Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:36, контрольная работа

Описание работы

Приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав граждан в различных сферах жизнедеятельности. Прокуратура следит за исполнением законов, входящих в правовую систему РФ. Обеспечение единства законности на территории всей страны - необходимое условие социального, экономического и политического развития страны и ее регионов. Оно означает единообразное понимание и применение законов, непротиворечивость законодательства, верховенство законов над иными правовыми средствами регулирования.

Содержание работы

Введение………………..………………………………………………………….3
1. Понятие, цели, задачи и направления прокурорской деятельности..…...5
2. Система, структура и порядок образования органов прокуратуры. Принципы организации и деятельности прокуратуры………………………..12
3. Порядок прохождения службы в органах прокуратуры………………..20
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

1-33.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

 Еще одним направлением участие  в правотворческой деятельности  можно считать участие работников  Генеральной прокуратуры РФ в  рабочих группах, создаваемых в  Государственной Думе и других органах для разработки проектов законодательных и иных нормативных актов.

Приоритеты деятельности прокуратуры направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав граждан в различных сферах жизнедеятельности. Так, в сфере трудовых прав граждан прокуратура, защищая и охраняя трудовые права граждан, опротестовывает незаконные приказы, распоряжения и другие акты, ущемляющие трудовые права граждан, вносит представления, возбуждает гражданские и уголовные дела. Вместе с тем органы прокуратуры отстаивают интересы общества и государства, которое призвано служить человеку и обществу, не противопоставляя их правам гражданина4.

Прокуратура следит за исполнением законов, входящих в правовую систему РФ. Ее составляют федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств). Обеспечение единства законности на территории всей страны - необходимое условие социального, экономического и политического развития страны и ее регионов. Оно означает единообразное понимание и применение законов, непротиворечивость законодательства, верховенство законов над иными правовыми средствами регулирования5.

 Помимо надзора законодатель  возложил на органы прокуратуры  ряд иных функций. В их числе:

- участие прокуроров в рассмотрении  дел судами;

- координация деятельности правоохранительных  органов по борьбе с преступностью;

- участие в правотворческой деятельности;

- выпуск специальных изданий.

 

 

 

 

 

 

 

2. Система, структура и  порядок образования органов  прокуратуры. Принципы организации  и деятельности прокуратуры

В ч. 1 ст. 129 Конституции РФ закреплен один из важнейших принципов организации органов прокуратуры - они составляют единую централизованную систему. Согласно этому принципу прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, подчиненных Генеральному прокурору Российской Федерации и осуществляющих от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов, уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Система органов прокуратуры представляет собой разветвленную сеть территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, других организаций, являющихся юридическими лицами, организационно между собой взаимосвязанных и взаимообусловленных единством решаемых задач по обеспечению режима законности и правопорядка. Законом запрещено создание на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ. Это является одним из условий реализации основополагающего принципа построения и функционирования прокуратуры - единства и строгой централизации системы прокурорских органов. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Примером служит Положение "Об отделах Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах", утвержденное Генеральной прокуратурой РФ 2 сентября 2002 г.

В систему прокуратуры входят:

- Генеральная прокуратура РФ;

- прокуратуры субъектов РФ;

- научные и образовательные  учреждения;

- прокуратуры городов и районов;

- военные;

- и другие специализированные  прокуратуры.

 Верхнюю ступень в иерархической  лестнице системы органов прокуратуры  занимает Генеральная прокуратура РФ. Она возглавляется Генеральным прокурором РФ. Ее структуру составляют главные управления, управления и отделы, а также Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором.

 В целях совершенствования деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации, обеспечения эффективного взаимодействия подразделений аппарата и руководства системой органов прокуратуры, руководствуясь настоящим ФЗ, был издан приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 января 2003 г. N 2 "Об утверждении Регламента Генеральной прокуратуры Российской Федерации".

 Система территориальных прокуратур  РФ соответствует федеративному устройству России. Система территориальных органов прокуратуры состоит из трех звеньев (уровней):

1) Генеральная прокуратура РФ;

2) прокуратуры субъектов Федерации;

3) районные (городские) прокуратуры. В городах, где районное деление  отсутствует, образованы прокуратуры  административных округов с приданием  им статуса прокуратур районов в городах.

 В прокуратурах субъектов  Федерации действуют сообразно  административно-территориальному  делению прокуратуры городов  и районов, которые непосредственно  подчиняются соответственно прокурорам  республик, краев, областей, автономной  области, автономных округов. В ряде субъектов Федерации органы прокуратуры созданы в соответствии с особенностями их административно-территориального деления. Так, прокуратуры районного (городского) уровня в Якутии называются прокуратурами улусов, в Тыве - коожунов6.

Учитывая особое положение Москвы, был принят специальный Закон "О статусе столицы Российской Федерации", которым предусмотрено специальное административно-территориальное деление Москвы. Оно закреплено в Уставе города, принятом Московской Думой. В настоящее время в Москве созданы муниципальные районы и административные округа. С учетом этого в столице действуют межрайонные прокуратуры, обеспечивающие надзор на территории ряда муниципальных районов, и прокуратуры административных округов, имеющие статус прокуратур городов с районным делением. Прокуроры административных округов, в частности, осуществляют руководство межрайонными прокурорами и непосредственно надзирают за исполнением законов органами управления и контроля административных округов, должностными лицами окружного уровня, а также за соответствием закону издаваемых ими правовых актов. Кроме того, они производят предварительное следствие по делам о тяжких преступлениях организованных групп, о преступлениях, совершенных на территориях, поднадзорных нескольким межрайонным прокуратурам, участвуют в рассмотрении дел межмуниципальными (районными) народными судами по направленным прокурорам округа заявлениям и искам, уголовным делам, расследованным прокуратурой округа. Все эти прокуроры подчинены прокурору Москвы.

