 

 


Информация о работе Понятие правового положения осужденных