Правовая защита информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:30, контрольная работа

Описание работы

Под защитой информации принято понимать использование различных средств и методов, принятие мер и осуществление мероприятий с целью системного обеспечения надежности передаваемой, хранимой и обрабатываемой информации. Предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, циркулирующей в телекоммуникационных сетях государственного и военного управления, к информации национальных и международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью и международным терроризмом, а также в банковских сетях является важной задачей обеспечения безопасности глобальной информации.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3
1. Защита государственной тайны..............................................................4-12
2. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности........13-22
Заключение..................................................................................................23-25
Библиографический список............................................................................26

Файлы: 1 файл

правовая защита информации контрольная.docx

— 48.93 Кб (Скачать файл)

План

Введение.............................................................................................................3

1. Защита государственной  тайны..............................................................4-12

2. Правовое регулирование  оперативно-розыскной деятельности........13-22

Заключение..................................................................................................23-25

Библиографический список............................................................................26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Под защитой информации принято понимать использование  различных средств и методов, принятие мер и осуществление  мероприятий с целью системного обеспечения надежности передаваемой, хранимой и обрабатываемой информации. Предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, циркулирующей в телекоммуникационных сетях государственного и военного управления, к информации национальных и международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной  организованной преступностью и  международным терроризмом, а также  в банковских сетях является важной задачей обеспечения безопасности глобальной информации. Защите информации в последнее время уделяется  все большее внимание на самых  различных уровнях – и государственном, и коммерческом. Проблемы, связанные  с повышением безопасности информационной сферы, являются сложными, многоплановыми и взаимосвязанными. Они требуют  постоянного, неослабевающего внимания со стороны государства и общества. Правовая защита – это специальные законы, другие нормативные акты, правила, процедуры и мероприятия, обеспечивающие защиту информации на правовой основе (межгосударственная защита; защита на уровне государства; на уровне предприятия). 

Целью данной контрольной  работы является изучить защиту государственной  тайны и правовое регулирование  оперативно-розыскной деятельности.

Исходя из цели контрольной  работы я выделила следующие задачи:

1) рассмотреть понятие  государственной тайны

2) определить правовое  регулирование за

3) изучить правовое регулирование  ОРД 

4) изучить нормативно-правовую  базу ОРД

В настоящей работе я использовала труды таких ученых как Спектор Е.И. ,  Горяинова К.К., Овчинского В.С., Копылова В.А. и других.

1. Защита  государственной тайны

Современный этап развития системы  обеспечения информационной безопасности государства и общества характеризуется  переходом от тотального сокрытия большого объема сведений к гарантированной  защищенности принципиально важных данных, обеспечивающей:

1) конституционные права и свободы граждан, предприятий и организаций в сфере информатизации;

2) необходимый уровень безопасности информации, подлежащей защите;

3) защищенность систем формирования и использования информационных ресурсов (технологий, систем обработки и передачи информации).

Ключевым моментом политики государства в данной области  является осознание необходимости  защиты любых информационных ресурсов и информационных технологий, неправомерное  обращение с которыми может нанести  ущерб их собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу.

Основные задачи государственной  системы защиты информации:

• проведение единой технической  политики, организация и координация  работ по защите информации в оборонной, экономической, политической, научно-технической  и других сферах деятельности;

• исключение или существенное затруднение добывания информации техническими средствами разведки, а  также предотвращение ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, предупреждение преднамеренных специальных программно-технических  воздействий на информацию с целью  ее разрушения, уничтожения, искажения  или блокирования в процессе обработки, передачи и хранения;

• принятие в пределах компетенции  нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области защиты информации;

• общая организация сил, создание средств защиты информации и средств контроля эффективности  ее защиты;

• контроль за проведением  работ по защите информации в органах  государственного управления, объединениях, на предприятиях, в организациях и  учреждениях (независимо от форм собственности);

• анализ состояния государственной  системы, выявление ключевых проблем  в области защиты информации;

• определение приоритетных направления государственной системы  защиты информации;

• нормативно-методическое и информационное обеспечение работ  по защите информации.1

Законодательство Российской Федерации о государственной  тайне основывается на Конституции  РФ, Законах РФ «О безопасности»  и «О государственной тайне».

Понятие государственной  тайны определено в Законе «О государственной  тайне» как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной  деятельности, распространение которых  может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» (ст. 2).2

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Законом «О государственной тайне» (Раздел II), на основании которого межведомственная комиссия по защите государственной  тайны формирует перечень сведений, отнесённых к государственной тайне.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне в  РФ –  
сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ; а также наименования федеральных органов исполнительной власти и других организаций наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями.3

На распространение таких  сведений государством устанавливаются  ограничения с момента их создания (разработки) или заблаговременно; государство  с целью упорядочивания обращения  таких сведений формирует необходимые  нормативные акты (перечневую систему  засекречивания).

Система защиты государственной  тайны – в РФ – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

Закон закрепил создание ряда органов в области защиты государственной  тайны, ввел институт должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению  сведений к государственной тайне, с одновременным возложением  на них персональной ответственности  за деятельность по защите государственной  тайны в сфере их ведения.

К органам защиты государственной  тайны относятся:

– Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности (Федеральная служба безопасности), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны (Министерство обороны), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки (служба внешней разведки), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России));

– органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.4

Одним из приоритетных направлений  государственной политики в сфере  государственной безопасности было и остается в РФ укрепление конституционно-правовых основ защиты сведений, составляющих государственную тайну.

Сложившееся к настоящему времени  положение в этой области требует  разработки новой концепции обеспечения  правовой защиты государственной тайны. В ее рамках необходимо определить оптимальное основание для отнесения  информации к содержащей государственную  тайну; при этом найти критерии достижения баланса интересов государства, общества и личности в сфере обеспечения  ее защиты.

Для того чтобы максимально полно (исчерпывающе) выявить потребности  в разработке новой концепции  правовой защиты государственной тайны  в Российской Федерации, необходимо выяснить, каким критериям не отвечает нынешняя концепция и каковы факторы, обусловившие насущную потребность  в ее совершенствовании.

Ответ на этот вопрос предполагает рассмотрение существенных недостатков и ряда негативных моментов, проявившихся в  этой сфере на протяжении двух последних  десятилетий.

1. В настоящее время одним  из самых серьезных недостатков,  весьма затрудняющих процедуру  обжалования (оспаривания) нормативных  правовых актов, возникающих из  публичных правоотношений, связанных  с разглашением государственной  тайны, является наличие чрезмерно  усложненной, иерархической и  "закрытой" системы, действующей  в отношении сведений, представляющих строго конфиденциальную информацию в интересах государства и общества в целом. Об этом свидетельствует излишне большое количество инстанций, разрабатывающих и согласовывающих перечни такого рода сведений.

Как известно, конкретный перечень сведений, составляющих государственную тайну, закреплен в статье 5 Закона РФ "О  государственной тайне" от 21 июля 1993 г. N 5485-1.5

По причине того, что этот перечень носит слишком общий характер, а приведенные в нем сведения являются весьма общими и внутри каждой из их подгрупп содержатся данные различной  важности, определяемой величиной ущерба, который может быть нанесен их несанкционированным разглашением, для этих подгрупп трудно установить какую-то определенную степень важности и, следовательно, степень засекречивания. Именно в связи с этим ст. 9 Закона "О государственной тайне" потребовала  дальнейшей последовательной детализации  перечня сведений, составляющих государственную  тайну: "Для осуществления единой государственной политики в области  засекречивания сведений, - говорится  в ней, - Межведомственная комиссия по защите государственной тайны  формирует по предложению органов  государственной власти и в соответствии с перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными  сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию  и пересматривается по мере необходимости".

Такой Перечень был утвержден Указом Президента РФ в 1995 г. (затем уточнен  в 1998 и 2006 гг.). В него первоначально  вошли 87 групп сведений, отнесенных к государственной тайне.

В Указе Президента РФ от 24 января 1998 г. 6 групп сведений, составляющих государственную тайну и указанных  в п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной тайне" (сведения в военной сфере), были детализированы в виде соответствующих 22 групп сведений, отнесенных к государственной тайне.

С 11 февраля 2006 г. вступила в силу новая  редакция Указа Президента РФ N 90 "О  перечне сведений, отнесенных к государственной  тайне". Действующая редакция этого  Перечня определяет уже 113 групп  сведений, составляющих государственную  тайну. Указанный Перечень увеличился за счет чрезмерной детализации и  конкретизации сведений, составляющих государственную тайну.

Таким образом, произошла первая детализация  Перечня сведений, составляющих государственную  тайну. Не изменяя масштаба и объема сведений, указанных в статье 5 Закона РФ "О государственной тайне"6, Указ Президента РФ позволяет представить и выбрать уже более узкие группы сведений, отнесенных к государственной тайне. Тем самым повышается точность и быстрота определения (оценки) величины ущерба для обороны и безопасности страны в случае незаконного рассекречивания незаконопослушными гражданами частных и конкретных сведений, отнесенных к государственной тайне.7

Отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию, составляются в рамках целевых программ по разработке и  модернизации образцов вооружения и  военной техники, опытно-конструкторских  и научно-исследовательских работ. Целесообразность засекречивания таких  перечней определяется их содержанием. Они утверждаются соответствующими руководителями органов государственной  власти. По этой причине в названные  перечни не только включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы государственной  власти, но и устанавливается степень  их секретности.

Указанные выше развернутые перечни  сведений, подлежащих засекречиванию, которые утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти, носят закрытый характер. Поэтому рядовые граждане или судебные работники, не ознакомленные с перечнями министерств, ведомств и других субъектов, наделенных правом засекречивания сведений, не могут определить, что есть секрет, а что нет.

2. Как недостаток ныне действующей  концепции правовой защиты государственной  тайны следует отметить и неоднозначное  понимание сущности, формы и масштабов  понятия "перечень сведений, составляющих  государственную тайну".

Информация о работе Правовая защита информации