 В систему прокуратуры РФ  входят также специализированные  прокуратуры. К их числу относятся:

- военные;

- транспортные;

- природоохранные прокуратуры;

- прокуратуры по надзору за  соблюдением законов при исполнении  уголовных наказаний;

- а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых административно-территориальных образованиях и на режимных объектах.

 Приказом Генерального прокурора  РФ N 24 от 9 апреля 1996 г. разграничена  компетенция территориальных прокуроров  и прокуроров специализированных  прокуратур.

 Возглавляет военные прокуратуры  Главная военная прокуратура, которая  на правах структурного подразделения  входит в Генеральную прокуратуру. Структуру военной прокуратуры  составляют: прокуратуры военных  округов, прокуратура Ракетных войск  стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы РФ и прокуратуры других войск, приравненные по своему статусу к прокуратурам субъектов РФ. В структуре военной прокуратуры имеются также прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, имеющие статус прокуратур городов и районов.

 Генеральный прокурор РФ  возложил на транспортных прокуроров  осуществление надзора за законностью  правовых актов и исполнением  законов Государственным таможенным  комитетом, Министерством путей  сообщения РФ, Министерством транспорта РФ (за исключением вопросов автомобильно-дорожной службы), Федеральной авиационной службой России, Федеральной службой речного флота России и входящими в их систему государственными предприятиями, учреждениями, организациями и контролирующими органами, общественными объединениями транспорта, Межгосударственным авиационным комитетом.

 Транспортным прокурорам подследственны  дела о преступлениях, совершенных  на полотне железной дороги, станциях, вокзалах, платформах, пристанях, судах, воздушных судах, в аэропортах, поездах, морских и речных портах системы Министерства путей сообщения и Министерства транспорта РФ, а также о преступлениях, совершенных по службе работниками государственных предприятий, учреждений и организаций системы Министерства путей сообщения, Министерства транспорта РФ (за изъятием автомобильно-дорожной службы), Федеральной авиационной службы России, Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, органов внутренних дел на транспорте, Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Они также расследуют дела о преступных нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности транспортных средств и дела о контрабанде и других нарушениях таможенного законодательства7.

 Возглавляет систему транспортных  прокуратур Управление по надзору  за исполнением законов на  транспорте и в таможенных  органах Генеральной прокуратуры  Российской Федерации. В нее также входят: транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, и подчиненные им транспортные прокуратуры, имеющие статус районных прокуратур. В основном эта система создавалась применительно к сети железных дорог и других транспортных магистралей. В настоящее время соответственно отделениям железных дорог действуют транспортные прокуратуры на правах районных и управлениям железных дорог - транспортные прокуратуры на правах прокуратур субъектов Федерации. В подчинении последних находятся и другие транспортные прокуратуры.

 К числу специализированных  прокуратур относятся и прокуратуры  войсковых частей. Они созданы  более 40 лет назад и предназначены  для осуществления надзора за  исполнением законов в закрытых  административно-территориальных образованиях (ЗАТО), на особо важных объектах и в воинских формированиях ряда министерств и ведомств. Перечень особо режимных объектов определяется Правительством России и подлежит пересмотру с учетом изменения характеристик того или иного объекта.

 В систему этих прокуратур  входят: Второе управление Генеральной  прокуратуры РФ и прокуратуры  войсковых частей, статус каждой  из которых определен Генеральным  прокурором РФ.

 На прокуроров войсковых  частей Генеральным прокурором  РФ возложено осуществление надзора за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, органами контроля, их должностными лицами в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и особо режимных объектах, органами военного управления, специализированными военно-строительными и иными воинскими формированиями, занятыми на строительстве, в охране и эксплуатации особо важных и особо режимных объектов, а также территориальными органами министерств и ведомств в отношении перечисленных объектов8.

 В 1980-1990 гг. практически во всех  субъектах РФ были образованы межрайонные природоохранные прокуратуры со статусом районных и подчиненные соответствующим прокурорам республик, краев, областей, автономных округов.

 Природоохранные прокуроры  осуществляют надзор за исполнением  законов, направленных на защиту окружающей среды, экологических прав граждан, природоохранными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, их должностными лицами, общественными объединениями, перечень которых определяется прокурором соответствующего субъекта Федерации. Они также производят предварительное следствие по делам об экологических преступлениях, совершенных преимущественно на поднадзорных природоохранным прокурорам предприятиях.

 В целях усиления влияния  на состояние законности при  исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, были образованы прокуратуры по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний. Они имеют статус районных прокуратур и подчиняются соответствующим прокурорам субъектов Федерации.

 На прокуроров по надзору  за соблюдением законов в ИТУ  возложены обязанности по осуществлению  надзора за исполнением законов  и соответствием законам издаваемых  правовых актов, соблюдением прав  и свобод человека и гражданина  администрацией исправительно-трудовых учреждений, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы. Они также производят предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных осужденными в исправительно-трудовых учреждениях, а также по службе работниками этих учреждений, специальных подразделений по обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы.

 В систему органов прокуратуры  входят также научные и образовательные  учреждения, являющиеся юридическими  лицами.

 В настоящее время в системе  органов прокуратуры РФ имеются  один научный, три института повышения  квалификации работников органов  прокуратуры, учебный институт. Это  Научно-исследовательский институт  проблем укрепления законности  и правопорядка, Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ (Москва), Институт повышения квалификации прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры РФ (Санкт-Петербург), Институт повышения квалификации прокурорских работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации (Иркутск) и Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ. Кроме того, образованы еще три учебных института прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии (Екатеринбург)9.

Информация о работе Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность