Правовые и организационные основы противодействия легализации незаконных доходов в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 21:58, реферат

Описание работы

Противодействие легализации преступных доходов, в том числе ее предупреждение, оказалось бы практически невозможным без участия организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и адвокатов, нотариусов, индивидуальных предпринимателей, предоставляющих юридические и бухгалтерские услуги. На данных лиц законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" возлагается реализация обязательных процедур внутреннего контроля; организации, кроме того, участвуют в реализации обязательного контроля. Подобные меры способствуют ограничению доступа криминальных капиталов на рынок финансовых услуг, получению информации об операциях, связанных с отмыванием доходов, полученных в результате совершения преступления.

Содержание работы

Введение

Понятие внутреннего контроля в законе РК "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Обязанности организаций, осуществляемые денежные операции

Идентификация клиентов

Режимы идентификации

Кредитным организациям в целях предупреждения легализации преступных доходов запрещается…

Характерные особенности операций, связанные с отмыванием денег, проводимые через кредитные организации…

Требования к специальным должностным лицам финансовой организации

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

1.docx

— 32.62 Кб (Скачать файл)

В целях противодействия  легализации преступных доходов  организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, разрабатывают правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначают специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ.

Правила внутреннего контроля включают порядок документального  фиксирования информации, обеспечения  ее конфиденциальности, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления  и признаки необычных сделок с  учетом особенностей деятельности организации. Следует отметить, что содержание нормативно-правовых актов, регламентирующих разработку таких правил, ограничивается рекомендациями. В определенной мере такой подход связан с разнообразием  экономической деятельности, в которой  участвуют субъекты внутреннего  контроля, а также с тем, что  организации должны сами осознавать необходимость противодействия  легализации преступных доходов  и сотрудничать в этом с государственными органами.

Для банков организация внутреннего  контроля наиболее актуальна, что связано  со спецификой их деятельности. В кредитной  организации формируется или  определяется структурное подразделение  по противодействию легализации  преступных доходов под руководством назначенного ответственного сотрудника. Банки, исходя из своих возможностей и особенностей (размер банка, направления  деятельности, величина клиентской базы, количество операций), создают собственные  системы внутреннего контроля, с  помощью которых реализуются  требования законодательства и надзорных  органов о противодействии легализации  преступных доходов.

В некоторых случаях внутренний контроль осуществляется самостоятельной  структурной единицей, деятельность которой курируется непосредственно  высшим руководством. Данная модель типична  для системы корпоративного управления западных банков и российских банков западной ориентации. Представляется, что данная модель наиболее соответствует  требованиям законодательства о  противодействии легализации преступных доходов.

В других случаях внутренний контроль организуется и осуществляется в одном из действующих подразделений  и курируется руководителем этого  подразделения, который может быть одновременно ответственным сотрудником по противодействию легализации преступных доходов.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии с правилами внутреннего контроля обязаны документально фиксировать  информацию, полученную в результате их применения и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального  фиксирования информации являются:

- запутанный или необычный  характер сделки, не имеющей очевидного  экономического смысла или очевидной  законной цели;

- несоответствие сделки  целям деятельности организации,  установленным учредительными документами  этой организации;

- выявление неоднократного  совершения операций или сделок, характер которых дает основание  полагать, что целью их осуществления  является уклонение от процедур  обязательного контроля.

Признаками легализации  преступных доходов в деятельности юридического лица может служить  значительное превышение показателей  остатков в кассе над остатками  средств на расчетных и текущих  счетах, большой удельный вес наличных расчетов при отсутствии ежедневной инкассации, небрежное ведение документации, ненадлежащее состояние баланса.

Операции, связанные с  отмыванием денег, проводимые через  кредитные организации, имеют свои характерные особенности:

- переводы денежных средств  ускорены;

- резкий рост суммарных  оборотов по балансу и особенно  внутренних оборотов с таким  же снижением в дальнейшем;

- использование суррогатных  финансовых инструментов (сомнительных  векселей, некотирующихся ценных бумаг);

- операции, связанные с  оборотом преступных доходов  для кредитной организации, имеют  низкую или нулевую доходность  либо сверхдоходность.

