Понятие преступления. Общая характеристика преступлений, совершаемых в экономической сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2014 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Резкое сокращение сфер легальной интеллектуальной деятельности в результате длительного сокращения государственного финансирования повысило интеллектуальный уровень противоправной деятельности, расширило сферу криминального применения современной техники и технологий. Интересы криминальной среды активно устремляются прежде всего в сферу экономики, где возникли и сохраняются практически неограниченные возможности для быстрого обогащения, безнаказанного паразитирования на издержках и трудностях экономической реформы. При этом значительная часть преступных посягательств экономической направленности не имеет непосредственных потерпевших - физических лиц и потому выявляется с трудом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….. стр. 3
1. История создания и развития службы по борьбе с преступлениями сфере экономики……………………………………………………………стр. 5
2. Понятие преступления. Общая характеристика преступлений, совершаемых в экономической сфере………………………………….. стр. 9
3. Особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере экономики…………………………………………………………. стр. 23
4. Существующие проблемы и перспективы борьбы с преступностью. Общее состояние экономической преступности в РФ и в динамике за 2008 - 2009г................................................................................................... стр.29
Заключение…………………………………………………………………. стр.39
Литература…………………………………………………………………. стр. 42

Файлы: 1 файл

Курсовая Экономические преступления.doc

— 505.50 Кб (Скачать файл)

            Неблагоприятным фоном для проводимых сегодня экономических и общественно-политических реформ является правовая неграмотность населения и неуважение к закону. Нужна долгосрочная политика в области развития правовой грамотности и понимание того, что никакие реформы при нынешнем уровне правосознания в обществе не дадут сколько-нибудь ощутимых результатов.

          Оставляет  желать лучшего квалификация  следователей правоохранительных  органов. Ассоциация юристов России  уже давно поднимала вопрос  о введении единого юридического экзамена не только для следователей, но и адвокатов, нотариусов, судей, чиновников, начиная с определенных должностей. Идея была поддержана юридическим сообществом, но решение вопроса в практической плоскости так и не произошло. 

         Следует  отметить проблемы с соблюдением принципов, заложенных в общей части  Уголовного Кодекса Российской Федерации.  Например, принцип равенства граждан перед законом (ст. 4 УК РФ), особенно в части равенства независимо от имущественного и должностного положения лица, совершившего преступление.  Аналогично и с принципом справедливости (ст. 6 УК РФ), декларирующим, что наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, должно соответствовать характеру и степени общественной опасности содеянного. На практике общеизвестны факты, когда высшие чиновники государства за взятки в особо крупных размерах  ограничивались условными сроками наказания.

            Это не может не сказываться  на настроениях и отношении  к Закону рядовых граждан. Широко  распространено обывательское мнение: «А чем я хуже? Если им можно, то почему нельзя мне».

           Согласно  статистическим данным, опубликованным  в издании «Российская газета  – Неделя»  №5141 (62) от 25 марта 2010 г., лишь 10% из возбужденных уголовных  дел по экономическим преступлениям доходят до суда. При этом часть из них разваливается в ходе судебного процесса. Выводы базируются на данных Института проблем правоприменения  Европейского  университета  в  Санкт-Петербурге.

             Согласно мнению председателя  Комитета Госдумы по безопасности М. Гришанкова, в ныне существующих правоохранительных органах дела по экономическим составам часто используются для передела собственности. Поэтому многие дела заводятся не для выявления и пресечения преступной деятельности, а «под заказ» конкурентов,  либо с целью вымогательства.    

           Кроме  вышеуказанного, следует отметить  и существовавшую в МВД  не  одно  десятилетие порочную практику  давления на подразделения БЭП  с целью ежегодного «улучшения» статистики  раскрываемости без учета реально складывающейся криминогенной обстановки.  Это способствовало тому, что руководители правоохранительных органов в целях своего карьерного роста санкционировали возбуждение уголовных дел, заведомо не имевших судебной перспективы.

          Все вышеизложенное не способствует снижению уровня преступности в стране и, в первую очередь, в сфере экономических отношений.  

           Предполагается, что серьезным шагом в борьбе  с преступностью должен стать  закон «О полиции».  Данный закон затрагивает интересы всех слоев нашего общества без исключения. Проект был вынесен на всенародное обсуждение и по нему высказано большое число замечаний, часть из которых была учтена. Но принципиальных изменений  в законе немного, в значительной степени это сохранение старой системы.  Учитывая, что законопроект готовился в недрах МВД и, естественно, в первую очередь отражает позицию самого ведомства, дискредитировавшего себя в глазах населения высокой степенью коррумпированности. Правоведы, отвечающие за данный законопроект, высказывают сомнения, что в принятом законе «О полиции» будут учтены прогрессивные  замечания и дополнения, а будут превалировать формулировки МВД.

           В  среде известных юристов и  экономистов все чаще обсуждается  необходимость коренной реорганизации Департамента Экономической Безопасности МВД. А председатель Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Е.Федоров высказал мнение, что «экономическими преступлениями должен заниматься совершенно новый специальный орган  и принципы его формирования должны быть совершенно другие – в нем должны появиться на 99% новые сотрудники. С сегодняшними сотрудниками, сколько ни реформируй, мы не исправим ситуацию. И, конечно, давно пора начать реформировать судебную систему – она у нас в плачевном состоянии».

          Возможно, с ним надо согласиться. Ведь  любая, даже самая  умная и передовая  система с годами изнашивается  и начинает давать сбои. Тогда  назревает необходимость создать  новую.  

                

           Состояние экономической преступности в РФ  в динамике за 2008 - 2009 г.г. 

            По данным МВД в период с января  по  декабрь 2009 года было выявлено 428,8 тыс. преступлений экономической направленности, в том числе 22,3 тыс. налоговых преступлений. По сравнению с 2008 годом число выявленных экономических преступлений сократилось на 4,5%. Удельный вес этих деяний в общем числе зарегистрированных преступлений составил 14,3%. Материальный ущерб (по оконченным уголовным делам) составил 1.075,7 млрд. руб.

            В соответствии с расчетами  ЭПС «Экономическая Преступность Сегодня»,  в декабре 2009 года было выявлено 15.020 экономических преступлений. По сравнению с предыдущим месяцем их число сократилось на 17,4%. Еще сильнее по сравнению с ноябрем уменьшилось число тяжких и особо тяжких преступлений - более чем вдвое, на 53%. Их удельный вес составил в декабре 21,8%. Однако за 12 месяцев 2009 года количество тяжких преступлений возросло по сравнению с 2008 годом на 2,3%. Что касается преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах, они в декабре составили 23,2% от общего числа зарегистрированных преступлений.

           По  статистике  МВД за период с  января по ноябрь 2010 г. всего было  зарегистрировано 2.434,1 тыс. преступлений, при этом выявлено 275,2 тыс.  преступлений  экономической  направленности.

          Материальный  ущерб (по оконченным уголовным  делам) составил 141,19 млрд. руб.

           При  этом доля тяжких и особо  тяжких преступлений составляет 48,8%.

           Согласно  этим же статистическим данным произошло резкое снижение количества преступлений по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., в т.ч.:

- по экономическим преступлениям  – на 33,5%;

- по преступлениям, связанным с  оборотом наркотиков – на 6,8%;

- по преступлениям, связанным со сбытом наркотиков – на 9,3%;

            В целом снижение количества  зарегистрированных преступлений  произошло в 80 субъектах федерации.

           Данная  статистика, особенно показатель  по экономическим преступлениям, вызывает большое сомнение и  может свидетельствовать либо о крючкотворстве статистиков МВД либо о резком ослаблении работы по выявлению преступлений экономической направленности, а также связанных с незаконным оборотом наркотических веществ.

 

     

 

 

 

 

 

Экономические преступления по сферам деятельности

 

Диаграмма 1.  Выявленные экономические преступления по сферам деятельности в 2009 г. по сравнению с 2008 г.

 

 

            В целом в 2009 году возросло  число преступлений, связанных с  финансово-кредитной системой и  недвижимостью – на 2,1% и 11,8% соответственно. При этом число преступлений, связанных с потребительским рынком, уменьшилось на 5,1%, а с внешнеэкономической деятельностью – на 2,1%.

          

    

  Экономические преступления по группам и видам

 

   Диаграмма 2.   Структура экономической преступности в 2009 г.

 

 

            Как показывает статистика экономических  преступлений, по итогам всего 2009 года чаще всего выявлялись  мошенничества (78,3 тыс. преступлений), случаи изготовления фальшивых  денег и ценных бумаг (45,3 тыс.), присвоения и растраты (40 тыс.), взяточничества (13 тыс.) и отмывания денежных средств (8,8 тыс. случаев). На эти деяния приходится 43,3% всех выявленных преступлений.

 

Диаграмма  3.    Преступления, совершенные в крупном и особо крупном размере, по видам преступлений в 2009 г.

 

 

            В 2009 году чаще всего в крупном  или особо крупном размере  совершались неправомерные действия  при банкротстве (99,1%, или 543 из 548 зарегистрированных  в 2009 году случаев), нарушения авторских и смежных прав (98,7% в крупном и особо крупном размере), а также производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированный товаров и продукции (94%, или 47 из 50 выявленных случаев). Также в крупном и особо крупном размере в 2009 году часто совершалась контрабанда (34,3%), отмывание денежных средств (33,1%), мошенничества (26,4%). Среди преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размере, практически не фиксировалось случаев коммерческого подкупа (0%), изготовления или сбыта поддельных денег и ценных бумаг (0,3%), взяточничества (2%).

 

Диаграмма   4.      Динамика количества преступлений (по отдельным видам) в 2009 г. по с 2008 г.

 

 

           Что  касается динамики экономических  преступлений по отдельным видам, то в 2009 году по сравнению с 2008 наблюдался наиболее существенный рост случаев незаконного предпринимательства (12,3%), изготовления поддельных денег и ценных бумаг (11,3%), а также контрабанды (10,2%). В свою очередь, число краж снизилось на четверть – на 25,5%, а количество случаев присвоений и растрат уменьшилось на 14,6%.         

           Приведенные  выше данные свидетельствуют  о том, что наиболее распространенным  преступлением в сфере экономики  является мошенничество (ст. 159 УК  РФ). По сравнению с 2008 годом произошел рост почти по всем видам преступлений, кроме ст. 160 УК РФ («Присвоение и растрата вверенного имущества»). Тем более вызывает сомнение указанное в статистических данных общее снижение экономической преступности за 11 месяцев 2010 г. сразу на 33,5% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.

          Что  касается совершения преступлений  в крупном и особо крупном  размере, то наибольшее количество  их в процентном соотношении  выявлено при совершении неправомерных  действий при банкротстве (ст. 195 УК РФ), значителен процент контрабанды (ст. 188 УК РФ), мошенничества. Практически отсутствуют данные категории  преступлений при выявлении фактов коммерческого подкупа, фальшивомонетничества, очень мало по взяточничеству.

            Если рассматривать по сферам  деятельности, то здесь наибольший рост преступлений зафиксирован в финансово-кредитной системе и недвижимости. 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

             В работе мы ознакомились с историей создания и развития службы по борьбе с преступлениями в сфере экономики, рассмотрели понятие преступления и основные виды преступлений в сфере экономической деятельности, особенности борьбы с ними и анализировали состояние экономической преступности.

           Со  временем изменяется экономическая  ситуация, изменяется вместе с  ней и структура службы по  борьбе с экономическими преступлениями. Но, независимо от предстоящих  изменений, во все времена борьба  с преступными посягательствами  в сфере экономики  нашего государства будет одной из её основных задач.   

         Как мы видим, экономическая преступность крайне разнообразна.  Она охватывает все сферы хозяйственной деятельности. Это  совокупность  общественно опасных, причиняющих огромный материальный ущерб,   корыстных посягательств на собственность,   экономические права физических и юридических лиц, государства. При этом преступность постоянно эволюционирует, технически совершенствуется. Имея неограниченные неучтенные материальные ресурсы, вербует в свои ряды высокоинтеллектуальные кадры.

           Процесс выявления и раскрытия преступлений  многообразен. Он состоит из многих стадий, начиная с момента получения информации   и до предъявления виновному обвинения и направления дела в суд. Недоработка на любом этапе проверки или расследования, несоблюдение принципов всесторонности, полноты, объективности и быстроты исследования обстоятельств дела, может привести к тому, что собранные материалы не будут иметь доказательной  силы в суде, а виновные лица уйдут от заслуженного наказания.

            Но проблемы в борьбе с экономической  преступностью не ограничиваются  одними объективными трудностями. На отсутствие коренных позитивных  изменений в данном вопросе  влияют такие проблемы, как правовая  неграмотность населения и отсутствие долгосрочной государственной программы её преодоления, острая нехватка квалифицированных кадров в правоохранительных органах и их чрезмерная коррумпированность. Несоблюдение основных принципов, заложенных в уголовном законе – принципа равенства граждан перед законом и принципа справедливости.

        Все вышеизложенное  не способствует снижению уровня  преступности в стране и, в  первую очередь, в сфере экономических  отношений.  

Законодательству о преступлениях в сфере экономики в связи с его  динамичным развитием  необходим  структурный  анализ.    Только по состоянию на 1 сентября 2007 года в Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 года сорока девятью законами внесено свыше тысячи изменений, более половины из которых так или иначе касается регламентации вопросов ответственности за преступления в сфере экономики.  Эта тенденция продолжилась и в последующие годы.

Информация о работе Понятие преступления. Общая характеристика преступлений, совершаемых в экономической сфере