Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав граждан в различных сферах жизнедеятельности. Прокуратура следит за исполнением законов, входящих в правовую систему РФ. Обеспечение единства законности на территории всей страны - необходимое условие социального, экономического и политического развития страны и ее регионов. Оно означает единообразное понимание и применение законов, непротиворечивость законодательства, верховенство законов над иными правовыми средствами регулирования.

Содержание работы

Введение………………..………………………………………………………….3
1. Понятие, цели, задачи и направления прокурорской деятельности..…...5
2. Система, структура и порядок образования органов прокуратуры. Принципы организации и деятельности прокуратуры………………………..12
3. Порядок прохождения службы в органах прокуратуры………………..20
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

1-33.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

 


 


1-33

 

Предмет: правоохранительные органы и правоохранительная деятельность

Вариант 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………..………………………………………………………….3

  1. Понятие, цели, задачи и направления прокурорской деятельности..…...5
  2. Система, структура и порядок образования органов прокуратуры. Принципы организации и деятельности прокуратуры………………………..12
  3. Порядок прохождения службы в органах прокуратуры………………..20

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованной литературы…………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Термин "прокуратура" происходит от латинского "procuro", что означает: забочусь, обеспечиваю, предотвращаю. В силу своего предназначения прокуратура призвана охранять и защищать права и свободы граждан, интересы общества и государства, укреплять законность и правопорядок, а чтобы реализовать возложенные на нее задачи, прокуратура осуществляет особый вид государственной деятельности - прокурорский надзор. Согласно ст. 129 Конституции РФ, прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Данное положение находит свою конкретизацию в Федеральном законе от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", где закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

 Исходя из этого определения  можно выделить основные черты  прокурорского надзора как специфического  вида государственной деятельности1.

 Во-первых, прокурорский надзор  осуществляется специализированной  системой органов, которая носит  централизованный характер. В силу этого прокурорский надзор не может осуществляться никакими другими государственными, общественными организациями, учреждениями, должностными или физическими лицами, за исключением органов прокуратуры.

 Во-вторых, прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, как это установлено ст. 1 Закона о прокуратуре, осуществляется от имени Российской Федерации. Прокуратура призвана выполнять задачи, поставленные перед ней государством, представлять и защищать интересы граждан, общества и государства.

В-третьих, содержание прокурорского надзора, выражающегося в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, говорит о том, что этот вид государственной деятельности является особым и самостоятельным, поскольку не связан ни с одной ветвью (законодательной, исполнительной, судебной) власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, цели, задачи и направления прокурорской деятельности

Ст. 129 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" законодательно формируют государственно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации.

 Согласно им прокуратура  является единой федеральной  централизованной системой органов, осуществляющего надзор от имени  Российской Федерации за исполнением  действующих на ее территории  законов.

Прокуратура РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет самостоятельный обособленный вид государственной деятельности - прокурорский надзор. Он реализуется путем осуществления от имени РФ надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации централизованной единой системой органов прокуратуры2.

 Общие цели деятельности  органов прокуратуры определены  в п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", и одним из основных направлений ее деятельности прокуратуры по обеспечению верховенства закона является осуществление надзорной функции.

 Прокурорский надзор состоит:

- в наблюдении за законностью  решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства;

- в принятии мер к устранению  нарушений законов и способствующих  им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. Вскрыв нарушение, прокуратура передает дело на рассмотрение соответствующего государственного органа или суда.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением официально опубликованных законов. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".

 Органы прокуратуры осуществляют  надзор за исполнением конституций, уставов субъектов Федерации, а также за исполнением законов субъектов Федерации, принятых ими в соответствии со своей компетенцией и не противоречащих Конституции РФ.

 Особое место отведено надзору  за соблюдением прав и свобод  человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами.

В качестве самостоятельных выделяются некоторые виды надзорной функции прокуратуры в соответствующих сферах правовых отношений, связанных с осуществлением оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия, а также за исполнением наказаний и назначаемых судом мер принудительного характера. Оперативно-розыскная деятельность и надзор за законностью ее осуществления должны в равной степени обеспечивать не только гарантии соблюдения прав человека и гражданина, правомерность оперативно-розыскных мероприятий, но и установленный законодательством РФ, а также ведомственными нормативно-правовыми актами порядок организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий3.

