Правовые и организационные основы противодействия легализации незаконных доходов в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:58, реферат

Описание работы

Противодействие легализации преступных доходов, в том числе ее предупреждение, оказалось бы практически невозможным без участия организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и адвокатов, нотариусов, индивидуальных предпринимателей, предоставляющих юридические и бухгалтерские услуги. На данных лиц законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" возлагается реализация обязательных процедур внутреннего контроля; организации, кроме того, участвуют в реализации обязательного контроля. Подобные меры способствуют ограничению доступа криминальных капиталов на рынок финансовых услуг, получению информации об операциях, связанных с отмыванием доходов, полученных в результате совершения преступления.

Содержание работы

Введение

Понятие внутреннего контроля в законе РК "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Обязанности организаций, осуществляемые денежные операции

Идентификация клиентов

Режимы идентификации

Кредитным организациям в целях предупреждения легализации преступных доходов запрещается…

Характерные особенности операций, связанные с отмыванием денег, проводимые через кредитные организации…

Требования к специальным должностным лицам финансовой организации

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

1.docx

— 32.62 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

Костанайский Государственный Университет им. А. Байтурсынова

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Правовые и организационные основы противодействия легализации незаконных доходов в РК»

 

 

 

                                          Выполнил: Сундеталин Ж.С. 42 гр.                                                           

                                                           Проверил: Нугманов Р.Р .

 

 

 

 

 

Костанай 2013

 

Содержание

 

    • Введение

 

    • Понятие внутреннего контроля в  законе РК "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

 

    • Обязанности организаций, осуществляемые денежные операции

 

    • Идентификация клиентов

 

    • Режимы идентификации

 

    • Кредитным организациям в целях предупреждения легализации преступных доходов запрещается…

 

    • Характерные особенности операций, связанные с отмыванием денег, проводимые через кредитные организации…

 

    • Требования к специальным должностным лицам финансовой организации

 

    • Заключение

 

    • Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Противодействие легализации  преступных доходов, в том числе  ее предупреждение, оказалось бы практически  невозможным без участия организаций, осуществляющих операции с денежными  средствами и иным имуществом, и  адвокатов, нотариусов, индивидуальных предпринимателей, предоставляющих  юридические и бухгалтерские  услуги. На данных лиц  законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" возлагается реализация обязательных процедур внутреннего контроля; организации, кроме того, участвуют в реализации обязательного контроля. Подобные меры способствуют ограничению доступа криминальных капиталов на рынок финансовых услуг, получению информации об операциях, связанных с отмыванием доходов, полученных в результате совершения преступления. Неисполнение закона может привести к вовлечению в сомнительные операции, что связано с рисками не только финансовых, но и репутационных потерь, применения юридических санкций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Понятие внутреннего контроля раскрывается в  законе РК "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма": это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В соответствии с указанным законом, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

1) идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании;

2) предпринимать меры  по установлению и идентификации  выгодоприобретателей;

3) систематически обновлять  информацию о клиентах, выгодоприобретателях;

4) документально фиксировать  и представлять данные в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом.

Обязательная идентификации  клиента, предусмотренная закона РК "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" включает в себя установление сведений о физическом и юридическом лице, что особенно важно при установлении отношений с новым клиентом. В качестве такового рассматривается юридическое или физическое лицо, участвующее в правоотношениях с субъектом внутреннего контроля в рамках сделки, профессионального посредника, и любое лицо, связанное с операцией. В целях идентификации организация собирает сведения о клиенте, документы, являющиеся основанием совершения банковских операций и иных сделок, а также иную необходимую информацию.

Действенная идентификация  должна включать в себя не только сбор и фиксирование предоставляемой  клиентами информации, но и ее анализ, проверку и хранение. В целях обеспечения  полноты проводимой проверки организации  вправе получить у органов исполнительной власти сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических  лиц, сводном государственном реестре  аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных  компаний, данные об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших  лиц. В случае необходимости организации  могут использовать иные дополнительные источники информации, доступные  на законных основаниях.

К сожалению, на практике такие возможности не всегда реализуются из-за высокой стоимости услуги или закрытости баз данных, что требует создания механизма информационного обмена между государственными органами и организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в электронном виде, желательно на безвозмездной основе.

Установление платы за использование организациями государственных  информационных ресурсов, как показывает практика, повлечет в дальнейшем ее повышение, что будет способствовать недостаткам исполнения закона в  части выявления операций, связанных  с легализацией преступных доходов.

Все документы представляются клиентами в подлиннике или надлежащим образом заверенной копии. Если к  идентификации клиента, выгодоприобретателя  имеет отношение только часть  документа, может быть представлена заверенная выписка из него. В случае представления копий документов организация вправе потребовать  от клиента представления подлинников  документов для ознакомления.

Для идентификации юридических  лиц необходим больший объем  документов, характеризующих организацию  и ее деятельность: учредительные  документы, финансовая отчетность, реестры  бухгалтерского и финансового учетов. Недобросовестная компания может представить  ложные сведения о создании юридического лица, учредителях, органах управления, руководстве фирмы, величине зарегистрированного  и фактически оплаченного уставного  капитала. Финансовый служащий, оформляющий  сделку с инвестиционным фондом, в  ходе процедуры идентификации должен удостовериться в том, что данная организация проводит аналогичные  процедуры для своих клиентов и может дать законность происхождения средств. О причастности лица к "отмыванию" может свидетельствовать сообщение им ложных сведений. Идентификация физического лица зачастую вызывает затруднения в части проверки миграционной карты, что финансовыми учреждениями может неверно расценивается как выполнение функций миграционных служб.

Как показывает практика, режимы идентификации клиентов, например, банками, могут быть различными: стандартными, специальными (предусматривающими исключения и послабления) и углубленными (с  тщательной проверкой клиента). Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени риска совершения клиентом операций в целях легализации преступных доходов.

Необходимо обращать внимание на характер совершаемой сделки, отношение  лица к процедуре проверки его  данных, местонахождение юридического лица, происхождение физического  лица, наличие посредника.

При идентификации выгодоприобретателя  необходимо учитывать, что в качестве такового рассматривается лицо, к  выгоде которого действует клиент: на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и  доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок.

Зачастую в расчетных  документах, представленных клиентом, указания на выгодоприобретателя нет, так как отсутствуют нормативные  требования для внесения в расчетный  документ подобных данных. Наличие  выгодоприобретателя может быть выявлено в других документах, которые клиенты представляют в финансовые организации. Это касается внешнеторговых контрактов, в которых получателем товаров, работ и услуг является сторона, не участвующая в переводе денежных средств через кредитную организацию, при использовании аккредитивной формы расчетов, при операциях с векселями.

Сведения о клиенте, выгодоприобретателе  фиксируются в анкете (досье) клиента. Интенсивность бизнеса требует  постоянно обновлять информацию о клиентах, фиксировать изменения  в учредительных документах, составе  и структуре органов управления, финансово-хозяйственной деятельности. Финансовой организации необходимо проводить повторную идентификацию  клиента, выгодоприобретателя при  наличии сомнений в достоверности  сведений, полученных ранее.

Оптимизировать оценку риска  осуществления клиентом операций, связанных  с отмыванием преступных доходов, в  кредитной организации возможно посредством проверки руководителем  подразделения, принимающего или осуществляющего  обслуживание соответствующего клиента, выводов исполнителей в целях  устранения возможных ошибок, а также  путем внесения сведений об обновлении оценки риска в анкету клиента  без удаления ранее внесенных  данных.

В организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, должна быть разработана  и утверждена руководителем программа  идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей. Подобная программа должна предусматривать  порядок идентификации, в том  числе оценку уровня риска совершения клиентом операций в целях легализации  преступных доходов и основания  оценки такого риска. Программа идентификации  также может содержать иные положения, включаемые по усмотрению организации.

При идентификации коммерческих банков следует учитывать, что любой  банк работает с уже обезличенными  средствами, и проверить их законность другому кредитному учреждению невозможно. Кредитные организации обязаны  принимать меры, направленные на предотвращение установления отношений с банками-нерезидентами, в отношении которых имеется  информация о том, что их счета  используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых  они зарегистрированы, постоянно  действующих органов управления. В этих целях при установлении корреспондентских отношений с  банком-нерезидентом кредитная организация  обязана потребовать предоставления сведений для идентификации контрагента  и информации о принимаемых банком-нерезидентом мерах по противодействию отмыванию  доходов, полученных преступным путем.

Решение об установлении корреспондентских  отношений с банком-нерезидентом принимается при наличии согласия руководителя кредитной организации  или уполномоченного им сотрудника кредитной организации.

В целях предупреждения легализации  преступных доходов кредитным организациям может дать законность происхождения средств. О причастности лица к "отмыванию" может свидетельствовать сообщение им ложных сведений. Идентификация физического лица зачастую вызывает затруднения в части проверки миграционной карты, что финансовыми учреждениями может неверно расценивается как выполнение функций миграционных служб.

В целях предупреждения легализации  преступных доходов кредитным организациям запрещается:

- открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, т.е.  без предоставления открывающим  счет (вклад) физическим или юридическим  лицом документов, необходимых для  его идентификации;

- открывать счета (вклады) физическим лицам без личного  присутствия лица, открывающего  счет (вклад), либо его представителя;

- устанавливать и поддерживать  отношения с банками-нерезидентами,  не имеющими на территориях  государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов  управления.

В настоящее время активно  используются технологии дистанционного доступа к банковскому счету (включая  интернет-банкинг), которые создают  для уполномоченного лица клиента  возможность распоряжаться денежными  средствами, находящимися на счете, используя  аналог собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства. Банк России рекомендует включать в договоры, предусматривающие использование  таких технологий, право кредитной  организации отказывать клиенту  в приеме от него распоряжения на проведение операции по банковскому счету (вкладу), подписанному аналогом собственноручной подписи, в случае выявления сомнительных операций клиентов. В этом случае кредитным  организациям рекомендуется принимать  от таких клиентов только надлежащим образом оформленные расчетные  документы на бумажном носителе.

К числу факторов, затрудняющих идентификацию клиентов, можно отнести  недостаточный уровень прозрачности собственности кредитных организаций  и юридических лиц, имеющих счета  в банках, возможность беспрепятственно создавать фирмы и открывать  любое количество счетов в банках, значительный объем расчетов наличными  деньгами, отсутствие единой базы данных о лицах, причастных к экономическим  преступлениям, неконтролируемое использование  средств на благотворительность.

Идентификация клиента - достаточно затратная по прилагаемым усилиям  и времени процедура. Повышению  эффективности идентификации может  способствовать совмещение обязательного  идентификационного интервью при приеме на обслуживание отдельных групп  клиентов с опциональными маркетинговыми процедурами, изучением потребности  клиента в банковских услугах.

Информация о работе Правовые и организационные основы противодействия легализации незаконных доходов в РК