Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Данное исследование было предпринято в целях комплексного научного анализа социальной и юридической природы уголовной ответственности за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов.
В соответствии с целью основными задачами исследования являлись:
1) рассмотрения основания уголовной ответственности за посягательства на сотрудников правоохранительных органов;
2) - рассмотрение вопросов правоприменения и возможных направлений совершенствования уголовно-правовой нормы предусмотренной ст. 317 УК РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. ПОСЯГАТЕЛЬСТВО НА ЖИЗНЬ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В РОССИЙСКОМ И ЗАРУБЕЖНОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ………………...6
1.1 Понятие посягательства на жизнь сотрудника правоохранительных органов по действующему российскому законодательству………………6
1.2. Ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов в зарубежном уголовном законодательстве..9
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ЖИЗНЬ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ………………………………........13
2.1. Объект и объективные признаки состава преступлений……………………………………………………………………13
2.2 Субъект и субъективная сторона преступлений…………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….29
Библиографический список

Файлы: 1 файл

вторая.docx

— 67.43 Кб (Скачать файл)

11

действовал преднамеренно  из мести за его профессиональную деятельность в прошлом. 
      В уголовных законодательствах ФРГ, Аргентины, Испании, в главах, предусматривающих уголовную ответственность за совершение преступлений в отношении представителей государственной власти, в отдельных их статьях, содержащих квалифицирующие признаки, указаны способы совершения названных преступлений (например, с применением оружия). 
      Законодатели Голландии, Польши, штатов Нью-Йорк и Техас предусматривают дополнительные, не известные УК РФ, квалифицирующие признаки составов насильственных преступлений против порядка управления (например, повторность, многократность), устанавливая при их наличии суровые санкции за содеянное. 
      В ряде зарубежных УК предусмотрены основания освобождения от уголовной ответственности при совершении преступления против представителей власти (Австралия, Швеция), либо обстоятельства, смягчающие наказание за такое деяние (Швеция, Казахстан). 
      В уголовном законодательстве Испании, в главе, предусматривающей уголовную ответственность лиц за совершение преступлений в отношении представителей власти, имеется отдельная статья (554.1), которая устанавливает уголовную ответственность за совершение преступления в отношении лиц, состоящих в вооруженных силах (военнослужащего).

 

 

 

 

 

12

Выводы по 1 главе

Таким образом, из выше перечисленного вытекают следующие выводы:

Под понятием на посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов понимается:

1) лишение жизни (убийство) любого из указанных в ст. 317 УК лиц, совершенное любым способом. В данном случае налицо материальный состав преступления, для которого обязательны действие, последствие (наступление смети потерпевшего) и причинная связь между ними. Преступление считается оконченным в момент наступления смерти потерпевшего; 
2) покушение на лишение жизни (на убийство) того или иного из названных в диспозиции ст. 317 УК лиц.

      Посягательство на жизнь из-за какой-либо иной служебной деятельности сотрудника полиции(кроме охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности или расследования), представляет собой преступление против жизни — убийства в связи с осуществлением потерпевшим служебной деятельности (п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ).

      Действующее уголовное законодательство государств «ближнего зарубежья» в части установления ответственности за насильственные преступления против порядка управления существенно отличается от УК России 1996 года.

      В некоторых зарубежных УК предусмотрены основания освобождения от уголовной ответственности при совершении преступления против представителей власти, либо обстоятельства, смягчающие наказание за такое деяние .

13

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика посягательства на жизнь  сотрудника правоохранительных органов

2.1 Объект и объективные  признаки состава преступлений

      Общественная опасность преступлений против порядка управления в состоит в том, что любое из них не только подрывает авторитет государственной власти, но и нарушает нормальную деятельность органов управления, препятствует их работе, приводит к дезорганизации отношений управления, создает атмосферу неуверенности и страха, вызванную опасением у представителей власти за свою жизнь, а также за жизнь и здоровье близких. В соответствии с вышеперечисленным нужно обратить сказать сказать, что одним из самых распространенных преступлений против порядка управления является посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов, уголовная ответственность за которое предусмотрена ст. 317 УК РФ. Высокая степень общественной опасности рассматриваемого состава преступления заключается в том, что нормальная деятельность государственных органов нарушается путем посягательства на личность - представителей власти и его близких, следовательно, одновременно поражает два значимых объекта преступления - нормальную деятельность представителей власти и их жизнь.

      Правоохранительная деятельность делится на виды в зависимости от конкретных целей, способов, методов и приемов, применяемых при ее осуществлении. Цель правоохранительной деятельности заключается в охране и защите прав и интересов граждан, законных интересов организаций и предприятий, общества и государства, обеспечении безопасности, правопорядка и законности. Охрана направлена на права трех основных объектов: личности, общества, государства.6

14

      Объект преступления - общественные отношения, содержанием которых является порядок управления и жизнь перечисленных в законе лиц. Потерпевшими от посягательства являются сотрудники правоохранительных органов (МВД, ФСБ, налоговой полиции и др.) и военнослужащие (проходящие службу в Вооруженных Силах РФ и других войсках), а равно их близкие - родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки, супруг, а также иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых в силу сложившихся жизненных обстоятельств дороги потерпевшему.

      Преступление совершается, в целях воспрепятствования деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Такова своего рода деятельность , направлена на борьбу с преступностью, предупреждение и пресечение правонарушений (патрулирование, поддержание порядка во время массовых мероприятий, контроль за соблюдением правил паспортной системы и т.п.) и деятельность по защите жизненно важных интересов отдельных граждан и общества от различных угроз (помощь лицам, находящимся в беспомощном состоянии, контроль за соблюдением правил обращения с радиоактивными материалами, ядовитыми, взрывчатыми веществами и т.п.).

Признавая социальную значимость управленческой деятельности своих  представителей, государство стремится  к созданию эффективных мер, обеспечивающих неприкосновенность органов власти и тем самым их представителей. Показательно и традиционно в этом случае убеждение законодателя об опасности этого деяния, которое находит свое выражение в санкции - альтернативным видом наказания выступает смертная казнь.7

15

      Ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов предусмотрено ст. 317 УК РФ. В состав преступления объединены два состава, известных УК 1960 г. (статьи 1911 и 1915). Редакция этой статьи отличается от редакции указанных статей прежнего УК в первую очередь тем, что вместо перечисления, как это было в УК 1960 г., самых различных и многочисленных категорий потерпевших в ст. 317 УК 1996 г. указаны лишь три их разновидности: сотрудник правоохранительного органа, военнослужащий, их близкие.

Государство и его органы в различной степени регулируют различные стороны жизни общества. В первую очередь, это относится  к экономике, внутренней и внешней  политике, а также к культурной жизни, науке (хотя в данных областях влияние государства в настоящее  время ощущается чуть меньше), к  социальному обеспечению, здравоохранению, образованию.

Важнейшей задачей государства и государственных органов является защита прав и свобод человека, обеспечение правопорядка и законности, охрана интересов организаций и предприятий, борьба с различными правонарушениями и преступностью. В той или иной мере данными проблемами занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. И все-таки существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства - охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом.8

 

 

16

Признаки правоохранительной деятельности:

1) Правоохранительная деятельность, осуществляемая с помощью мер юридического воздействия. Таким образом, правоохранительную деятельность от любой другой отличает возможность и необходимость применения различных мер юридического принуждения. Все меры принуждения, применяемые при осуществлении правоохранительной деятельности, должны быть регламентированы в законе. Все меры юридического принуждения, можно разделить на виды: меры юридической ответственности (уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной); меры пресечения (как правило, они применяются к лицам, обвиняемым в совершении преступления: подписка о невыезде, заключение под стражу и другие). Еще к мерам юридического принуждения относятся меры предупредительно - обеспечительного характера (например, наложение ареста на банковский счет, обыск и другие).

2) Правоохранительная деятельность (ее содержание, органы и лица, которые ее осуществляют) должна  основываться на законе или  ином нормативном документе.

3) Правоохранительную деятельность должны осуществлять, только специальные государственные органы, которые для этого созданы и уполномочены государством данной деятельностью заниматься. Существуют даже жесткие критерии отбора лиц для работы в этих органах. Образование, структура и деятельность правоохранительных органов четко определена нормативным актом.

4) Правоохранительная деятельность  реализуется с соблюдением строгих  процедур.9

 

17

5) Правоохранительная деятельность  делится на виды в зависимости  от конкретных целей, способов, методов и приемов, применяемых  при ее осуществлении. 

6) Целью правоохранительной  деятельности является охрана  и защита прав и интересов  граждан, законных интересов организаций  и предприятий, общества и государства,  обеспечение безопасности, правопорядка  и законности. Охрана направлена  на права трех основных объектов: личности, общества, государства.

Объективная сторона преступления характеризуется как посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного  органа или военнослужащего либо их близких, что означает убийство или  покушение на убийство указанных  лиц. Приготовление к убийству сотрудника правоохранительного органа, военнослужащих или их близких следует квалифицировать  по ч. 1 ст. 30 УК (так как данное преступление является особо тяжким).

Правильная квалификация общественно опасного деяния во многом зависит от точности формулировки применяемой  уголовно-правовой нормы и включенных в нее терминов и категорий. При  законодательном конструировании  состава того либо иного преступления должны быть учтены основные положения  теории уголовного права, связанные  с классификацией объектов преступления, подразделением составов на формальные и материальные, что обусловливает  момент окончания преступления (в  юридическом смысле) и др. Точность квалификации совершенного преступления очерчивает границы наказуемости виновного лица, создает предпосылки для индивидуализации наказания, обеспечения его справедливости.10

18

      Нужно сказать, что в отличие от объекта посягательства в юридической литературе высказываются разноречивые суждения об объективной стороне преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ.

      Объективная сторона преступлений против жизни сотрудников правоохранительных органов представлена законодателем в виде формулировки «посягательство на жизнь».

      Впервые термин объективной стороны был введен в уголовное законодательство Указом   Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1962 г. «Об усилении ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции и народных дружинников». Описание объективной стороны в новом УК РФ с точки зрения законодательной лексики совпадает с изложением ее в ст. 191 (2) УК РСФСР.

      Законодательная конструкция этого состава преступления в действующем УК РФ (так же как и в предыдущем) не может быть признана удачной, а теоретическая и правоприменительная интерпретация объективной стороны посягательства на жизнь работника правоохранительного органа не в полной мере соответствует принципиальным положениям уголовного права.

      Понятие преступления (посягательства), занимая важное место в институционной структуре Общей части уголовного права как категория более высокого уровня, взаимодействующая с иными институтами Общей части и конкретными составами преступлений. На стадии криминализации общее понятие преступления (посягательства) непосредственно влияет на процесс юридического конструирования состава общественно опасного деяния, а на стадии правоприменения воздействует на процесс квалификации преступлений. 11

 

 

19

      Между общим понятием преступления (посягательства) как основополагающим началом должна быть проведена логическая и содержательная параллель с конкретным уголовным правонарушением, признаки которого изложены в диспозиции соответствующей уголовно-правовой нормы. Поэтому анализ юридического состава и оценка признаков, его образующих, например, насильственного преступления (посягательства) против порядка управления, должны соответствовать отмеченным принципиальным положениям.

      Диспозиции состава ст. 317 УК РФ не позволяют однозначно отнести их к разряду формальных или материальных. Общепринятая позиция гласит, что уголовно-правовые нормы, связывающие совершение преступления лишь с фактом производства действия (бездействия), признаются имеющими формальную конструкцию, а уголовно-правовые нормы, связывающие оконченный состав еще и с наступлением конкретных общественно опасных последствий, - материальную.

2.2 Субъект и субъективная  сторона состава преступлений

Проблемы квалификации ошибки органов следствия и суда нередко  связаны с неточной оценкой содержания субъективной стороны посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного  органа. Этому способствует и то обстоятельство, что в монографической, да и в учебной литературе нет  единого подхода к характеристике признаков субъективной стороны  данного преступления. Это касается, прежде всего, оценки формы и вида вины, а также мотива и цели преступления. Не случайно отмеченные вопросы становились  объектом обсуждения Пленума Верховного Суда СССР, РСФСР, РФ как при рассмотрении конкретных уголовных дел, так и  при обобщении и оценке судебной практики по данной категории дел. 12

Информация о работе Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов