Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:30, контрольная работа
Под защитой информации принято понимать использование различных средств и методов, принятие мер и осуществление мероприятий с целью системного обеспечения надежности передаваемой, хранимой и обрабатываемой информации. Предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, циркулирующей в телекоммуникационных сетях государственного и военного управления, к информации национальных и международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью и международным терроризмом, а также в банковских сетях является важной задачей обеспечения безопасности глобальной информации.
Введение.............................................................................................................3
1. Защита государственной тайны..............................................................4-12
2. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности........13-22
Заключение..................................................................................................23-25
Библиографический список............................................................................26
Два названных уровня правового
регулирования общественных отношений
в ОРД образуют единую систему
ее законодательного регулирования. Законодательное
регулирование ОРД в РФ — это
государственно-властное нормативно-организующее
воздействие на оперативно-розыскные
отношения в специфическом виде
социально полезной юридической
деятельности, осуществляемое на базовом
(конституционном) и среднем (развивающем)
уровнях правового
Детализирующий уровень. Для него характерно принятие подзаконных нормативных правовых актов. Среди них различают: нормативные акты законодательной и исполнительной власти (указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, акты палат Федерального Собрания РФ); межведомственного характера; сугубо ведомственного характера.
Основа деятельности есть
базовая, фундаментальная часть
правового регулирования всех возникающих
в ней общественных отношений. Причем
правовая основа — это не единая
часть всех источников правового
регулирования оперативно-
Согласно воле законодателя, изложенной в ст. 4 ФЗ об ОРД, правовую основу составляют Конституция, ФЗ об ОРД, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (ч. 1). Кроме того, органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с российским законодательством нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения ОРМ (ч. 2).
Следовательно, правовая основа ОРД двухуровневая: часть составляющих ее актов относится к законам, а другая — к подзаконным актам.
Система нормативных правовых
источников, составляющих правовую основу
ОРД. Совокупность нормативных правовых
актов в области ОРД (их насчитывается
несколько сотен) можно систематизировать
на пять групп (в зависимости от юридической
силы и роли, которую они играют
в регулировании сыскной
К первой группе относятся
Конституция и федеральные
Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции (см. ч. 1 ст. 15)12. Конституционное положение о прямом действии ее норм имеет непосредственное отношение к осуществлению ОРД. Так, в гл. 2 Конституции определяются основные права и свободы человека и гражданина (см. ст. 17—64), составляющие основу правового статуса личности в РФ. В частности, согласно ч. 2 ст. 23 каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. В ст. 25 изложено предписание о том, что жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных ФЗ или на основании судебного решения (именно о таких случаях возможных ограничений прав граждан говорится применительно к ОРД). Причем права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (см. ч. 3 ст. 55). Вместе с тем Конституцией каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (см. ч. 1 ст. 46).
Из числа федеральных
конституционных законов, принятых
в РФ, выделим Федеральный
Вторую группу, или «ядро» правовой основы, составляют нормы самого ФЗ об ОРД.
В третью группу нормативных
актов входят другие ФЗ. Во-первых, к
ним относят только те законы, которые
регулируют группы общественных отношений,
возникающих в ОРД. В частности,
в их число включены УК, УПК, Закон
о государственной тайне, ФЗ о
прокуратуре и о
К четвертой группе актов
правовой основы относятся иные, кроме
законов, нормативные правовые акты
федеральных органов
Пятую группу составляют нормативные
акты органов, осуществляющих ОРД. К
этим актам применяются общие
требования. Так, ФЗ об ОРД требует,
чтобы эти акты издавались (см. ч.
2 ст. 4): строго в соответствии с законодательством
РФ; в пределах полномочий конкретного
ОРО; только по вопросам регламентации
организации и тактики
Все эти акты должны иметь соответствующую форму. Они издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.13
В зависимости от субъекта, издавшего тот или иной нормативный акт, в этой группе выделяют акты, принимаемые: конкретным министерством или ведомством; совместно министерствами и ведомствами по тем или иным сторонам обеспечения ОРД.
Среди открытых совместных ведомственных нормативных правовых актов известны:
Положение о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности ОПГ;
Инструкция «О порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд»,14;
межведомственная Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола, утвержденная совместным приказом МВД России, Минюста России, ГТК России, ФСБ России, ФСНП России, ФПС России от 26 июня 2000 г. № 648/184/560/353/257/302.
Правовую основу ОРД следует отличать от оперативно-розыскного законодательства.
Заключение
Понятие государственной
тайны определено в Законе «О государственной
тайне» как «защищаемые государством
сведения в области его военной,
внешнеполитической, экономической, разведывательной,
контрразведывательной и
Основные задачи государственной системы защиты информации:
1) проведение единой технической политики, организация и координация работ по защите информации в оборонной, экономической, политической, научно-технической и других сферах деятельности;
2) исключение или существенное затруднение добывания информации техническими средствами разведки, а также предотвращение ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, предупреждение преднамеренных специальных программно-технических воздействий на информацию с целью ее разрушения, уничтожения, искажения или блокирования в процессе обработки, передачи и хранения;
3) принятие в пределах компетенции нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области защиты информации;
4) общая организация сил, создание средств защиты информации и средств контроля эффективности ее защиты;
5) контроль за проведением работ по защите информации в органах государственного управления, объединениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях (независимо от форм собственности);
6) анализ состояния государственной системы, выявление ключевых проблем в области защиты информации;
7) определение приоритетных направления государственной системы защиты информации;
8) нормативно-методическое и информационное обеспечение работ по защите информации.
Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции РФ, Законах РФ «О безопасности» и «О государственной тайне».
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Законом «О государственной тайне» (Раздел II), на основании которого межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует перечень сведений, отнесённых к государственной тайне.
К органам защиты государственной тайны относятся:
– Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности (Федеральная служба безопасности), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны (Министерство обороны), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки (служба внешней разведки), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России));
– органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Правовое регулирование
ОРД — это нормативно-властное
воздействие Российского
Пределы правового регулирования
общественных отношений в ОРД
— это обусловленные
Подводя итог данной работы, хочу заметить, что поставленные мной задачи были полностью выполнены. Таким образом, считаю цель моей контрольной работы достигнутой.
1 Копылов, В.А. Информационное право: Учебник, Моск. гос. юрид. акад. - Изд. 2-е, перераб. доп.-М.:Юристъ,2005
2 Федеральный закон от 21 июля 1993 года №5485-1«О государственной тайне» (в редакции от 1 декабря 2007 года) // Российская газета от 15 декабря. - 2008. - №356.
3 Указ Президента РФ от 11.02.2006 № 90 (ред. от 08.04.2011) «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 8. — Ст. 892.
4 Спектор, Е.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственной тайне» (постатейный). - М.: «Юстицинформ», 2006.
5 Федеральный закон от 21 июля 1993 года №5485-1«О государственной тайне» (в редакции от 1 декабря 2007 года) // Российская газета от 15 декабря. - 2008. - №356.
6 Федеральный закон от 21 июля 1993 года №5485-1«О государственной тайне» (в редакции от 1 декабря 2007 года) // Российская газета от 15 декабря. - 2008. - №356.
7 Спектор, Е.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственной тайне» (постатейный). - М.: «Юстицинформ», 2006.