Правовой статус судей в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть, проанализировать и всесторонне исследовать правовой статус судей Российской Федерации.
Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:
определить понятие и сущность судебной власти;
раскрыть особенности судьи как носителя судебной власти;
исследовать понятие и сущность статуса в российском праве;
определить особенности правового статуса судей в Российской федерации и его правовые основы;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….………
3
Глава 1. Суд и судебная власть в Российской Федерации …………….
5
§ 1. Понятие и сущность судебной власти ………………………………
5
§ 2. Судья – носитель судебной власти ……………………………………
10
Глава 2. Понятие и содержание правового статуса судьи ……………
17
§ 1. Статус в российском праве и его содержание …………………….
17
§ 2. Правовой статус судьи в Российской Федерации и его правовые
основы ………………………………………………………………………………..
20
Заключение………………………………………………………………….
28
Библиографический список………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 61.76 Кб (Скачать файл)

В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи  никому не подотчетны. Федеральный  закон о статусе судей в  Российской Федерации содержит перечень специальных гарантий независимости  судей, которые фактически вытекают из гарантий по обеспечению самостоятельности суда. В числе гарантий, обеспечивающих реализацию принципа независимости судьи при осуществлении правосудия, важную роль играют как организационные, процессуальные, так и материально-технические и социальные факторы. Такие гарантии, как предоставление судье материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу, установление особых мер государственной защиты судьи, членов его семьи и их имущества, приобретают важное значение для самостоятельного и беспристрастного осуществления правосудия17.

Неприкосновенность судьи  как одна из самых существенных гарантий его независимости и самостоятельности  судебной власти в целом также  прямо предусмотрена Конституцией РФ (ст. 122). Действие данного принципа означает прежде всего невозможность привлечения судьи к какой-либо ответственности в связи с высказанным им мнением при осуществлении правосудия по конкретному делу. К судье неприменимы административная и дисциплинарная ответственность. Привлечение к уголовной ответственности возможно лишь в порядке, предусмотренном федеральным законом (ч. 2 ст. 122 Конституции РФ). Принцип неприкосновенности распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебные помещения, используемые им транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и документы18.   Данные гарантии не должны служить прикрытием судебного произвола, как это зачастую преподносится в прессе. Принцип открытости, гласности, транспарентности правосудия должен дополнить этот процесс и сделать деятельность суда максимально прозрачной, а внутренние процессуальные механизмы и собственные контрольные функции органов судейского сообщества - обеспечить недопустимость злоупотреблений судебной властью и широким кругом гарантий независимости судьи как носителя государственной власти. Эти и другие проблемы находятся в поле зрения общественности постоянно19.

Принцип несменяемости судей  можно рассматривать в качестве элемента их независимости, стабильности кадрового состава судебной власти. Данный принцип также закреплен  в Конституции РФ (ст. 121) и означает установление полномочий судьи на неопределенный срок без процедур перевыборов или  переназначения. Принцип несменяемости  распространяется на всех судей Российской Федерации, однако действующее законодательство устанавливает различные периоды  полномочий судей. Так, срок полномочий судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов не ограничивается каким-либо сроком, хотя первоначально  назначение производится на определенный, установленный законом, срок и лишь последующее назначение не ограничивается сроком, являясь пожизненным.

Судьи Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" также несменяемы, но срок полномочий, на который они назначаются, ограничен  в настоящее время 15 годами20 (до изменения закона в 2001 г. этот срок составлял 12 лет). При этом повторное назначение судьи (на второй срок) не допускается (ст. 12) и установлен предельный возраст пребывания судьи в должности - 70 лет.

Сроки полномочий и порядок  формирования корпуса мировых судей  определяются законами субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» устанавливает, что мировой судья  назначается (избирается) на должность  на срок, установленный законом субъекта Российской Федерации, но не более чем  на пять лет. При повторном и последующем  назначениях (избраниях) - на срок, установленный законом субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет (ст. 7).

Представляется, что такой  подход к реализации принципа несменяемости  судей несколько противоречит идее самостоятельности судебной власти в обеспечении устойчивости правового  положения судьи, назначаемого на столь  короткий срок, как три года. Вообще, принцип назначения (выбора) органов власти и должностных лиц на определенный срок в теории конституционного права как раз и характеризуется как их сменяемость21. Мировые судьи (и впервые назначенные федеральные судьи в первые три года) несменяемы в период срока полномочий, но, во-первых, никаких гарантий повторного назначения нормативно не предусмотрено, что ставит под сомнение их самостоятельность в период этого срока, а практика показывает, что, к сожалению, имеют место случаи, когда принципиальные и самостоятельные судьи не получают нового назначения без изложения мотивов, а во-вторых, отнесение к периодическим назначениям на конкретный срок судьи принципа несменяемости неверно с позиций теории конституционного права.

Органической составной  частью принципа несменяемости судей  является также невозможность прекращения  полномочий судьи без его волеизъявления (в период полномочий). Приостановление  или прекращение полномочий судьи  без его согласия возможно только в порядке и по основаниям, предусмотренным  федеральным законом, что предусмотрено  Законом «О статусе судей в  Российской Федерации».

Полномочия судьи приостанавливаются в случаях, если: судья признан  безвестно отсутствующим; было дано согласие соответствующей квалификационной коллегией судей на привлечение  судьи к уголовной ответственности  или заключение его под стражу; судья участвует в предвыборной кампании в качестве кандидата в  состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти ее субъекта; судья избран в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям: письменное заявление судьи об отставке; неспособность  по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение  длительного времени исполнять  обязанности судьи; по данному основанию  полномочия не могут быть прекращены, если судья до принятия такого решения  вернулся к исполнению своих обязанностей, письменное заявление судьи о  прекращении его полномочий в  связи с переходом на другую работу или по иным причинам; истечение  срока полномочий судьи, если они  были ограничены определенным сроком; увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; прекращение гражданства Российской Федерации; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти; вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании недееспособным; смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

При этом дополнительной гарантией  несменяемости судьи выступает  тот факт, что все вопросы, касающиеся полномочий судьи (включая вопросы  прекращения и приостановления  деятельности, продвижения по службе, присвоения квалификационных классов, рассмотрения жалоб на действия судьи  и т.п.), отнесены к компетенции  специально создаваемых органов  судейского сообщества - квалификационным коллегиям. Наличие оснований для приостановления или прекращения полномочий судьи определяются решением соответствующей квалификационной коллегии. Формируются такие органы самим судейским сообществом, компетенция, полномочия, сроки и иные вопросы деятельности которых регламентируются федеральным законом22.

 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЬИ

 

§ 1. Статус в российском праве и его содержание

Слово «статус» происходит от латинского status, означающего «состояние, положение» (англ. status - правовое положение). В юридической энциклопедической литературе под статусом понимается «совокупность общих прав, определяющих правоспособность, и основных прав и обязанностей, неотделимых от лиц, органов, организаций, юридических лиц. Основные права и обязанности распространяются на всех индивидов независимо от обстоятельств, включая личные способности и социальное положение, хотя в жизни для реализации прав и обязанностей эти и иные обстоятельства могут иметь существенное значение. Права и обязанности государственных органов как часть их правового статуса определяются конституциями и соответствующими законами. Права и обязанности юридических лиц определяются гражданско-правовым законодательством»23. Другие авторы понимают под ним «правовое положение субъекта права - гражданина или юридического лица, характеризуемое и определяемое его организационно-правовой формой, уставом, свидетельством о регистрации, правами и обязанностями, ответственностью, полномочиями, вытекающими из законодательных и нормативных актов. В международном праве нет четкого юридически оговоренного разграничения между понятиями «статус» и «режим». Тем не менее нередко под статусом каких-либо географических пространств или территорий (или лиц, предметов) подразумевается форма их юридической принадлежности, а под режимом - порядок использования различными государствами. Например, статус экономической зоны - это ее принадлежность (с определенными ограничениями) прибрежному государству, а режим - это порядок осуществления в ней деятельности всеми государствами»24. Есть еще более краткое определение статуса: «правовое положение (совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей) гражданина или юридического лица»25 и др.

Исходя из такого понимания  этого термина, в юридической  энциклопедической литературе рассматривается  статус личности, иностранных граждан  и лиц без гражданства, Правительства  РФ, предпринимателя, предприятия, субъектов  права (трудового и иных отраслей права), судопроизводства, депутата, члена  избирательной комиссии и др., и, естественно, судьи. В юридической  научной литературе слово «статус» чаще употребляется в связке со словом «конституционный»26 или «правовой»27. Слово «статус» применяется к статусу публичных субъектов, в число которых входит и судья, считает Е.Б. Абросимова, отмечая, что понятие правового статуса публичного субъекта охватывает несколько элементов: первый элемент характеризует порядок формирования - назначение или избрание; второй элемент - порядок прекращения деятельности; третий элемент содержит характеристику компетенции субъекта, а также порядка и способов ее реализации; четвертый элемент можно охарактеризовать как содержащий особенности правового положения данного субъекта, отличающие его от других публичных субъектов - носителей государственной власти. Е.Б. Абросимова подчеркивает: учитывая особое место судебной власти в механизме государства и специфику ее осуществления, правовой статус ее носителя - профессионального и непрофессионального судьи - урегулирован значительно детальнее, чем правовой статус носителей законодательной и исполнительной власти28.

В некоторых федеральных  законах термин «статус» входит в  наименование их структурных единиц. Например, гл. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной  службе в Российской Федерации» называется «Правовое положение (статус) муниципального служащего»29.

Вместе с тем в реальных жизненных ситуациях, СМИ, научной  литературе, наконец, в повседневном обиходе слово «статус» употребляется  и без какой-либо привязки к его  правовому оформлению: статус русского языка, статус финансовой столицы мира (Лондон), статус науки (в том числе  юридической) и проч. Но это, скорее, исключение из общего правила. Понятие  «статус» (прежде всего и в основном) - категория правовая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Правовой статус судьи в Российской Федерации

и его правовые основы

В юридической энциклопедической  литературе статус судей определяется как «совокупность норм, которые  закреплены в федеральном законе и определяют правовое положение  судей как носителей судебной власти. Статус судей включает: порядок наделения полномочиями, основания приостановления и прекращения полномочий, принципы их деятельности, материальное обеспечение судей и меры социальной защиты»30. Есть и иные определения: статус всех судей в Российской Федерации в принципе един, однако существуют определенные различия правового положения отдельных категорий судей (например, судей Конституционного Суда РФ, судей военных судов и т.п.). Элементы статуса судей: права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса (требования к кандидатам в судьи, порядок наделения кандидатов судейскими полномочиями); права и обязанности судей, направленные на создание условий для объективного, независимого и беспристрастного осуществления ими своих судейских полномочий (порядок приостановления и прекращения полномочий судей, право на отставку и т.п.); права и обязанности судей, необходимые им для активного участия в деятельности судейского сообщества31.

В юридической литературе также приводится немало определений  понятия «статус судьи». Так, Н.В. Витрук полагает, что этот статус (применительно к судье конституционного суда) включает права и обязанности, а также правовые принципы, выражающие взаимоотношения судьи, общества и государства (независимость, неприкосновенность судьи, равенство прав судей и др.). К статусу примыкают гарантии, обеспечивающие использование прав и исполнение обязанностей судьи. В совокупности статус судьи и его гарантии определяют правовое положение судьи32. К.Ф. Гуценко ограничивается указанием на то, что под статусом судей, их правовым положением принято понимать совокупность их прав и обязанностей, которые появились у них в силу их должностного положения33. О.Н. Бабаева в содержание статуса судьи включает следующие элементы: а) правоспособность и дееспособность судьи; б) закрепленные за ним законодательством права и обязанности; в) гарантии этих прав и обязанностей; г) ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. При этом указанный автор данное определение считает возможным распространить и на других субъектов - участников конкретных правоотношений34. В.А. Кряжков считает, что статус судьи включает в себя требования, предъявляемые к судьям, их права и обязанности35. Г.Т. Ермошин в статусе судьи выделяет две составляющие: во-первых, процессуальная составляющая статуса судьи, т.е. права и обязанности, судьи как лица, замещающего должность государственной службы, которые определяются процессуальным законодательством; во-вторых, права и обязанности судьи, которые определяют его особое положение в обществе как гражданина. Ведь именно это особое положение, указывает он, по сути дела является гарантией обеспечения тех его прав и обязанностей, которые судья реализует, непосредственно осуществляя правосудие, свои властные правомочия36. М.И. Клеандров в понятие «статус судьи» включает правовое положение судьи как носителя судебной власти, должностного лица высокого ранга, его права, обязанности, гарантии и иммунитеты, его место в судебной системе37.

Разумеется, правовое закрепление  в соответствующих официальных  правовых документах тех или иных аспектов статуса судьи само по себе является сердцевиной статуса судьи. Ядром же этой сердцевины является Конституция РФ, которая имеет  прямое действие. Речь идет о положениях Конституции РФ (прежде всего ст. 10, 119 - 122 и 124). Конституционный Суд  РФ сформулировал несколько правовых позиций о статусе судьи. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 марта 1996 г. № 6-П сказано: «Судья призван осуществлять свои полномочия независимо от чьих-либо пристрастий  и посторонних влияний. В этих целях Конституция Российской Федерации  закрепляет специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должности  судей и порядку их назначения, гарантирует несменяемость, независимость  и неприкосновенность судей. Тем  самым обеспечивается самостоятельность  судебной власти. Наличие такой регламентации  на конституционном уровне отличает правовой статус судей от статуса  граждан и тех должностных  лиц, которые согласно Конституции  Российской Федерации (ст. 91, 98) обладают неприкосновенностью»38. А в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. № 5-П указано: «Статус судьи в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, с тем чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом; в этих целях провозглашается несменяемость и неприкосновенность судей, а также предусматривается их надлежащее материальное содержание (статьи 119, 120, 121, 122 и 124 Конституции Российской Федерации). Конституционный статус судьи является не личной привилегией, а средством, призван обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации). Тем самым статус судьи служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к уже достигнутому»39.

Информация о работе Правовой статус судей в Российской Федерации