Правовые основы организации и проблемы деятельности военных судов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

Особой спецификой решаемых задач и обусловлена необходимость существования наряду с другими судами общей юрисдикции системы военных судов, призванных осуществлять судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Таким образом, тема дипломной работы является актуальной. Цель дипломной работы состоит в изучении системы военных судов в судебной системе Российской федерации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Правовые основы организации деятельности военных судов……………………………………...………………………………………..4
Глава 2. Актуальные проблемы деятельности военных судов Российской Федерации………………………………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………..………..21
Список используемой литературы……………………………………..…22

Файлы: 1 файл

контрольная работа по ПО.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Автономное муниципальное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

СамарскАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО И муниципальнОГО  управления

 

Факультет «Юридический»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине: «Правоохранительные органы»

На тему: «Правовые основы организации и проблемы деятельности военных судов»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил(а): студентка 1 курса

Группы № 11.31-С

Заочной формы обучения

Дорогойченкова А.И.

 

Проверил: доцент, Березина Л.В.

Оценка:____________________

Дата_______________________

Подпись____________________


 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2014

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Правовые основы организации деятельности военных судов……………………………………...………………………………………..4

Глава 2. Актуальные проблемы деятельности военных судов Российской Федерации………………………………………………………………………….7

Заключение………………………………………………………..………..21

Список используемой литературы……………………………………..…22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вооруженные Силы государства могут успешно действовать и выполнять стоящие перед ними задачи лишь тогда, когда в них поддерживается основанный на законах строгий воинский порядок, когда личность, права и интересы военнослужащих защищены правовыми средствами. Выполнение этих задач возложено на государственные органы, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах. Такими органами государственной власти являются военные суды. Как органы правосудия военные суды выполняют единые для всех судов общей юрисдикции задачи. Однако осуществление правосудия в войсках требует хорошего знания жизни и деятельности войск, военного законодательства, воинских уставов, наставлений и приказов, конкретных условий жизни и деятельности войск. Судьи военных судов, как и другие военнослужащие, должны быть готовы действовать надлежащим образом в чрезвычайных условиях, в том числе в боевой обстановке, иметь для этого знания и соответствующую военную подготовку. Необходимость осуществления своей деятельности непосредственно в выполняющих боевые задачи войсках, в особой обстановке во время военных действий объективно требует создания судебных органов, особенности организации и комплектования которых позволяли бы эффективно решать задачи осуществления правосудия в таких специфических условиях, при которых деятельность других судов общей юрисдикции была бы невозможной.

Особой спецификой решаемых задач и обусловлена необходимость существования наряду с другими судами общей юрисдикции системы военных судов, призванных осуществлять судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Таким образом, тема дипломной работы является актуальной. Цель дипломной работы состоит в изучении системы военных судов в судебной системе Российской федерации.

 

 

Глава 1.  Правовые основы организации деятельности военных судов

 

29 июня 1999 г. официально опубликован  и вступил в силу Федеральный  конституционный закон «О военных  судах Российской Федерации»  конституционный закон от 23 июня 1999 г.. С его принятием на законодательном уровне завершились реорганизация военно-судебной системы Российской Федерации и создание самостоятельных и независимых от органов исполнительной власти (в том числе и от органов военного управления) судов, способных быть гарантом законности и справедливости в таких важнейших государственных структурах, как Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Вступивший в силу Закон устанавливает полномочия, порядок образования и деятельности военных судов в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 22 Федерального конституционного закона Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации». При этом в Законе учтены новые требования, предъявляемые сегодня к судам общей юрисдикции, в связи с чем в нем имеются новеллы, которые в будущем планируется ввести и для остальных судов общей юрисдикции.

Давая характеристику Закону в целом, необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что в нем получил дальнейшее развитие принцип единства судебной системы Российской Федерации, согласно которому военные суды не образуют какую-то самостоятельную и обособленную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации. Военные суды также создаются по территориальному принципу и могут быть созданы или упразднены лишь федеральным законом. В своей деятельности при рассмотрении дел они руководствуются, как и другие суды общей юрисдикции, таким же процессуальным и материальным законодательством, а их решения могут быть обжалованы, наравне с решениями иных судов общей юрисдикции, в Верховный Суд Российской Федерации.

Особенностью военных судов является то, что они осуществляют правосудие в специфических армейских условиях. Данные положения закреплены в ст. 1 рассматриваемого Закона, согласно которой военные суды входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда. Количество военных судов и численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом РФ. Такие принципы организации военных судов в России сильно отличаются от существующих, например, в США принципов организации и деятельности военных судов, согласно которым они в этой стране образуют отдельную систему и по многим вопросам осуществления правосудия непосредственно подчинены военному ведомству. В нашем же законодательстве, напротив, усилены гарантии независимости судей военных судов от командования и исполнительной власти. С этой целью военные суды выведены из состава Вооруженных Сил, куда ранее они организационно входили. Кроме того, существенно изменен порядок материально - технического обеспечения военных судов, которое до принятия Закона целиком было возложено на органы военного управления, которые зачастую сами были участниками судебных разбирательств в военных судах. На Вооруженные Силы осталось возложено обеспечение военных судов, в основном, лишь такими специфическими средствами, как вооружение, связь, транспорт, а также охрана предоставленных военным судам служебных помещений. Наряду с укреплением в системе военных судов общих для всех судов принципов осуществления правосудия в новом Законе подробно освещены специфические моменты организации и деятельности военных судов, обусловленные их работой в войсках.

Исходя из того, что военные суды работают в условиях, в которых действуют Вооруженные Силы, в целях обеспечения их мобильности, близости к войскам, готовности действовать в военное время, боевой обстановке, экстремальных ситуациях, предусматривается, что судьи военных судов и часть работников их аппаратов находятся на военной службе и имеют воинское звание офицерского состава, что является основным принципиальным отличием военных судов от остальных федеральных судов общей юрисдикции (ст.27 и 33).

В соответствии со ст. 27 анализируемого Закона одним из обязательных требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи военного суда, наряду с общими требованиями к остальным кандидатам в судьи, является наличие офицерского звания и заключение контракта о прохождении военной службы.

Но поскольку военные суды исключены из состава Вооруженных Сил, вводится институт прикомандирования судей и работников аппаратов из числа военнослужащих к военным судам, аналогичный прикомандированию военнослужащих к другим федеральным органам государственной власти. Это даст им возможность проходить службу в судах и позволит полностью вывести из подчинения командованию военных ведомств, исключив какую-либо зависимость от воинских должностных лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Актуальные проблемы деятельности военных судов Российской Федерации

 

В настоящее время в Вооруженных Силах и других войсках, воинских формированиях и органах Российской Федерации осуществляют правосудие 133 гарнизонных военных суда (из них 6 военных судов находится за пределами Российской Федерации), и 13 окружных (флотских) военных судов, а в составе Верховного Суда Российской Федерации действует Военная коллегия. В военных судах проходят службу 907 военных судей (по штату). Ежегодно военными судами рассматривается значительное количество гражданских, уголовных и административных дел в отношении военнослужащих.

Так в 2004 году военными судами рассмотрено 116 тысяч 591 дел и материалов, подлежащих разрешению в судебном порядке. В том числе 14.280 уголовных, 83.781 гражданских и 9.848 административных дел. В целях профилактики и укрепления воинской дисциплины военные суды значительное количество уголовных дел рассматривают в расположении воинских частей в присутствии личного состава. В прошедшем году в частях было рассмотрено около 27 процентов или каждое четвертое уголовное дело.

Приговоры военных судов по актуальным делам доводятся до личного состава в приказах командования - в 2004 году в приказах объявлен каждый 6 приговор военного суда. Командованию регулярно направляются информационные документы о причинах и условиях способствовавших совершению преступлений. В 2004 году командованию направлено 273 обобщенных документа и внесено 693 частных определений и постановлений.

В этой связи представляются несостоятельными утверждения о том, что в войсках не знают военные суды и их работу. При этом нельзя не учитывать и то, что ежегодно в военные суды обращаются тысячи военнослужащих за защитой своих законных прав в порядке гражданского судопроизводства. Исходя из статистических данных, за последние десять лет в военные суды за судебной защитой обратилось более миллиона военнослужащих и воинских должностных лиц. Около 80 процентов из числа рассмотренных жалоб военными судами удовлетворяется.

Кроме того, военными судами ежегодно отменяется более 100 незаконных приказов различных воинских должностных лиц.

Таким образом, деятельность военных судов непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности государства, поскольку направлена на укрепление законности и правопорядка в Вооруженных Силах и других войсках, воинских формированиях и органах Российской Федерации, как в мирное время, так и в особые периоды.

Во время пребывания российских войск за пределами территории Российской Федерации, в условиях вооруженных конфликтов, в местностях проведенияконтртеррористических операций, в условиях чрезвычайного и военного положений в настоящее время только военные суды подготовлены к успешному решению задач правосудия, так как создание иных судов Российской Федерации для деятельности в указанных условиях действующим законодательством не предусмотрено.

Со времени создания военных судов Петром I, они в России существовали всегда, в том числе в периоды революций и смены общественно-экономических формаций.

Практика их функционирования в особый период заслуживает в целом положительной оценки. В сложных, экстремальных условиях Великой Отечественной войны, афганских и чеченских событий офицеры военных трибуналов добросовестно выполняли возложенные на них задачи.

К положительным сторонам деятельности военных судов, прежде всего, необходимо отнести: связь с жизнью войск; знание армейских условий и законов; мобильность военных судов и готовность их персонала нести тяготы и лишения военной службы; специальная для этого подготовленность кадров военной юстиции; гибкость, оперативность и дифференцированность военно-судебной уголовной репрессии; обеспечение доступности правосудия; комплексность решаемых военными судами в особый период задач, в том числе связанных с правозащитными функциями и защитой мирного населения от злоупотреблений военнослужащих. В условиях вооруженных конфликтов правозащитная функция военных судов в отношении мирного населения и военнослужащих не исключается, а наоборот продолжает осуществляться. (К сведению: в период афганских событий в 40-й армии действовало 5 военных трибуналов; в первую "чеченскую компанию" правосудие в войсках, находившихся на территории Чеченской Республики, осуществлял военный трибунал, созданный для этих войск 11 октября 1995 года. Все дела рассматривались с соблюдением норм материального и процессуального права, большинство дел рассмотрено оперативно (как правило, в 10-ти дневный срок) и в присутствии личного состава. Материалы судебных процессов широко использовались офицерами судов в правовоспитательной работе.

Информация о работе Правовые основы организации и проблемы деятельности военных судов