Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Правовая борьба
с незаконным оборотом наркотиков по законодательству
РФ и основные понятия
1.1. Общая характеристика современного
российского законодательства в сфере
оборота наркотических средств и психотропных
веществ.........6
. Понятие и виды незаконного
оборота наркотических средств, психотропных
веществ и их аналогов.................................................18
Глава II. Общая характеристика
незаконного оборота наркотических средств,
психотропных веществ, их аналогов, а также
растений, содержащих наркотические средства
или психотропные вещества
2.1.Уголовно – правовая характеристика
незаконного приобретения, хранения, перевозки,
изготовления, переработки наркотических
средств, психотропных веществ, их аналогов,
а также растений, содержащих наркотические
средства или психотропные вещества….....………………………………………………….….…….23
2.2. Обстоятельства, исключающие
возможность привлечения к ответственности
по статье 228 УК РФ ..................................................31
Заключение……………………………………………………………….….......
34
Библиографический список ….………………………………………….….......36
ВВЕДЕНИЕ
Масштаб незаконного оборота и потребления
наркотических средств и психотропных
веществ на территории России представляет
серьезную угрозу здоровью населения,
экономике страны, а также правопорядку
и безопасности государства.
Высокая степень опасности распространения
наркотиков в России обуславливается
тем обстоятельством, что при этом причиняется
серьезный вред здоровью человека, изменяется
его социальный статус.
Незаконные приобретение, хранение, перевозка,
изготовление, переработка наркотических
средств, психотропных веществ их аналогов,
а также растений, содержащих наркотические
средства или психотропные вещества, либо
их частей, ответственность за которые
предусмотрена ст. 228 УК, - одно из наиболее
распространенных нарушений установленного
правового режима. Удельный вес осужденных
за данное преступление составляет около
80% в общем числе осужденных за совершение
незаконных действий с наркотиками.
Квалификация незаконных приобретения,
хранения, перевозки, изготовления, переработки
наркотических средств, психотропных
веществ их аналогов, а также растений,
содержащих наркотические средства или
психотропные вещества, либо их частей
является актуальной проблемой в настоящее
время.
Особенности геополитического положения
России, несовершенство действующего
законодательства, сложности в организации
и обеспечении таможенного и пограничного
контроля вызывают повышенный интерес
международной наркомафии, становится
реальностью ее слияние с внутренним наркобизнесом.
Существующая система противодействия
наркомании носит не упреждающий, а реагирующий
характер; не обобщена судебная практика
по уголовным делам о преступлениях в
сфере незаконного оборота наркотиков,
при этом суды зачастую применяют мягкие
виды наказаний либо ограничиваются условными
наказаниями, которые явно не соответствуют
тяжести совершенных деяний; не способствует
перевоспитанию личности действующая
уголовно-исполнительная система.
Среди негативных тенденций также можно
выделить следующие: резкое возрастание
уровня наркотизации населения; возрастание
смертности, вызванной употреблением
наркотиков; быстрый рост преступности
в сфере оборота наркотических средств
и психотропных веществ; повышение квалификации
наркопреступников, слияние наркопреступности
с организованной преступностью. Возрастают
профессионализм и организованность действий
преступных группировок, постоянно растет
число торговцев наркотиками. Увеличивается
нелегальное производство наркотических
средств.
Россия подписала все международные
конвенции, касающиеся проблем борьбы
с наркоманией, вступила в Интерпол, одной
из основных задач которого является борьба
с наркобизнесом. Однако эффективность
этих мер в настоящее время вызывает сомнение.
Очевидно, что в условиях динамично изменяющейся
ситуации в стране требуется разработка
и внедрение в практику новых, научно обоснованных
предложений и рекомендаций, направленных
на повышение эффективности противодействия
незаконному обороту наркотических средств
и психотропных веществ.
Все вышеизложенное обусловливает
актуальность выбранной темы исследования:
«Незаконное приобретение, хранение, перевозка,
изготовление, переработка наркотических
средств, психотропных веществ их аналогов,
а также растений, содержащих наркотические
средства или психотропные вещества, либо
их частей».
Целью настоящего исследования является
уголовно-правовой анализ незаконных
приобретения, хранения, перевозки, изготовления,
переработки наркотических средств, психотропных
веществ, их аналогов, а также растений,
содержащих наркотические средства или
психотропные вещества, либо их частей.
