Права и свободы человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 16:04, курсовая работа

Описание работы

Российская Федерация является правовым государством, а одним из важнейших признаков такого государства является провозглашение самого человека, его прав и свобод высшей государственной ценностью. Так Конституция Российской Федерации в статье 2 устанавливает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…». Определяя человека, его права и свободы высшей ценностью, Конституция РФ не дает такой же оценки другим общественным ценностям и располагает их на более низкой ступени.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………
3
1 Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина….…………….....
5
1.1 Понятие прав и свобод человека и гражданина.…………………………...
5
1.2 Права человека и гражданина………………………………………………….
9
1.3 Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина……
13
2 Классификация прав и свобод человека и гражданина.………………………..
14
2.1 Личные (гражданские) права и свободы.……………………………………..
15
2.2 Политические права………………………………………...…………………...
19
2.3 Социально-экономические права.……………………………………………
22
3 Гарантии прав и свобод человека и гражданина.………………………………
24
3.1 Понятие и виды механизмов защиты прав человека………………………….
24
3.2 Конституционные гарантии правосудия……………………………………….
27
Заключение……………………………………………………………………….......
31
Глоссарий …………………………………………………………………………….
33
Список использованных источников……………………………………………….
37
Список сокращений………………………………………………………………….
39
Приложения..………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2 курс КПРФ права и свободы человека и гражданина.doc

— 377.00 Кб (Скачать файл)

В системе личных прав и свобод значительное место занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, что отражено в статьях 22 - 25 Конституции РФ.

Неприкосновенность личности, в соответствии со статьей 22 Конституции  РФ, как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения. Основания к аресту регламентированы уголовно-процессуальным и другим законодательством, предусматривающим развернутую систему гарантий от неосновательного ареста, от нарушения прав человека при аресте.

Гарантия неприкосновенности жилища, отраженная в статье 25 Конституции  РФ, определяет, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается, и круг уполномоченных на то органов.

В статье 23 действующей  Конституции РФ закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени. Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального вреда.

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни, что регламентировано статьей 24 Конституции РФ.

Каждому должна быть предоставлена  возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Новым в конституционном  закреплении личных прав и свобод является включение такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения. В части 1 статьи 27 Конституции РФ указывается, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически.

Статья 26 Конституции  РФ к личным правам и свободам относит право определять и указывать национальную принадлежность.

Закрепление этого права  конституционно берёт своё начало из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.

Независимо от национальности, важной дополнительной правовой гарантией равноправия является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности, что отражается в части 1 статьи 26 Конституции РФ. В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию 15.

В системе личных прав и свобод важное место занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со статьёй 28 Конституции РФ каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Основополагающей гарантией указанных свобод является светский характер государства, закрепляемый в качестве основы конституционного строя Российской Федерации, то регламентировано статьёй 14 Конституции РФ.

В соответствии со статьёй 29 Конституции РФ свобода мысли и слова являются важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина. Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Мысль не свободна, если она не может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий. Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Свобода слова означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается не только гарантиями самой свободы слова, но и правом свободно передавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры.

2.2 Политические права

 

Важной категорией субъективных прав и свобод гражданина являются политические права и свободы. Их вполне можно рассматривать как  «обеспеченную человеку законом  и публичной властью возможность  участия, как индивидуально, так и коллективно, в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти» 16. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства.

Политические права  граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют органическую основу системы демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые должна ориентироваться.

В собственном смысле слова «политические права отражают возможность участвовать в политической жизни и осуществлении государственной власти» 17. Но по существу они значительно шире, чем зафиксированное в статье 32 Конституции РФ «право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Их подкрепляет целый ряд других конституционных прав и свобод: статья 29 (свобода мысли и слова); часть 4 и 5 статьи 29 (право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также свобода массовой информации); статья 30 (право на объединение); статья 31 (право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование); статья 28 (свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними); статья 33 (право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления).

В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения, политические права и свободы (статьи 30 - 33 Конституции РФ) связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам.

Однако связь политических прав и свобод с гражданством не означает, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации  может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности  с 18 лет (статья 60). Эта норма, прежде всего, касается политических прав и свобод.

Регламентированное статьёй 32 Конституции РФ право участвовать в управлении делами государства является наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы. Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами — неотъемлемое демократическое начало в ее организации.

В соответствии с частью 5 статьи 32 Конституции РФ формой привлечения  граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия. Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.

В статье 33 Конституции  РФ закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право - важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как средство укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих вопросов общественной жизни.

Необходимо отметить, что многие формы участия граждан  в управлении делами государства  в настоящее время не используются в достаточной мере эффективно. С одной стороны, об этом свидетельствуют такие признаки, как низкая активность избирателей на выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, слабый интерес к деятельности избранного ими представителя, депутата, незначительное участие в различного рода общественных формированиях. С другой стороны, препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами являются «высокий уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности, отсутствие достаточно целенаправленной на развитие общественной активности граждан политики» 18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Социально-экономические права

 

Социально-экономические  права и свободы составляют особую группу основных прав и свобод человека и гражданина. Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды, а также призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности. Их объем и степень реализации «во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты» 19.

Отказ от глобального  огосударствления экономики, признание  того, что «объективно необходима частная собственность, основанная на экономической заинтересованности, активности и ответственности человека, не могли не привести к изменению роли государства в обеспечении социально-экономических прав и свобод личности» 20. Государство уже не может быть единственным субъектом, который полностью отвечает за их реализацию и защиту. Ответственность ложится на всех субъектов социальной и экономической деятельности при возрастающей активности и индивидуальной ответственности самого человека. А гарантии социально-экономических прав и свобод, существовавшие ранее, уже значительно сузились. В связи с этим насущной задачей является реальный поворот к социально ориентированной экономической реформе, курс на которую обозначен как очередная задача государства.

В статье 7 Конституции РФ социальная роль государства закреплена как одна из важных основ конституционного строя Российской Федерации. Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека и гражданина включают в себя широкую систему форм воздействия на их реализацию, среди которых выделяются следующие:

1) законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, при которых человек реально обладает всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами;

2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и пособий и иные гарантии социальной защиты; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;

3) осуществление контроля над соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы;

4) создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;

5) эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

К социально-экономическим  правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры, данные права и свободы закреплены в статьях 34 – 44 Конституции РФ.

 

 

 

 

3 Гарантии прав и свобод человека  и гражданина

 

3.1 Понятие  и виды механизмов защиты прав  человека

 

Сущность отношений  человека и государства как правоотношений не означает полной регламентации. Для человека смысл этих правоотношений состоит в получении при необходимости защиты своих прав, а для государства — в обязанности оказать эту защиту. Одновременно человек и государство «выясняют отношения» по поводу конституционных обязанностей человека (гражданина), и тогда государство во имя правопорядка и в законных формах требует, а порой и принуждает соблюдать эти обязанности. Но за пределами своих выполненных обязанностей и в рамках охраняемых государством прав человек остается свободным. Характерно, что миллионы сознательных людей в демократических государствах за всю свою жизнь не имеют ни одного столкновения с властью.

Информация о работе Права и свободы человека и гражданина