Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 19:58, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть, проанализировать и всесторонне исследовать правовой статус судей Российской Федерации.
Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:
определить понятие и сущность судебной власти;
раскрыть особенности судьи как носителя судебной власти;
исследовать понятие и сущность статуса в российском праве;
определить особенности правового статуса судей в Российской федерации и его правовые основы;
Введение……………………………………………………………….………
3
Глава 1. Суд и судебная власть в Российской Федерации …………….
5
§ 1. Понятие и сущность судебной власти ………………………………
5
§ 2. Судья – носитель судебной власти ……………………………………
10
Глава 2. Понятие и содержание правового статуса судьи ……………
17
§ 1. Статус в российском праве и его содержание …………………….
17
§ 2. Правовой статус судьи в Российской Федерации и его правовые
основы ………………………………………………………………………………..
20
Заключение………………………………………………………………….
28
Библиографический список………………………………………………
В своей деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны. Федеральный закон о статусе судей в Российской Федерации содержит перечень специальных гарантий независимости судей, которые фактически вытекают из гарантий по обеспечению самостоятельности суда. В числе гарантий, обеспечивающих реализацию принципа независимости судьи при осуществлении правосудия, важную роль играют как организационные, процессуальные, так и материально-технические и социальные факторы. Такие гарантии, как предоставление судье материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу, установление особых мер государственной защиты судьи, членов его семьи и их имущества, приобретают важное значение для самостоятельного и беспристрастного осуществления правосудия17.
Неприкосновенность судьи
как одна из самых существенных гарантий
его независимости и
Принцип несменяемости судей
можно рассматривать в качестве
элемента их независимости, стабильности
кадрового состава судебной власти.
Данный принцип также закреплен
в Конституции РФ (ст. 121) и означает
установление полномочий судьи на неопределенный
срок без процедур перевыборов или
переназначения. Принцип несменяемости
распространяется на всех судей Российской
Федерации, однако действующее законодательство
устанавливает различные
Судьи Конституционного Суда Российской Федерации в соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" также несменяемы, но срок полномочий, на который они назначаются, ограничен в настоящее время 15 годами20 (до изменения закона в 2001 г. этот срок составлял 12 лет). При этом повторное назначение судьи (на второй срок) не допускается (ст. 12) и установлен предельный возраст пребывания судьи в должности - 70 лет.
Сроки полномочий и порядок формирования корпуса мировых судей определяются законами субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» устанавливает, что мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. При повторном и последующем назначениях (избраниях) - на срок, установленный законом субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет (ст. 7).
Представляется, что такой подход к реализации принципа несменяемости судей несколько противоречит идее самостоятельности судебной власти в обеспечении устойчивости правового положения судьи, назначаемого на столь короткий срок, как три года. Вообще, принцип назначения (выбора) органов власти и должностных лиц на определенный срок в теории конституционного права как раз и характеризуется как их сменяемость21. Мировые судьи (и впервые назначенные федеральные судьи в первые три года) несменяемы в период срока полномочий, но, во-первых, никаких гарантий повторного назначения нормативно не предусмотрено, что ставит под сомнение их самостоятельность в период этого срока, а практика показывает, что, к сожалению, имеют место случаи, когда принципиальные и самостоятельные судьи не получают нового назначения без изложения мотивов, а во-вторых, отнесение к периодическим назначениям на конкретный срок судьи принципа несменяемости неверно с позиций теории конституционного права.
Органической составной
частью принципа несменяемости судей
является также невозможность
Полномочия судьи
Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям: письменное заявление судьи об отставке; неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи; по данному основанию полномочия не могут быть прекращены, если судья до принятия такого решения вернулся к исполнению своих обязанностей, письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; прекращение гражданства Российской Федерации; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти; вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании недееспособным; смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.
При этом дополнительной гарантией несменяемости судьи выступает тот факт, что все вопросы, касающиеся полномочий судьи (включая вопросы прекращения и приостановления деятельности, продвижения по службе, присвоения квалификационных классов, рассмотрения жалоб на действия судьи и т.п.), отнесены к компетенции специально создаваемых органов судейского сообщества - квалификационным коллегиям. Наличие оснований для приостановления или прекращения полномочий судьи определяются решением соответствующей квалификационной коллегии. Формируются такие органы самим судейским сообществом, компетенция, полномочия, сроки и иные вопросы деятельности которых регламентируются федеральным законом22.
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЬИ
§ 1. Статус в российском праве и его содержание
Слово «статус» происходит от латинского status, означающего «состояние, положение» (англ. status - правовое положение). В юридической энциклопедической литературе под статусом понимается «совокупность общих прав, определяющих правоспособность, и основных прав и обязанностей, неотделимых от лиц, органов, организаций, юридических лиц. Основные права и обязанности распространяются на всех индивидов независимо от обстоятельств, включая личные способности и социальное положение, хотя в жизни для реализации прав и обязанностей эти и иные обстоятельства могут иметь существенное значение. Права и обязанности государственных органов как часть их правового статуса определяются конституциями и соответствующими законами. Права и обязанности юридических лиц определяются гражданско-правовым законодательством»23. Другие авторы понимают под ним «правовое положение субъекта права - гражданина или юридического лица, характеризуемое и определяемое его организационно-правовой формой, уставом, свидетельством о регистрации, правами и обязанностями, ответственностью, полномочиями, вытекающими из законодательных и нормативных актов. В международном праве нет четкого юридически оговоренного разграничения между понятиями «статус» и «режим». Тем не менее нередко под статусом каких-либо географических пространств или территорий (или лиц, предметов) подразумевается форма их юридической принадлежности, а под режимом - порядок использования различными государствами. Например, статус экономической зоны - это ее принадлежность (с определенными ограничениями) прибрежному государству, а режим - это порядок осуществления в ней деятельности всеми государствами»24. Есть еще более краткое определение статуса: «правовое положение (совокупность предусмотренных законодательством прав и обязанностей) гражданина или юридического лица»25 и др.
Исходя из такого понимания этого термина, в юридической энциклопедической литературе рассматривается статус личности, иностранных граждан и лиц без гражданства, Правительства РФ, предпринимателя, предприятия, субъектов права (трудового и иных отраслей права), судопроизводства, депутата, члена избирательной комиссии и др., и, естественно, судьи. В юридической научной литературе слово «статус» чаще употребляется в связке со словом «конституционный»26 или «правовой»27. Слово «статус» применяется к статусу публичных субъектов, в число которых входит и судья, считает Е.Б. Абросимова, отмечая, что понятие правового статуса публичного субъекта охватывает несколько элементов: первый элемент характеризует порядок формирования - назначение или избрание; второй элемент - порядок прекращения деятельности; третий элемент содержит характеристику компетенции субъекта, а также порядка и способов ее реализации; четвертый элемент можно охарактеризовать как содержащий особенности правового положения данного субъекта, отличающие его от других публичных субъектов - носителей государственной власти. Е.Б. Абросимова подчеркивает: учитывая особое место судебной власти в механизме государства и специфику ее осуществления, правовой статус ее носителя - профессионального и непрофессионального судьи - урегулирован значительно детальнее, чем правовой статус носителей законодательной и исполнительной власти28.
В некоторых федеральных законах термин «статус» входит в наименование их структурных единиц. Например, гл. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» называется «Правовое положение (статус) муниципального служащего»29.
Вместе с тем в реальных жизненных ситуациях, СМИ, научной литературе, наконец, в повседневном обиходе слово «статус» употребляется и без какой-либо привязки к его правовому оформлению: статус русского языка, статус финансовой столицы мира (Лондон), статус науки (в том числе юридической) и проч. Но это, скорее, исключение из общего правила. Понятие «статус» (прежде всего и в основном) - категория правовая.
§ 2. Правовой статус судьи в Российской Федерации
и его правовые основы
В юридической энциклопедической литературе статус судей определяется как «совокупность норм, которые закреплены в федеральном законе и определяют правовое положение судей как носителей судебной власти. Статус судей включает: порядок наделения полномочиями, основания приостановления и прекращения полномочий, принципы их деятельности, материальное обеспечение судей и меры социальной защиты»30. Есть и иные определения: статус всех судей в Российской Федерации в принципе един, однако существуют определенные различия правового положения отдельных категорий судей (например, судей Конституционного Суда РФ, судей военных судов и т.п.). Элементы статуса судей: права и обязанности, связанные с формированием судейского корпуса (требования к кандидатам в судьи, порядок наделения кандидатов судейскими полномочиями); права и обязанности судей, направленные на создание условий для объективного, независимого и беспристрастного осуществления ими своих судейских полномочий (порядок приостановления и прекращения полномочий судей, право на отставку и т.п.); права и обязанности судей, необходимые им для активного участия в деятельности судейского сообщества31.
В юридической литературе также приводится немало определений понятия «статус судьи». Так, Н.В. Витрук полагает, что этот статус (применительно к судье конституционного суда) включает права и обязанности, а также правовые принципы, выражающие взаимоотношения судьи, общества и государства (независимость, неприкосновенность судьи, равенство прав судей и др.). К статусу примыкают гарантии, обеспечивающие использование прав и исполнение обязанностей судьи. В совокупности статус судьи и его гарантии определяют правовое положение судьи32. К.Ф. Гуценко ограничивается указанием на то, что под статусом судей, их правовым положением принято понимать совокупность их прав и обязанностей, которые появились у них в силу их должностного положения33. О.Н. Бабаева в содержание статуса судьи включает следующие элементы: а) правоспособность и дееспособность судьи; б) закрепленные за ним законодательством права и обязанности; в) гарантии этих прав и обязанностей; г) ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. При этом указанный автор данное определение считает возможным распространить и на других субъектов - участников конкретных правоотношений34. В.А. Кряжков считает, что статус судьи включает в себя требования, предъявляемые к судьям, их права и обязанности35. Г.Т. Ермошин в статусе судьи выделяет две составляющие: во-первых, процессуальная составляющая статуса судьи, т.е. права и обязанности, судьи как лица, замещающего должность государственной службы, которые определяются процессуальным законодательством; во-вторых, права и обязанности судьи, которые определяют его особое положение в обществе как гражданина. Ведь именно это особое положение, указывает он, по сути дела является гарантией обеспечения тех его прав и обязанностей, которые судья реализует, непосредственно осуществляя правосудие, свои властные правомочия36. М.И. Клеандров в понятие «статус судьи» включает правовое положение судьи как носителя судебной власти, должностного лица высокого ранга, его права, обязанности, гарантии и иммунитеты, его место в судебной системе37.
Разумеется, правовое закрепление
в соответствующих официальных
правовых документах тех или иных
аспектов статуса судьи само по себе
является сердцевиной статуса судьи.
Ядром же этой сердцевины является
Конституция РФ, которая имеет
прямое действие. Речь идет о положениях
Конституции РФ (прежде всего ст.
10, 119 - 122 и 124). Конституционный Суд
РФ сформулировал несколько
Информация о работе Правовой статус судей в Российской Федерации