Источниками информации для  выявления признаков легализации  преступных доходов в процессе осуществления  мер внутреннего контроля служат:

- документы, относящиеся  к сделке (договоры, счета, чеки, поручения  и т.д.);

- документы, характеризующие  правоспособность, дееспособность, финансово-хозяйственную  деятельность и деловую репутацию  клиента (учредительный договор,  сообщение о государственной  регистрации, паспорт хозяйствующего  субъекта, баланс, банковские выписки,  справки налоговых органов, заключения  аудиторов и т.д.);

- документы, относящиеся  к личности клиента (паспорт,  доверенность, приказы, справки).

Другими источниками информации о признаках возможного отмывания  преступных доходов могут служить  пояснения клиента работнику  банка о тех или иных обстоятельствах  определенной сделки и ее участниках; сообщения других банков и межбанковских  организаций, в которых обслуживается  клиент, о наличии в его действиях  признаков "отмывания"; непосредственная проверка работником банка фактических  обстоятельств производственной и  финансовой деятельности клиента.

Если у работников организации, осуществляющей операции с денежными  средствами или иным имуществом, на основании реализации программ осуществления  внутреннего контроля возникают  подозрения, что сделки, операции осуществляются в целях легализации преступных доходов, то сведения о них направляются в уполномоченный орган  не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций. Работники организаций, представляющих соответствующую информацию, не вправе сообщать об этом клиентам.

Важно отметить, что представление  сведений и документов в отношении  подозрительных операций не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).

Выявление подозрительных сделок требует от работников финансовой организации  специальных навыков для поиска, собирания и оценки необходимых  сведений. Поэтому к специальным  должностным лицам предъявляются  такие квалификационные требования, как наличие высшего юридического или экономического образования  или как минимум 2-летний опыт работы на должностях, связанных с исполнением  обязанностей по противодействию легализации  преступных доходов, а также осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или иным имуществом. В перечень таких операций включены сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами, банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, их создание, обеспечение деятельности или управления, а также купля-продажа организаций. При наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях "отмывания", указанные лица обязаны уведомить об этом в уполномоченный орган.

Помимо исполнения требований, изложенных в законе, организации  представляют отчеты о количестве направленных в уполномоченный орган сообщений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В противодействии легализации преступных доходов наиболее активно участвуют организации, дорожащие своей репутацией, ориентирующиеся на законный сектор экономики. Некоторые банки сами принимают меры к предупреждению деятельности по легализации преступных доходов. Например, повышают комиссионные за обналичивание денежных средств, проводят профилактические беседы с потенциальными клиентами.

В соответствии с законом  РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путём, и финансированию терроризма» ст.20 «Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» изложено следующее:

1. Нарушение законодательства  Республики Казахстан о противодействии  легализации (отмыванию) доходов,  полученных незаконным путем,  и финансированию терроризма  влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

2. Работники уполномоченного  органа и иных государственных  органов, а также лица, которые  в силу осуществления своих  служебных обязанностей имеют  доступ к информации, составляющей  служебную, коммерческую, банковскую  или иную охраняемую законом  тайну, за их разглашение несут  ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

3. Вред, причиненный физическим  и юридическим лицам незаконными  действиями уполномоченного органа  или его работниками в связи  с выполнением уполномоченным  органом своих функций, подлежит  возмещению в порядке, установленном  законодательством Республики Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

  • Закон РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путём, и финансированию терроризма»

 

 

  •  Жубрин Р.В. Борьба с легализацией преступных доходов: теоретические и практические аспекты

 

  • Комментарии ПАО «Коллегия аудиторов» к Закону РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» от 28 августа 2009г

 

  • Досье ITS на проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан

Информация о работе Правовые и организационные основы противодействия легализации незаконных доходов в РК