Для достижения указанной цели были поставлены
следующие основные задачи:
- рассмотреть понятие и правовое
регулирование оборота наркотических
средств;
- изучить уголовно-правовую характеристику
незаконных приобретения, хранения,
перевозки, изготовления, переработки
наркотических средств, психотропных
веществ, их аналогов, а также
растений, содержащих наркотические
средства или психотропные вещества,
либо их частей;
- рассмотреть обстоятельства, исключающие
возможность привлечения к ответственности
по статье 228 УК РФ.
Предметом исследования являются нормы
уголовного права России, регулирующие
незаконный оборот наркотических средств,
психотропных веществ, их аналогов, а также
растений, содержащих наркотические средства
или психотропные вещества, либо их частей.
Использованные источники: при написании
данной работы были исследованы и изучены
Федеральный закон от 08.01.1998г. № 3-ФЗ «О
наркотических средствах и психотропных
веществах», ст. 228 Уголовного кодекса
РФ, а также Постановление пленума Верховного
Суда Российской Федерации «О судебной
практике по делам о преступлениях, связанных
с наркотическими средствами, психотропными,
сильнодействующими и ядовитыми веществами»
и др.
Основой исследования является диалектический
метод как метод познания социально-правовых
явлений, а также общие и специальные методы
познаний, такие как сравнительно-правовой,
логико-правовой, статистический, социологический
и другие.
Структура: работа состоит из введения,
двух глав, четырех параграфов, заключения
и библиографического списка.
Глава 1 Правовая борьба с незаконным
оборотом наркотиков по законодательству
РФ и основные понятия
1.1. Общая характеристика современного
российского законодательства в сфере
оборота наркотических средств и психотропных
веществ
Организацией Объединенных
Наций были приняты три международные
конвенции: Единая конвенция о наркотических
средствах 1961 г., Конвенция о психотропных
веществах 1971 г., Конвенция о борьбе против
незаконного оборота наркотических средств
и психотропных веществ 1988 г. В названных
нормативных актах определен перечень
наркотических средств и видов действий
(оборота) с ними, которые преследуются
согласно международному и национальным
законодательствам, а также указаны меры
борьбы с этими преступлениями.
Российская Федерация стала
участницей этих конвенций, также как
и других международных актов, осуществляющих
правовое регулирование в области оборота
наркотических средств и психотропных
веществ. О последовательности такой деятельности
свидетельствует Постановление Правительства
РФ «О присоединении Российской Федерации
к Меморандуму о взаимопонимании в сотрудничестве
в области контроля за незаконным производством,
оборотом, злоупотреблением наркотических
средств, психотропных веществ и прекурсоров
от 4 мая 1996 г.»1.
В силу международных обязательств
(хотя и со значительным опозданием) наше
государство стало создавать свою правовую
базу, регламентирующую оборот наркотических
средств и психотропных веществ на территории
Российской Федерации. Основу ее составляет
принятый 8 января 1998 г. и вступивший в
силу 15 апреля 1998 г. Федеральный закон
№ 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных
веществах». Пункт 1 ст.3 данного Федерального
закона гласит: «Законодательство Российской
Федерации о наркотических средствах,
психотропных веществах и об их прекурсорах
состоит из настоящего Федерального закона,
других федеральных законов и принимаемых
в соответствии с ними иных нормативных
правовых актов Российской Федерации».
Кроме того, в настоящее время
действуют:
а) Положение о порядке ввоза
в Российскую Федерацию и вывоза из Российской
Федерации наркотических средств, сильнодействующих
и ядовитых веществ (утверждено постановлением
Правительства РФ от 16 марта 1996 г. № 278);
б) Номенклатура и квоты наркотических
средств, сильнодействующих и ядовитых
веществ, в том числе веществ, включенных
в таблицы I и II Конвенции ООН о борьбе
против незаконного оборота наркотических
средств и психотропных веществ 1988 г.,
на которые распространяется указанный
Порядок ввоза и вывоза (утверждены постановлением
Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 930);
в) Постановление Правительства
РФ от 26 сентября 1997 г. № 1219 «О государственном
регулировании и контроле транзита через
территорию Российской Федерации наркотических
средств, сильнодействующих, ядовитых
веществ и веществ, указанных в таблицах
I и II Конвенции ООН о борьбе против незаконного
оборота наркотических средств и психотропных
веществ 1988 г.».
Также имеется ряд документов,
принятых Постоянным комитетом по контролю
наркотиков при Министерстве здравоохранения
РФ и используемых в судебной практике:
а) Критерии и перечни психотропных
веществ, одурманивающих веществ, крупных
и особо крупных размеров количеств наркотических
средств и психотропных веществ, обнаруживаемых
в незаконном хранении или обороте, утвержденные
на заседаниях Постоянного комитета по
контролю наркотиков 9 октября 1996 г. (протокол
№ 51/7-96), 17 декабря 1996 г. (протокол № 53/996),
25 декабря 1996 г. (протокол № 54/10-96);
б) Заключение Постоянного комитета
по контролю наркотиков о размерах незаконной
культивации растений, отнесенных к наркотическим
средствам, утвержденное 16 июля 1997 г. (протокол
№ 5/59-97);
в) Список веществ, находящихся
под специальным контролем, используемых
при незаконном изготовлении наркотических
средств или психотропных веществ, в соответствии
с Конвенцией ООН о борьбе против незаконного
оборота наркотических средств и психотропных
веществ, утвержденный 9 октября 1996 г. (протокол
№ 51/7-96);
г) Критерии и список инструментов
и оборудования, находящихся под специальным
контролем, используемых при незаконном
изготовлении наркотических средств,
психотропных или сильнодействующих веществ,
утвержденные 9 октября 1996 г. (протокол
№ 51/7-96);
д) Список инструментов и оборудования,
находящихся под специальным контролем,
используемых при незаконном изготовлении
наркотических средств, психотропных
или сильнодействующих веществ, утвержденный
9 октября 1996 г. (протокол № 51/7-96);
е) Список наркотических средств
(наркотических веществ и наркотических
лекарственных средств, в том числе синтетических
и природных).
Современные условия жизни
очень динамичны, и поэтому система контроля
оборота наркотических средств постоянно
корректируется. Свидетельством этому
стал Указ Президента РФ от 11 марта 2003
г. № 306 «Вопросы совершенствования государственного
управления в Российской Федерации», которым
был образован Государственный комитет
Российской Федерации по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных
веществ, преобразованный затем в Федеральную
службу Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков.
Развивая положения Федерального
закона «О наркотических средствах и психотропных
веществах», Правительство Российской
Федерации принимает очень важные документы
в области контроля за оборотом наркотиков.
Такие, например, как:
-Постановление Правительства
РФ от 18 июня 1999 г. № 647 «О порядке дальнейшего
использования или уничтожения наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
а также инструментов и оборудования,
которые были конфискованы или изъяты
из незаконного оборота либо дальнейшее
использование которых признано нецелесообразным»;
-Постановление Правительства
РФ от 22 марта 2001 г. № 221 «Об утверждении
перечня инструментов и оборудования,
находящихся под специальным контролем
и используемых для производства и изготовления
наркотических средств, психотропных
веществ, и Правил разработки, производства,
изготовления, хранения, перевозки, пересылки,
отпуска, реализации, распределения, приобретения,
использования, ввоза на таможенную территорию
Российской Федерации, вывоза с таможенной
территории Российской Федерации, уничтожения
инструментов и оборудования, находящихся
под специальным контролем и используемых
для производства и изготовления наркотических
средств, психотропных веществ»;
- Постановление Правительства
РФ от 27 ноября 2010 г. № 934 «Об утверждении
перечня растений, содержащих наркотические
средства или психотропные вещества либо
их прекурсоры и подлежащих контролю в
российской федерации, крупного и особо
крупного размеров культивирования растений,
содержащих наркотические средства или
психотропные вещества либо их прекурсоры,
для целей статьи 231 уголовного кодекса
российской федерации, а также об изменении
и признании утратившими силу некоторых
актов правительства российской федерации
по вопросу оборота растений, содержащих
наркотические средства или психотропные
вещества либо их прекурсоры»
-Постановление Правительства
РФ от 23 января 2006 г. № 31 «О создании, ведении
и использовании единого банка данных
по вопросам, касающимся оборота наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров,
а также противодействия их незаконному
обороту».
Во исполнение постановлений
Правительства РФ министерства и ведомства
также принимают свои нормативные правовые
акты в вышеуказанной области. Например,
Приказ Минэкономразвития России от 28
сентября 2000 г. № 46 «О порядке представления
сведений о деятельности, связанной с
оборотом наркотических средств и психотропных
веществ, и регистрации операций, связанных
с этой деятельностью»; Приказ Минэкономразвития
России от 11 января 2001 г. № 7 «О выдаче копий
лицензий на ввоз (вывоз) наркотических
средств, психотропных и сильнодействующих
веществ»; Приказ Министерства здравоохранения
и социального развития РФ от 9 августа
2005 г. № 494 «О порядке применения лекарственных
средств у больных по жизненным показаниям»
и многие другие.