Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Данное исследование было предпринято в целях комплексного научного анализа социальной и юридической природы уголовной ответственности за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов.
В соответствии с целью основными задачами исследования являлись:
1) рассмотрения основания уголовной ответственности за посягательства на сотрудников правоохранительных органов;
2) - рассмотрение вопросов правоприменения и возможных направлений совершенствования уголовно-правовой нормы предусмотренной ст. 317 УК РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ЖИЗНЬ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ………………...6
1.1 Понятие посягательства на жизнь сотрудника правоохранительных органов по действующему российскому законодательству………………6
1.2. Ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов в зарубежном уголовном законодательстве..9
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ЖИЗНЬ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ………………………………........13
2.1. Объект и объективные признаки состава преступлений……………………………………………………………………13
2.2 Субъект и субъективная сторона преступлений…………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….29
Библиографический список

Файлы: 1 файл

вторая.docx

— 67.43 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ЖИЗНЬ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ………………...6

    1. Понятие посягательства на жизнь сотрудника правоохранительных   органов по действующему российскому законодательству………………6

1.2. Ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов в зарубежном уголовном законодательстве..9

ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ЖИЗНЬ  СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ………………………………........13

2.1. Объект и объективные признаки состава преступлений……………………………………………………………………13

2.2 Субъект и субъективная сторона преступлений…………………………..19

Заключение……………………………………………………………………….29

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

3

Введение

      Актуальность данной темы обусловлена значимостью проблемы посягательства на жизнь сотрудника правоохранительных органов. Необходимость разработки правовых и криминологических аспектов защиты сотрудников правоохранительных органов от преступных посягательств с целью успешного предупреждения преступлений против них предполагает анализ, оценку и обобщение данных об этих преступлениях, их причинах и условиях, особенностях личности преступников и личности потерпевших – сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, а равно их близких.

      Деятельность правоохранительных органов по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности представляет собой необходимое звено, важную структурную часть самого общественного порядка. Одним из самых распространенных преступлений против порядка управления является посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст. 317 УК РФ. Необычайно высокая степень общественной опасности рассматриваемого состава преступления заключается в том, что нормальная деятельность государственных органов нарушается путем посягательства непосредственно на личность - представителя власти и его близких, следовательно, одновременно поражает два значимых объекта преступления - нормальную деятельность представителей власти и их жизнь.

      Посягательство - это общественно опасное деяние, которое причиняет или создаёт угрозу причинения существенного вреда правоохраняемым интересам личности, общества или государства.

 

 

4

      Степень разработанности темы исследования. Изучением данной темы занимались такие ученые-юристы, как В.Т. Батычко , Н.Ф. Кузнецова, М.П. Журавлев, Д.В. Лупов, А.В. Лысенков, А.В. Наумов, М.П. Редин,  Н.М. Казанцев, Н.К. Рудый, А.М. Романова, Г.А. Заидов, Е.Л. Таможник и другие.

      Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере уголовно - правовой борьбы с посягательствами на жизнь сотрудников правоохранительных органов, а равно их близких, в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность.

      Предметом исследования являются уголовно-правовые нормы, призванные обеспечить все уровни порядка управления и возникающие в связи с их применением вопросы обеспечения безопасной деятельности личности представителей власти (включая сотрудников правоохранительных органов), порядка обращения предметов управленческой деятельности, общего содержания управленческой деятельности, реализации уголовной ответственности и эффективности наказания за совершение преступлений против порядка управления.

      Цель и задачи исследования. Данное исследование было предпринято в целях комплексного научного анализа социальной и юридической природы уголовной ответственности за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов.

В соответствии с целью  основными задачами исследования являлись:

1) рассмотрения основания уголовной ответственности за посягательства на сотрудников правоохранительных органов;

 

5

2) - рассмотрение вопросов правоприменения и возможных направлений совершенствования уголовно-правовой нормы предусмотренной ст. 317 УК РФ.

3) проведение сравнительного анализа и оценка норм о преступлениях против порядка управления настоящего УК с подобными нормами, имевшимися у нас ранее и существующими в современном зарубежном законодательстве;

      Методология и методика исследования. В данной работе применялись общенаучные методы: формально – юридического анализа, социологические методы, сравнительно – правовой, логико – юридический и другие.

      Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Глава 1. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов в российском и зарубежном уголовном законодательстве

1.1. Понятие посягательства  на жизнь сотрудника правоохранительных органов по действующему российскому законодательству

      «Понятие посягательства на жизнь сотрудника правоохранительных органов в современном российском уголовном праве» соискатель обращает внимание, на основе анализа понятийного аппарата действующего УК РФ, статистических данных, положений доктрины уголовного права, на то, что понятие «посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов» не имеет общепризнанного определения в литературе и среди правоприменителей. И, это, не смотря на то, что в судебной практике под ним понимают убийство или покушение на убийство сотрудника правоохранительного органа, а равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно из мести за такую деятельность. 

      Понятие «посягательства» было раскрыто в Постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР (далее ВС РСФСР) «О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка» в п.9, по которому под посягательством на жизнь сотрудников правоохранительных органов следует понимать, как оконченное убийство сотрудников правоохранительных органов, так и покушение на убийство.1

 

7

      Постановление Пленума ВС РСФСР было отменено Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 6 февраля 2007 г. № 8 "О признании утратившими силу некоторых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации", а нового до сих пор не приняли, то можно отметить, что это пробел в уголовном законодательстве.

      Под аспектом посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов следует понимать:

1) лишение жизни (убийство) любого из указанных ст. 317 УК лиц, совершенное любым способом. В этом случае налицо материальный состав преступления, которому обязательны действие (практически всегда активное), последствие (наступление смерти потерпевшего) и причинная связь между ними. Преступление считается оконченным в момент наступления смерти потерпевшего; 
2) покушение на лишение жизни (на убийство) того или иного из названных в диспозиции ст. 317 УК лиц. В данном случае должно быть совершено действие, непосредственно направленное на причинение смерти потерпевшего, но не доведенное до конца по не зависящим от виновного обстоятельствам (ч. 3 ст. 30 УК РФ), т.е., в этой ситуации налицо так называемый усеченный состав, когда момент окончания преступления переносится на стадию покушения либо приготовления. Наступления последствия в виде смерти потерпевшего здесь не требуется.  Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ). Преступление, предусмотренное ст. 317 УК РФ, похоже на другое — предусмотренное ст. 295 УК РФ (посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование).2

8

      В ст. 317 УК РФ потерпевшими являются: сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие, их близкие. 
Понятие сотрудника правоохранительного органа изложено при общей характеристике данной группы преступлений. Военнослужащими являются лица, находящиеся на военной службе, независимо от оснований ее несения (по призыву, контракту), званий (офицеры, рядовые) и ведомства. 
      Посягательство должно быть связано с деятельностью по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. К такого рода деятельности относятся несение постовой или патрульной службы на улицах и в общественных местах; поддержание порядка во время демонстраций, митингов и других массовых мероприятий, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий; предотвращение или пресечение противоправных посягательств.

      Если же посягательство было связано с другой деятельностью сотрудника правоохранительного органа, оно квалифицируется по другим статьям. Предположим, посягательство на жизнь следователя полиции в связи с привлечением его к несению патрульной службы квалифицируется по ст. 317 УК РФ, а в связи с его участием в расследовании преступления — по ст. 295 УК РФ. Посягательство на жизнь из-за какой-либо иной служебной деятельности сотрудника полиции(кроме охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности или расследования), представляет собой преступление против жизни — убийства в связи с осуществлением потерпевшим служебной деятельности (п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ). 
      Предельно общее понятие носит название «категория». 3

 

9

      Под категорией понимается форма осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, которая отражает наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

      Она образуется как результат отвлечения  от определяемого предмета и его признаков (свойств). Нужно согласиться с тем , что «общее понятие (категория) преступления содержит в себе все основные в их общем описании признаки, свойственные каждому составу преступления; лишь в данном случае и при этом условии данное общее понятие будет способствовать изучению и пониманию конкретных составов преступлений».

1.2. Ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов в зарубежном уголовном законодательстве

      В уголовном законодательстве России и таких крупнейших государств, как Германия, Франция, Голландия, Польша и США в части определения ответственности за преступления против государственной власти и ее представителей много общего. В то же время опыт зарубежного уголовного права заслуживает пристального внимания со стороны российского законодателя. Что касается действующего уголовного законодательства государств «ближнего зарубежья», то в части установления ответственности за насильственные преступления против порядка управления оно существенно отличается от УК России 1996 года.

      В ходе изучения уголовного законодательства других государств российскому законодателю не помешало бы позаимствовать следующие положения:

1) детализировать нормы, которые, соответственно, регулируют ответственность за насильственные посягательства против порядка управления, включив в УК РФ специальные

9

составы, устанавливающие ответственность  не только за само посягательство на работника  правоохранительного органа, военнослужащего  или их близких, но за угрозу убийством, насилием или уничтожением либо повреждением имущества работника правоохранительного  органа, военнослужащего, а равно  их близких в связи с выполнением  правоохранителем, военнослужащим служебных  обязанностей по охране общественного  порядка или обеспечению общественной безопасности;

2) в статье 317 УК РФ конкретизировать  понятие «посягательство» на  жизнь сотрудника правоохранительного  органа, под которым следует понимать  убийство или покушение на  убийство;

3) уточнить круг потерпевших  от посягательства на жизнь  сотрудника правоохранительного  органа, то есть установить, какие  категории лиц подпадают под  определения: «сотрудник правоохранительного  органа», «близкие лица» сотрудника  правоохранительного органа применительно  к данной статье;

4) дополнить статью 317 УК РФ квалифицирующими признаками;

5)         дифференцировать ответственность в зависимости от квалифицирующих признаков и индивидуализировать наказание.4

Законодатель Франции  и Голландии относит к посягательству на жизнь представителя государственной  власти их умышленное убийство, совершенное  при исполнении или в связи  с исполнением ими соответствующих  обязанностей. 
                                                                                             

                                                                                                          10 
       Уголовное законодательство Германии, Франции, Швеции и других стран данный вид деяния не представляет в качестве самостоятельного состава преступления. 
      Субъект преступлений против представителя власти в УК некоторых государств не конкретизирован (Швеция), либо в них имеется указание на специальный субъект (Германия, Швеция, США). 
      В число потерпевших от преступлений против порядка управления иностранный законодатель (США, Англия, другие страны Западной Европы) включил практически весь государственный аппарат, что значительно усиливает общественную значимость непосредственного объекта этих преступлений. 
      Уголовные законодательства Федеративной Республики Германии, Республики Корея, Франции, Швеции, Аргентины, Белоруссии, Грузии, Латвии, Литвы, Узбекистана, Эстонии не предусматривают уголовную ответственность за посягательство на лиц, являющихся близкими (родственниками и т.п.) для представителей государственной власти, в связи с осуществлением последними своей служебной деятельности. И это не смотря на то, что любого рода действия (шантаж, угрозы и.т.п.) в отношении их близких или родственников нередко ослабляет продуктивную и функциональную деятельность представителей государственной власти.        Уголовное законодательство Дании пошло вперед, оно кроме близких лица, осуществляющего свою законную деятельность, ставит под защиту так же его друзей и иных лиц (ст. 123 УК Дании).5 
      УК Швеции взял под защиту и тех лиц, которые ранее осуществляли свою законную профессиональную деятельность, но при этом сделал оговорку, если в умысле лица, совершившего деяние в отношении данной категории лиц, будет установлено и доказано следствием, что последний

Информация о работе Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов