Правовая защита информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:30, контрольная работа

Описание работы

Под защитой информации принято понимать использование различных средств и методов, принятие мер и осуществление мероприятий с целью системного обеспечения надежности передаваемой, хранимой и обрабатываемой информации. Предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, циркулирующей в телекоммуникационных сетях государственного и военного управления, к информации национальных и международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью и международным терроризмом, а также в банковских сетях является важной задачей обеспечения безопасности глобальной информации.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3
1. Защита государственной тайны..............................................................4-12
2. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности........13-22
Заключение..................................................................................................23-25
Библиографический список............................................................................26

Файлы: 1 файл

правовая защита информации контрольная.docx

— 48.93 Кб (Скачать файл)

Два названных уровня правового  регулирования общественных отношений  в ОРД образуют единую систему  ее законодательного регулирования. Законодательное  регулирование ОРД в РФ — это  государственно-властное нормативно-организующее воздействие на оперативно-розыскные  отношения в специфическом виде социально полезной юридической  деятельности, осуществляемое на базовом (конституционном) и среднем (развивающем) уровнях правового регулирования.

Детализирующий уровень. Для него характерно принятие подзаконных  нормативных правовых актов. Среди  них различают: нормативные акты законодательной и исполнительной власти (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, акты палат Федерального Собрания РФ);  межведомственного характера;  сугубо ведомственного характера. 

Основа деятельности есть базовая, фундаментальная часть  правового регулирования всех возникающих  в ней общественных отношений. Причем правовая основа — это не единая часть всех источников правового  регулирования оперативно-розыскных  отношений, а только важнейший фрагмент одного из них — нормативного акта.

Согласно воле законодателя, изложенной в ст. 4 ФЗ об ОРД, правовую основу составляют Конституция, ФЗ об ОРД, другие федеральные законы и  принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (ч. 1). Кроме того, органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с российским законодательством нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения ОРМ (ч. 2).

Следовательно, правовая основа ОРД двухуровневая: часть составляющих ее актов относится к законам, а другая — к подзаконным актам.

Система нормативных правовых источников, составляющих правовую основу ОРД. Совокупность нормативных правовых актов в области ОРД (их насчитывается  несколько сотен) можно систематизировать  на пять групп (в зависимости от юридической  силы и роли, которую они играют в регулировании сыскной работы).

К первой группе относятся  Конституция и федеральные конституционные  законы.11

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые  в России, не должны противоречить  Конституции (см. ч. 1 ст. 15)12. Конституционное положение о прямом действии ее норм имеет непосредственное отношение к осуществлению ОРД. Так, в гл. 2 Конституции определяются основные права и свободы человека и гражданина (см. ст. 17—64), составляющие основу правового статуса личности в РФ. В частности, согласно ч. 2 ст. 23 каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В ст. 25 изложено предписание о том, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных ФЗ или на основании судебного решения (именно о таких случаях возможных ограничений прав граждан говорится применительно к ОРД). Причем права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (см. ч. 3 ст. 55). Вместе с тем Конституцией каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (см. ч. 1 ст. 46).

Из числа федеральных  конституционных законов, принятых в РФ, выделим Федеральный конституционный  закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных  судах Российской Федерации». В нем  установлено, что военные суды в  пределах своих полномочий и порядке, установленном ФЗ, рассматривают  дела и материалы, связанные с  ограничением конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (см. ч. 7 ст. 7).

Вторую группу, или «ядро» правовой основы, составляют нормы  самого ФЗ об ОРД.

В третью группу нормативных  актов входят другие ФЗ. Во-первых, к  ним относят только те законы, которые  регулируют группы общественных отношений, возникающих в ОРД. В частности, в их число включены УК, УПК, Закон  о государственной тайне, ФЗ о  прокуратуре и о государственной  защите. Во-вторых, их перечень в ФЗ об ОРД носит открытый характер (ст. 4) и может пополняться новыми законодательными актами.

К четвертой группе актов  правовой основы относятся иные, кроме  законов, нормативные правовые акты федеральных органов государственной  власти: Президента РФ (например, Указ от 12 июля 1995 № 673 «Об упорядочении организации  и проведения ОРМ с использованием технических средств»); представительного  и законодательного органа России (палат  парламента); Правительства РФ (например, постановление от 14 октября 1996 г. № 1190 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола»).

Пятую группу составляют нормативные  акты органов, осуществляющих ОРД. К  этим актам применяются общие  требования. Так, ФЗ об ОРД требует, чтобы эти акты издавались (см. ч. 2 ст. 4): строго в соответствии с законодательством  РФ; в пределах полномочий конкретного  ОРО; только по вопросам регламентации  организации и тактики проведения ОРМ. Кроме того, те нормативные акты данной группы правовой основы ОРД, которые  затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, подлежат обязательной государственной  регистрации в Минюсте России.

Все эти акты должны иметь  соответствующую форму. Они издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и  положений. Издание нормативных  актов в виде писем и телеграмм  не допускается. Структурные подразделения  и территориальные органы федеральных  органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.13

В зависимости от субъекта, издавшего тот или иной нормативный  акт, в этой группе выделяют акты, принимаемые: конкретным министерством или ведомством; совместно министерствами и ведомствами  по тем или иным сторонам обеспечения  ОРД.

Среди открытых совместных ведомственных  нормативных правовых актов известны:

Положение о совместных следственно-оперативных  группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой  полиции для пресечения и расследования  деятельности ОПГ; 

Инструкция «О порядке  представления результатов ОРД  органу дознания, следователю, прокурору  или в суд»,14

межведомственная Инструкция об организации информационного  обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов  Российской Федерации по линии Интерпола, утвержденная совместным приказом МВД  России, Минюста России, ГТК России, ФСБ России, ФСНП России, ФПС России от 26 июня 2000 г. № 648/184/560/353/257/302. 

Правовую основу ОРД следует  отличать от оперативно-розыскного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Понятие государственной  тайны определено в Законе «О государственной  тайне» как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной  деятельности, распространение которых  может нанести ущерб безопасности Российской Федерации»

Основные задачи государственной  системы защиты информации:

1) проведение единой технической политики, организация и координация работ по защите информации в оборонной, экономической, политической, научно-технической и других сферах деятельности;

2) исключение или существенное затруднение добывания информации техническими средствами разведки, а также предотвращение ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, предупреждение преднамеренных специальных программно-технических воздействий на информацию с целью ее разрушения, уничтожения, искажения или блокирования в процессе обработки, передачи и хранения;

3) принятие в пределах компетенции нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области защиты информации;

4) общая организация сил, создание средств защиты информации и средств контроля эффективности ее защиты;

5) контроль за проведением работ по защите информации в органах государственного управления, объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях (независимо от форм собственности);

6) анализ состояния государственной системы, выявление ключевых проблем в области защиты информации;

7) определение приоритетных направления государственной системы защиты информации;

8) нормативно-методическое и информационное обеспечение работ по защите информации.

Законодательство Российской Федерации о государственной  тайне основывается на Конституции  РФ, Законах РФ «О безопасности»  и «О государственной тайне».

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Законом «О государственной тайне» (Раздел II), на основании которого межведомственная комиссия по защите государственной  тайны формирует перечень сведений, отнесённых к государственной тайне.

К органам защиты государственной  тайны относятся:

– Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности (Федеральная служба безопасности), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны (Министерство обороны), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки (служба внешней разведки), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России));

– органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Правовое регулирование  ОРД — это нормативно-властное воздействие Российского государства  на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в данной деятельности и в связи  с ней общественные отношения  с целью их упорядочивания. Такое  воздействие происходит путем установления правовых норм по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках оперативно-розыскных отношений.

Пределы правового регулирования  общественных отношений в ОРД  — это обусловленные объективными и субъективными факторами границы  государственно-властного вмешательства  в общественные отношения, возникающие  в связи с наличием достаточной  степени вероятности совершения преступления или с его совершением  и его гласным либо конспиративным предупреждением, выявлением и пресечением  посредством применения специальных  сил, средств и методов, а также  совершения ОРМ и оперативно-тактических  действий по правилам норм оперативно-розыскного и некоторых иных отраслей российского  права.

Подводя итог данной работы, хочу заметить, что поставленные мной задачи были полностью выполнены. Таким  образом, считаю цель моей контрольной  работы достигнутой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ,от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445. 

2. Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 762.

3. Указ Президента РФ от 11.02.2006 № 90 (ред. от 08.04.2011) «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 8. — Ст. 892.

4. Федеральный закон от 21 июля 1993 года №5485-1«О государственной тайне» (в редакции от 1 декабря 2007 года) // Российская газета от 15 декабря. - 2008. - №356. 

5. Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ДНП РФ от 22 мая 1995 г.N 32/199/73/278 "Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп"

6. Инструкция «О порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд», утвержденная приказом ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. № 175/226/336/201/410/56; 

7. Горяинова, К.К. Оперативно-розыскная деятельность. Под ред. Горяинова К.К., Овчинского В.С., Синилова М.: Инфра-М, 2004. — 848 с

8. Копылов, В.А. Информационное право: Учебник, Моск. гос. юрид. акад. - Изд. 2-е, перераб. доп.-М.:Юристъ,2005

9. Спектор, Е.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственной тайне» (постатейный). - М.: «Юстицинформ», 2006.

1 Копылов, В.А. Информационное право: Учебник, Моск. гос. юрид. акад. - Изд. 2-е, перераб. доп.-М.:Юристъ,2005

2 Федеральный закон от 21 июля 1993 года №5485-1«О государственной тайне» (в редакции от 1 декабря 2007 года) // Российская газета от 15 декабря. - 2008. - №356. 

3 Указ Президента РФ от 11.02.2006 № 90 (ред. от 08.04.2011) «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 8. — Ст. 892.

4 Спектор, Е.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственной тайне» (постатейный). - М.: «Юстицинформ», 2006.

5 Федеральный закон от 21 июля 1993 года №5485-1«О государственной тайне» (в редакции от 1 декабря 2007 года) // Российская газета от 15 декабря. - 2008. - №356. 

6 Федеральный закон от 21 июля 1993 года №5485-1«О государственной тайне» (в редакции от 1 декабря 2007 года) // Российская газета от 15 декабря. - 2008. - №356. 

7 Спектор, Е.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственной тайне» (постатейный). - М.: «Юстицинформ», 2006.

Информация о работе Правовая защита информации