Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 19:58, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть, проанализировать и всесторонне исследовать правовой статус судей Российской Федерации.
Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи:
определить понятие и сущность судебной власти;
раскрыть особенности судьи как носителя судебной власти;
исследовать понятие и сущность статуса в российском праве;
определить особенности правового статуса судей в Российской федерации и его правовые основы;
Введение……………………………………………………………….………
3
Глава 1. Суд и судебная власть в Российской Федерации …………….
5
§ 1. Понятие и сущность судебной власти ………………………………
5
§ 2. Судья – носитель судебной власти ……………………………………
10
Глава 2. Понятие и содержание правового статуса судьи ……………
17
§ 1. Статус в российском праве и его содержание …………………….
17
§ 2. Правовой статус судьи в Российской Федерации и его правовые
основы ………………………………………………………………………………..
20
Заключение………………………………………………………………….
28
Библиографический список………………………………………………
В каждом европейском государстве
основополагающие принципы статуса
судей устанавливаются
В Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»41 (далее - ФКЗ о судебной системе) есть гл. 2 «Основы статуса судей в Российской Федерации», где в ч. 1 ст. 11 определено, кто является судьями («Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе»). В указанной главе сказано также о судьях в отставке, о предоставлении за счет государства материального и социально-бытового обеспечения, соответствующего их высокому статусу, о единстве статуса судей, о порядке наделения полномочиями и сроке полномочий судей, о несменяемости и неприкосновенности судей. В меньшей мере, но и в других Федеральных конституционных законах содержатся положения, наполняющие содержание понятия «статус судьи»: от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Есть эти положения и в Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации», а также в законах субъектов РФ о конституционных (уставных) судах субъектов РФ.
Важно обратить внимание на важный правовой признак статуса судьи, закрепленный в ФКЗ о судебной системе: судьей может быть лицо, выполняющее обязанности по осуществлению правосудия на профессиональной основе. Это означает, что закрепленное в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ положение, согласно которому граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия, разделяет присяжных, народных и арбитражных заседателей (которых можно обобщенно назвать судебными заседателями) и профессиональных судей, несмотря на то, что судьи и указанные заседатели, привлекаемые в установленном порядке к осуществлению правосудия, и только они (как это закреплено в ч. 1 ст. 1 ФКЗ о судебной системе) осуществляют в Российской Федерации судебную власть. В то же время ясно, что судебные заседатели, не будучи профессиональными судьями, не «вписываются» в понятие «статус судьи», но обладают собственным правовым статусом по осуществлению правосудия42. Не являются профессиональными судьями, не «вписывающимися» по этой причине в понятие «статус судьи», и судьи не государственных, а третейских судов43 (к тому же профессиональным государственным судьям в нашей стране законом запрещено быть третейскими судьями), и это несмотря на то, что п. 1 ст. 11 ГК РФ установил: защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. А формула, закрепленная в ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», согласно которой третейским судьей является физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде (что можно, по-видимому, рассматривать как фиксацию правового статуса третейского судьи в нашей стране), подвергается обоснованной критике в юридической литературе44. Ситуация же со статусом судей международных межгосударственных судов намного сложнее45.
Помимо конституционного,
международно-правового и
Важную роль играют и судебные
акты высших судебных органов страны,
прежде всего соответствующие решения
Конституционного Суда РФ и постановления
Пленума Верховного Суда РФ, в первую
очередь Постановление Пленума
Верховного Суда РФ от 31 мая 2007 г. № 27 «О
практике рассмотрения судами дел об
оспаривании решений
Всегда следует иметь в виду и целевое предназначение статуса судьи. Достаточно сравнить понятия «статус пенсионера» и «статус судьи», как сразу станет очевидным, что во втором случае общество наделяет человека статусом судьи не за что-то (за прошлые деяния), а для чего-то, в данном случае для достижения той цели, решения тех задач, которые наделенный статусом судьи должен обеспечивать (решать), осуществляя правосудие. Наделение статусом судьи в отставке - это не самостоятельное действо, поскольку судьей в отставке нельзя стать, не будучи до этого действующим судьей определенное количество лет.
Статус у опытного судьи, проработавшего, к примеру, 10 и более лет и рассмотревшего с принятием окончательных решений сотни и тысячи дел, разительно отличается от статуса начинающего судьи. Это не противоречит установленному законодательно положению о том, что все судьи обладают одинаковым статусом, поскольку ясно, что законодатель под равенством статуса всех судей понимал их равенство в узком, прежде всего процессуально-правовом смысле. В широком же смысле у давно работающего судьи (в сравнении с судьей, недавно начавшим работать) и квалификационный класс судьи выше: очередной квалификационный класс судьи в этом смысле, как звездочки на погонах у офицера, присваивается в зависимости от стажа работы, и надбавки к окладу дают в зависимости от квалификационного класса судьи (чем выше класс, тем больше надбавки); кроме того, после 25 лет работы судье выплачивается 50-процентная надбавка за выслугу лет.
Таким образом, статус судьи, состоящий из многих компонентов, обеспечивает возможность судье осуществлять независимое, непредвзятое и справедливое правосудие.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование правового статуса судей в Российской Федерации позволило сделать следующие выводы.
1 Российская юридическая энциклопедия. 1999. С. 2808 - 2809 (автор статьи - А.Д. Воинов).
2 Загайнова С.К. Судебные акты в механизме реализации судебной власти в гражданском и арбитражном процессе. М., 2007. С. 1086; Мурадьян Э.М. Судебное право. СПб., 2007. С. 320 - 362.
3 Колоколов Н.А. Термин «судебная власть»: проблемы толкования и законодательного определения // Законодательная дефиниция: логико-гносеологические, политико-юридические, морально-психологические и практические проблемы: Материалы международного Круглого стола (Черновцы, 21 - 23 сентября 2006 года). Н. Новгород, 2007. С. 173.
4 См., например: Изварина А.Ф. Судебная власть в Российской Федерации: содержание, организация, формы. Ростов н/Д, 2005; Самостоятельность и независимость судебной власти в Российской Федерации / Под ред. В.В. Ершова. М., 2006.
5 Бойков А.Д. Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе. 1990 - 1996 гг. М., 1997. С. 18.
6 Цихоцкий А.В. Теоретические проблемы эффективности правосудия по гражданским делам. Новосибирск, 1997. С. 30.
7 Селезнева Н.М. Статус суда в Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 32.
8 Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации / Под ред. В.И. Швецова. М., 1997. С. 33 (автор раздела - В.И. Швецов).
9 Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. М., 1998. С. 38.
10 Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс. М., 1998. С. 11; Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека и гражданина // Государство и право. 1997. № 8. С. 49.
11 Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994. 284 с.; Гуценко К.Ф., Коваль М.А. Правоохранительные органы. М.: Бек, 1995. С. 33.
12 Лазарева В.А. Судебная власть и ее реализация в уголовном процессе. Самара, 1999. С. 9.
13 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 858.
14 Воскобитова Л.А. Сущностные характеристики судебной власти. Ставрополь, 2003. С. 83.
15 Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации: В 2 т. Т. 2. М.: Альфа-М, 2004. С. 257.
16 Международно-правовая защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. С. 342.
17 Ермошин Г.Т. Статус судьи в Российской Федерации. М., 2004. С. 52.
18 Федеральный закон от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 26. Ст. 2399.
Информация о работе Правовой статус судей в Российской Федерации