Органы прокуратуры призваны обеспечивать эффективный надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций, связанных с реализацией важнейших конституционных прав и законных интересов граждан и организаций, а также применения ими мер принуждения. С учетом специфики работы судебных приставов организация надзора за соблюдения законов судебными приставами осуществляется:

- при обеспечении ими установленного  порядка деятельности судов;

- при исполнении судебных актов  и актов других органов;

- при исполнении законов, регламентирующих возбуждение исполнительного производства.

 Надзор производится и в  виде проверки законности и  обоснованности судебных актов  арбитражных судов, вынесенных по  заявлениям на действия судебных  приставов-исполнителей по исполнению  исполнительных документов, выданных арбитражными судами, или на отказ в совершении указанных действий.

 Важной составной частью  общей функции защиты конституционных  прав и законных интересов  граждан органами прокуратуры  является надзор за исполнением  требований уголовно-исполнительного законодательства и Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Надзор за соблюдением прав лиц, находящихся в местах лишения свободы и содержания под стражей, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, а также содержащихся в дисциплинарных воинских частях, направлен на своевременное выявление, пресечение и предупреждение нарушений законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. О постоянном внимании к данному вопросу свидетельствует приказ Генеральной прокуратуры РФ от 4 февраля 2004 г. N 3 "О внесении изменений в приказ Генерального прокурора РФ от 05.08.2003 N 27 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах".

Органы прокуратуры наделены функцией уголовного преследования включая предварительное следствие и поддержание обвинения в суде.

 Согласно ст. 21, 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ прокурор осуществляет уголовное преследование от имени государства по уголовным делам. Подобная деятельность состоит в возбуждении уголовного дела по основаниям и в порядке, установленным уголовно-процессуальным законодательством, в осуществлении расследования преступлений, в решении вопроса о направлении уголовных дел для рассмотрения в суд независимо от того, каким органом осуществлено расследование, и в поддержании государственного обвинения в суде по любому уголовному делу.

Основные задачи органов прокуратуры:

 сосредоточение усилий на  определенных законом направлениях  прокурорской деятельности, максимальное  использование потенциала прокурорской  системы, имеющихся прав и полномочий  по устранению нарушений законности;

 необходимость уделять особое внимание законности правовых актов и исполнению законов местными представительными органами, органами исполнительной власти и местной администрации;

 обеспечить квалифицированную  проверку сигналов и заявлений  о нарушении законности политическими, массовыми общественными объединениями и организациями;

 отработать четкую систему  надзора за исполнением законов  органами дознания и предварительного  следствия;

 акцентировать внимание на  исполнении законов в местах  содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных учреждениях, исполняющих наказание;

 последовательно расширять  участие прокуроров в рассмотрении  уголовных дел судами;

 проявлять повышенную заботу  о гражданах, нуждающихся в особой  социальной и правовой охране, - несовершеннолетних, инвалидах, многодетных родителях, лицах, находящихся под опекой или попечительством;

 активно влиять на законодательный  процесс;

Для решения задач укрепления законности, защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований с учетом требований нового процессуального законодательства законодательством закреплена роль прокурора в судебном процессе. Прокуроры в полной мере, установленной законодательством, участвуют в уголовном, гражданском и арбитражном процессе и могут опротестовывать противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. В целях обеспечения надлежащей реализации прокурорами полномочий в судебных стадиях судопроизводства, законности и обоснованности поддержания государственного обвинения Генеральной прокуратурой изданы приказы "Об организации работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства" N 28 от 3 июня 2002 г., "О поддержании государственного обвинения" N 51 от 20 августа 2002 г., "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве" N 51 от 2 декабря 2003 г., "О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве" N 20 от 5 июня 2003 г.

Органы прокуратуры принимают активное участие в правотворческой деятельности. Это вызвано следующими причинами:

- интенсивным законотворческим  процессом в Российской Федерации  и ее субъектах;

- необходимостью правового обеспечения  действенной борьбы с преступностью;

- необходимостью соответствия  принимаемых законов Конституции  РФ и федеральным законам;

- необходимостью устранения имеющихся  в законодательстве пробелов  и выявляемых противоречий;

- а также необходимостью исчерпывающего  знания законов и правильного их применения.

 Генеральный прокурор РФ  может реализовать свою функцию  участия в правотворческой деятельности  внесением в законодательные  органы и органы, обладающие правом  законодательной инициативы соответствующего  и нижестоящего уровней, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных правовых актов.

Информация о работе Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность