Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 19:58, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть, проанализировать и всесторонне исследовать правовой статус судей Российской Федерации.
Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:
определить понятие и сущность судебной власти;
раскрыть особенности судьи как носителя судебной власти;
исследовать понятие и сущность статуса в российском праве;
определить особенности правового статуса судей в Российской федерации и его правовые основы;
Введение……………………………………………………………….………
3
Глава 1. Суд и судебная власть в Российской Федерации …………….
5
§ 1. Понятие и сущность судебной власти ………………………………
5
§ 2. Судья – носитель судебной власти ……………………………………
10
Глава 2. Понятие и содержание правового статуса судьи ……………
17
§ 1. Статус в российском праве и его содержание …………………….
17
§ 2. Правовой статус судьи в Российской Федерации и его правовые
основы ………………………………………………………………………………..
20
Заключение………………………………………………………………….
28
Библиографический список………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
НОУ ВПО ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮИРИДЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Правовой статус судей в Российской Федерации
Екатеринбург
2012
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Суд и судебная власть в Российской Федерации ……………. |
5 |
§ 1. Понятие и сущность судебной власти ……………………………… |
5 |
§ 2. Судья – носитель судебной власти …………………………………… |
10 |
Глава 2. Понятие и содержание правового статуса судьи …………… |
17 |
§ 1. Статус в российском праве и его содержание ……………………. |
17 |
§ 2. Правовой статус судьи в Российской Федерации и его правовые основы ………………………………………………………… |
20 |
Заключение…………………………………………………… |
28 |
Библиографический список……………………………………………… |
30 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что центральной фигурой в судопроизводстве, безусловно, является судья. Именно деятельность судьи олицетворяет деятельность судебной системы в целом. Поэтому важно сформировать правовой статус судьи, позволяющий ему соответствовать столь важной в обществе функции.
Объектом данной работы являются общественные отношения, определяющие правовой статус судей в Российской Федерации.
Предмет исследования составляет комплекс теоретических и практических вопросов, а именно: толкование, совершенствование и применение норм российского законодательства, которые определяют правовой статус судей Российской Федерации.
Цель работы – рассмотреть, проанализировать и всесторонне исследовать правовой статус судей Российской Федерации.
Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:
Методологическую основу работы составили: современная доктрина уголовного права, общенаучные и частнонаучные методы познания: формально-логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный, конкретно-социологический и статистический методы.
Теоретической основой исследования явились труды по теории государства и права, правоохранительным органам, судебной праву российских ученых: Е.Б. Абросимовой, Н.В. Витрук, Г.Т. Ермошина, М.И. Клеандрова и др. В работе использованы комментарии к законам, монографии ведущих специалистов в области исследования правового статуса судей, а также периодика по рассматриваемой проблематике.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. СУД И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
§ 1. Понятие и сущность судебной власти
Генезис судебной власти, ее
исторические типы в современных
исследованиях общей теории государства
и права неизменно связаны
с теорией разделения властей. Восприятие
этой теории (или принципа разделения
властей) в настоящее время
В настоящее время судебная
власть трактуется в соответствии с
теорией разделения властей как
самостоятельная и независимая
сфера публичной власти (наряду с
законодательной и
В современной юридической научной литературе уделяется много внимания раскрытию различных аспектов судебной власти как с содержательной, так и с деятельностной стороны, показаны ее сложность, динамичность и многоаспектность. О понимании ее содержания, толковании, определении понятия и т.п. высказано множество точек зрения2, обзор их в динамике развития дан Н.А. Колоколовым3. Вообще же проблематике судебной власти в современных условиях посвящено немало работ4, иногда в отдельных научных монографиях превалирует публицистическое начало5, иногда судебную власть рассматривают в качестве социального явления. Например, А.В. Цихоцкий считает, что судебная власть как социальное явление «представляет собой определенным образом организованную деятельность государства, направленную на преодоление противоречий между индивидуальными интересами человека (объединения людей) и волей государства, отраженной в правовой форме»6.
В диссертационных исследованиях
под судебной властью как самостоятельной
ветвью государственной власти понимают
предоставление специально уполномоченным
органам - судам в лице судей, присяжных
и арбитражных заседателей
В современной учебной литературе говорится, что «судебная власть - это обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в формах конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства специальными государственными органами - судами, образующими единую судебную систему России, в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охраны от всяких посягательств конституционного строя, политической и экономической систем, прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и объединений»8.
Вообще же справедливой представляется
высказанная в научной
Судебная власть - это ветвь государственной власти (ст. 10 Конституции РФ). Одни ученые судебную власть определяют как совокупность судебных органов, а власть государственная, следовательно, есть обоснование. Они включают такие признаки, как характеристика судебной системы, принципы организации и деятельности судов, правовой статус судей, взаимоотношения суда с другими государственными органами10. Другие в основу характеризующих признаков судебной власти включают принцип функционирования, т.е. выделяют деятельность суда по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях споров о праве11. Что касается мнения ученых в современных условиях, то, например, некоторые предлагают объединить эти два понятия и определить тем самым судебную власть как исключительные полномочия суда по разрешению возникших в обществе конфликтов с использованием специальной процедуры12. Думается, что такой подход вполне оправдан. В словаре С. Ожегова и Н. Шведовой власть определяется как «право и возможность распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь, подчинять своей воле»13.
Анализируя сущностные характеристики современной судебной власти, обратимся к позиции Л.А. Воскобитовой, которая считает, что все обозначенные подходы выражают лишь внешнюю сторону характеристики судебной власти, а потому, понятно, они являются недостаточными, т.к. «не объясняют, почему эта деятельность является властью, в чем же состоит ее властная природа»14. Сущность судебной власти раскрывается через три характеризующих ее элемента: во-первых, судебная власть понимается как разновидность власти. Во-вторых, это одна из ветвей государственной власти. И в-третьих, судебная власть квалифицируется именно как судебная, что отличает ее от иных разновидностей государственной власти.
Судебная власть как одна
из ветвей государственной власти является
средством управления обществом. И
в этой связи она может быть
рассмотрена в различных
Статья 118 Конституции РФ отражает, что судебная власть как одна из ветвей государственной власти осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Это означает, что судебная власть реализует себя посредством судопроизводства, т.е. урегулированного процессуальным законом деятельности суда по конкретному делу, состоящей из разрешения дела по существу, а также в решении иных правовых вопросов, возникающих в ходе процессуальной деятельности по конкретному делу.
Как известно, в сферу действия судебной власти, например в уголовном судопроизводстве, вошли значительные по своему объему и последствиям правомочия суда по контролю за законностью действий органов исполнительной власти в досудебном производстве по уголовным делам. Судебный контроль в этом случае осуществляется посредством дачи судом разрешения на производство ряда процессуальных действий, способных нарушить или ограничить конституционные права и свободы граждан (ч. 2 ст. 29 УПК). Судебный контроль может иметь место и при рассмотрении жалоб граждан на незаконные действия (бездействие), о решении должностных лиц в досудебном производстве, если они нарушили предоставленные Конституцией РФ права и свободы граждан (ст. 125 УПК).
Судебная власть - это
особая форма государственно-властных
отношений в сфере всех видов
судопроизводства, а потому обращение
в суд с жалобой кого-либо из
участников процесса независимо от формы
судопроизводства обязывает суд
выполнить предусмотренные
§ 2. Судья – носитель судебной власти
Конституционно-правовые принципы
судебной власти как основные идеи,
лежащие в основе регулирования
всех проблем ее организации и
деятельности, закреплены в Конституции
Российской Федерации и получают
развитие в действующем
Независимость и неприкосновенность судьи никак не могут быть ассоциированы с «неприкасаемостью», произволом, субъективным «усмотренчеством» этого носителя власти в решении вопросов, отнесенных к компетенции названной ветви власти. Европейская хартия о статусе судей устанавливает, что «целью статуса судьи является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Статус исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений и процедур, способных поколебать доверие к их компетентности, независимости, беспристрастности»15.
Суть принципа независимости судьи состоит в том, что независимость судьи является неотъемлемой составляющей идеи самостоятельности судебной власти, все меры и гарантии правового, организационного, материального и социального характера, в сущности, являются не льготой для судьи, а направлены на удовлетворение потребности общества в справедливом, профессиональном, беспристрастном, самостоятельном суде.
В п. 10 Основных принципов, касающихся независимости судебных органов 1985 г.16, определено, что отбор и назначение судьи не должны вызывать сомнений в его приверженности только интересам правосудия, но не политическим, корпоративным и иным интересам, и исключать какие бы то ни было формы дискриминации.
Специальные гарантии основ
независимости судебной власти также
устанавливаются посредством
Информация о работе Правовой статус судей в Российской Федерации