Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:30, контрольная работа
Под защитой информации принято понимать использование различных средств и методов, принятие мер и осуществление мероприятий с целью системного обеспечения надежности передаваемой, хранимой и обрабатываемой информации. Предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, циркулирующей в телекоммуникационных сетях государственного и военного управления, к информации национальных и международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью и международным терроризмом, а также в банковских сетях является важной задачей обеспечения безопасности глобальной информации.
Введение.............................................................................................................3
1. Защита государственной тайны..............................................................4-12
2. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности........13-22
Заключение..................................................................................................23-25
Библиографический список............................................................................26
План
Введение......................
1. Защита государственной
тайны.........................
2. Правовое регулирование
оперативно-розыскной
Заключение....................
Библиографический список........................
Введение
Целью данной контрольной
работы является изучить защиту государственной
тайны и правовое регулирование
оперативно-розыскной
Исходя из цели контрольной работы я выделила следующие задачи:
1) рассмотреть понятие государственной тайны
2) определить правовое регулирование за
3) изучить правовое
4) изучить нормативно-правовую базу ОРД
В настоящей работе я использовала труды таких ученых как Спектор Е.И. , Горяинова К.К., Овчинского В.С., Копылова В.А. и других.
1. Защита государственной тайны
Современный этап развития системы обеспечения информационной безопасности государства и общества характеризуется переходом от тотального сокрытия большого объема сведений к гарантированной защищенности принципиально важных данных, обеспечивающей:
1) конституционные права и свободы граждан, предприятий и организаций в сфере информатизации;
2) необходимый уровень безопасности информации, подлежащей защите;
3) защищенность систем формирования и использования информационных ресурсов (технологий, систем обработки и передачи информации).
Ключевым моментом политики государства в данной области является осознание необходимости защиты любых информационных ресурсов и информационных технологий, неправомерное обращение с которыми может нанести ущерб их собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу.
Основные задачи государственной системы защиты информации:
• проведение единой технической политики, организация и координация работ по защите информации в оборонной, экономической, политической, научно-технической и других сферах деятельности;
• исключение или существенное
затруднение добывания
• принятие в пределах компетенции нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области защиты информации;
• общая организация сил, создание средств защиты информации и средств контроля эффективности ее защиты;
• контроль за проведением работ по защите информации в органах государственного управления, объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях (независимо от форм собственности);
• анализ состояния государственной системы, выявление ключевых проблем в области защиты информации;
• определение приоритетных
направления государственной
• нормативно-методическое и информационное обеспечение работ по защите информации.1
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции РФ, Законах РФ «О безопасности» и «О государственной тайне».
Понятие государственной
тайны определено в Законе «О государственной
тайне» как «защищаемые государством
сведения в области его военной,
внешнеполитической, экономической, разведывательной,
контрразведывательной и
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Законом «О государственной тайне» (Раздел II), на основании которого межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует перечень сведений, отнесённых к государственной тайне.
Перечень сведений, отнесенных
к государственной тайне в
РФ –
сведения в области военной, внешнеполитической,
экономической, разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной деятельности
государства, распространение которых
может нанести ущерб безопасности РФ;
а также наименования федеральных органов
исполнительной власти и других организаций
наделенных полномочиями по распоряжению
этими сведениями.3
На распространение таких сведений государством устанавливаются ограничения с момента их создания (разработки) или заблаговременно; государство с целью упорядочивания обращения таких сведений формирует необходимые нормативные акты (перечневую систему засекречивания).
Система защиты государственной тайны – в РФ – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.
Закон закрепил создание ряда органов в области защиты государственной тайны, ввел институт должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, с одновременным возложением на них персональной ответственности за деятельность по защите государственной тайны в сфере их ведения.
К органам защиты государственной тайны относятся:
– Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности (Федеральная служба безопасности), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны (Министерство обороны), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки (служба внешней разведки), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России));
– органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.4
Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере государственной безопасности было и остается в РФ укрепление конституционно-правовых основ защиты сведений, составляющих государственную тайну.
Сложившееся к настоящему времени
положение в этой области требует
разработки новой концепции обеспечения
правовой защиты государственной тайны.
В ее рамках необходимо определить
оптимальное основание для
Для того чтобы максимально полно (исчерпывающе) выявить потребности в разработке новой концепции правовой защиты государственной тайны в Российской Федерации, необходимо выяснить, каким критериям не отвечает нынешняя концепция и каковы факторы, обусловившие насущную потребность в ее совершенствовании.
Ответ на этот вопрос предполагает рассмотрение существенных недостатков и ряда негативных моментов, проявившихся в этой сфере на протяжении двух последних десятилетий.
1. В настоящее время одним
из самых серьезных
Как известно, конкретный перечень сведений, составляющих государственную тайну, закреплен в статье 5 Закона РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. N 5485-1.5
По причине того, что этот перечень
носит слишком общий характер,
а приведенные в нем сведения
являются весьма общими и внутри каждой
из их подгрупп содержатся данные различной
важности, определяемой величиной ущерба,
который может быть нанесен их
несанкционированным
Такой Перечень был утвержден Указом Президента РФ в 1995 г. (затем уточнен в 1998 и 2006 гг.). В него первоначально вошли 87 групп сведений, отнесенных к государственной тайне.
В Указе Президента РФ от 24 января
1998 г. 6 групп сведений, составляющих
государственную тайну и
С 11 февраля 2006 г. вступила в силу новая редакция Указа Президента РФ N 90 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне". Действующая редакция этого Перечня определяет уже 113 групп сведений, составляющих государственную тайну. Указанный Перечень увеличился за счет чрезмерной детализации и конкретизации сведений, составляющих государственную тайну.
Таким образом, произошла первая детализация Перечня сведений, составляющих государственную тайну. Не изменяя масштаба и объема сведений, указанных в статье 5 Закона РФ "О государственной тайне"6, Указ Президента РФ позволяет представить и выбрать уже более узкие группы сведений, отнесенных к государственной тайне. Тем самым повышается точность и быстрота определения (оценки) величины ущерба для обороны и безопасности страны в случае незаконного рассекречивания незаконопослушными гражданами частных и конкретных сведений, отнесенных к государственной тайне.7
Отдельные перечни сведений, подлежащих
засекречиванию, составляются в рамках
целевых программ по разработке и
модернизации образцов вооружения и
военной техники, опытно-конструкторских
и научно-исследовательских
Указанные выше развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, которые утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти, носят закрытый характер. Поэтому рядовые граждане или судебные работники, не ознакомленные с перечнями министерств, ведомств и других субъектов, наделенных правом засекречивания сведений, не могут определить, что есть секрет, а что нет.
2. Как недостаток ныне