Правовые основы организации и проблемы деятельности военных судов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

Особой спецификой решаемых задач и обусловлена необходимость существования наряду с другими судами общей юрисдикции системы военных судов, призванных осуществлять судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Таким образом, тема дипломной работы является актуальной. Цель дипломной работы состоит в изучении системы военных судов в судебной системе Российской федерации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Правовые основы организации деятельности военных судов……………………………………...………………………………………..4
Глава 2. Актуальные проблемы деятельности военных судов Российской Федерации………………………………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………..………..21
Список используемой литературы……………………………………..…22

Файлы: 1 файл

контрольная работа по ПО.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Механизм осуществления правосудия в вооруженных силах является важной сферой правового регулирования для любого государства. В этой области фокусируются важные проблемы, связанные с тем, как обеспечить права и законные интересы военнослужащих, совершивших преступления и пострадавших от них, без ущерба для воинской дисциплины - важнейшего компонента боеготовности войск и в целом военной безопасности государства. Военные суды выполняют свои задачи в условиях, в которых действуют Вооруженные Силы и другие войска, с учетом особенностей законодательного регулирования существующих в них правоотношений и необходимости сохранения государственной тайны, а также поддержания высокой мобилизационной готовности. Для надлежащего выполнения возложенных задач военные суды должны комплектоваться военнослужащими, имеющими соответствующее специальное образование, подготовку и опыт военной службы.

Это важно и потому, что их работники наряду с общими обязаны досконально знать воинские законы, их букву и нравственное предназначение. Это должны быть кадры, прошедшие школу воинского воспитания и имеющие опыт военной работы, обязанные и готовые действовать с войсками в особых и экстремальных условиях (в условиях военного времени и военных действий; в местностях, объявленных на военном положении, на особых объектах, в районах стихийных бедствий и межнациональных конфликтов). Следовательно, это должны быть судьи-военнослужащие, которые могут не только наиболее квалифицированно осуществлять правосудие в войсках, но и наиболее эффективно выявлять при этом причины и условия, способствующие совершению правонарушений военнослужащими, вырабатывать профилактические рекомендации командованию, вести правовое воспитание военнослужащих.

Они могут осуществлять правосудие в короткие сроки в местах дислокации войск, не отвлекая военнослужащих участников процесса на длительное время от исполнения основных служебных обязанностей.

Необходимость и принципиальная важность наличия профессиональных военных знаний при осуществлении гражданского контроля в армии, в том числе и при рассмотрении судебных жалоб и исков военнослужащих, отмечались и в материалах прошедшего 2 октября 2004 г. в Министерстве обороны РФ совещания по вопросам реформирования и модернизации Вооруженных Сил РФ.

Отсутствие у судей профессиональных знаний и военной подготовки будет приводить к необъективности и ошибкам при принятии решений.

В связи с этим, в соответствии с законом, судьей военного суда может быть гражданин, имеющий офицерское звание и заключивший контракт о прохождении военной службы.

Прохождение военной службы в военных судах не противоречит и федеральному закону, согласно которому она может быть учреждена в любом федеральном государственном органе, каковыми являются и военные суды.

В настоящее время, на штатные должности судей военных судов, Военной коллегии и предусмотренные штатным расписанием государственные должности работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, на весь срок пребывания в соответствующей должности, назначаются прикомандированные к указанным органам военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» О военных судах Российской Федерации : федер. конституционный закон от 23 июня 1999 г. должности судей военных судов и Военной коллегии, а также должности работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, замещаемые военнослужащими, включаются в соответствующий перечень воинских должностей.

Перечни воинских должностей судей и других должностей, которые могут замещаться военнослужащими в военных судах Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации и Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации и соответствующих им воинских званий, установлены Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации», а также утверждены Указом Президента Российской Федерации от 26 апреля 2000 г. № 730 «О прикомандировании военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к военным судам Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации» О прикомандировании военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к военным судам Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации : указ Президента РФ от 26 апреля 2000 г.. Этим же указом утверждено общее количество должностей подлежащих замещению полковниками и им равными.

Перечень должностей работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента, замещаемых военнослужащими и соответствующих этим должностям воинских званий, утвержден Председателем Верховного Суда Российской Федерации 20 августа 1999 г. в соответствии с пунктом 7 ст. 35 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации».

Лишение судей военных судов статуса военнослужащих приведет к невозможности выполнения ими возложенных задач. Нельзя будет укомплектовать военные суды, действующие за пределами территории Российской федерации, в условиях ведения боевых действий, в частности в Чеченской республике, а также в отдаленных местностях с неблагоприятным климатом, где зачастую дислоцируются войска.

Кроме того, необходимо учитывать, что военные суды должны отвечать задачам оперативности и обеспечения высокого качества работы в период ведения военных действий, как этого требуют условия Вооруженных Сил. Это значит, что речь идет о кадрах, прошедших школу военной подготовки и имеющих опыт военной службы. Более того, в силу особенностей воинской службы это должны быть люди, обязанные и готовые действовать с войсками в экстремальных, в том числе боевых, условиях. Комплектование военных судов военнослужащими и является их основным принципиальным отличием от остальных федеральных судов общей юрисдикции.

Именно поэтому военные суды должны комплектоваться не гражданскими лицами, а военнослужащими. Как показывает историческая практика, только в этом случае судьи обладают знаниями необходимыми для качественного рассмотрения уголовных дел и жалоб военнослужащих.

Закрепление особенностей правового статуса судей военных судов (наличие офицерского звания и заключение контракта о прохождении военной службы) не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, а также мировой и Европейской практике.

Основы статуса федеральных судей установлены Конституцией Российской Федерации (ст.ст.119-124) и получили дальнейшее развитие в федеральных законах:

«О судебной системе Российской Федерации» О судебной системе Российской Федерации, «О статусе судей в Российской Федерации», «О статусе судей в РФ», согласно которым все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей (включая судей военных судов) определяются федеральными законами.

Особенности правового положения статуса судьи военного суда определены ФКЗ "О военных судах Российской Федерации". Судьей военного суда может быть только военнослужащий (ст.27 закона), который в случае необходимости, в отличии от других судей, может быть переведен без его согласия в другой военный суд, находящийся за пределами территории Российской Федерации или действующий в местностях, где введено чрезвычайное положение.

Хотя судьи военных судов являются военнослужащими, на них распространяются все гарантии независимости, установленные Конституцией РФ, Законом о судебной системе, Законом о статусе судей и другими законами.

Закрепление статусных положений судей военных судов в конституционном законе, во взаимосвязанных нормах других законов служит тому, чтобы в ходе развития законодательства исключались их ограничение и снижение уровня.

Военные суды, комплектуемые военнослужащими, соответствуют российским традициям и имеют продолжительную историю, истоки которой исходят со времен петровских "Воинских уставов" 1716 года. В дальнейшем статус военных судов был закреплен в ходе военно-судебной реформы 1867 г. и принимаемых в разное время нормативных правовых актов. В настоящее время они действуют в соответствии с ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" 1999 г. Был единственный период в истории России - 1917 год, когда военные суды были ликвидированы, однако вскоре по инициативе командования (снизу) они были созданы вновь, поскольку гражданские судьи не смогли эффективно и квалифицированно осуществлять правосудие в условиях Вооруженных Сил. Они были оторваны от войск, не знали армейского быта, состояния законности в войсках, а принимавшиеся ими решения не учитывали специфику военной службы.

Отличительная черта деятельности военных судов во время особых периодов (гражданская и Великая Отечественная войны, афганские события, Чернобыльская катастрофа и др.) состояла в их мобильности и оперативности при рассмотрении дел, поддержание в войсках законности и правопорядка путем применения норм права.

Опыт реформ в России и других странах показывает, что всякое преобразование оправданно, если оно ориентировано на более эффективный результат и не влечет негативных процессов.

Комплектование военных судов гражданскими лицами приведет к фактической ликвидации военных судов как таковых, что несомненно может повлечь снижение уровня законности и правопорядка в войсках и боеготовности войск в целом.

Военные суды - это единственные экстерриториальные суды в Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 7 Закона «О военных судах» рассмотрение всех дел, подлежащих рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, возложено лишь на военные суды, дислоцирующиеся за пределами территории Российской Федерации.

Это связано с необходимостью обеспечения права на доступ к правосудию для российских военнослужащих и других граждан Российской Федерации в воинских частях и учреждениях дислоцированных за пределами России, а также с невозможностью создания за границей иных судов общей юрисдикции. Только военные суды, в отличие от иных судов Российской Федерации, могут создаваться и действовать за пределами Российской Федерации в случаях, когда это предусмотрено международным договором Российской Федерации. С государствами СНГ, в которых действуют военные суды, Российской Федерацией заключены соответствующие международные договоры, регулирующие деятельность судов и других правоохранительных органов Российской Федерации.

Что касается общих судов, то они в соответствии с действующим российским законодательством, как и любые другие органы власти Российской Федерации, могут создаваться лишь на ее территории. По смыслу ст. 4 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации" суды (кроме военных судов) образуются и действуют в пределах соответствующих границ административно-территориального деления Российской Федерации. Создание судов, не предусмотренных указанным законом, не допускается.

Это полностью соответствует общемировой практике и чего-либо нового в этом нет. Большинство государств, имеющих вооруженные формирования за пределами своей территории, имеют там и военные суды для осуществления юрисдикции в отношении своих граждан.

Кроме того, необходимо учитывать, что значительная часть военных судов обслуживают ракетные войска стратегического назначения, войска и особо режимные объекты, выполняющие задачи особой государственной важности, носящие стратегический характер и сопряженные с ядерным и другим секретным оружием, средствами его доставки, обеспечением ядерной и экологической безопасности, защитой государственной и военной тайны, несущие постоянное боевое дежурство (РВСН, войска противоракетной обороны, военно-космические силы, воинские части 12-го Главного управления, 9-го Центрального управления, Федеральной службы безопасности и др.). Некоторые из них дислоцируются в странах СНГ.

Принцип приоритета юрисдикции государства к своим вооруженным формированиям Россией и другими государствами СНГ закреплен в Соглашении о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности от 11 октября 2000 года.

Этот же принцип применяется и государствами членами НАТО. Он нашел свое закрепление в соглашении НАТО в отношении статуса их вооруженных сил (1951 г.).

Международно-правовые аспекты применения норм военного права и ответственности военнослужащих в последние годы приобрели особую актуальность. Это связано, прежде всего, с широким использованием международных миротворческих сил, применением в военных операциях смешанных воинских контингентов, состоящих из военнослужащих различных государств, в том числе и России. В процессе деятельности смешанных воинских контингентов возникают практические вопросы привлечения к ответственности военнослужащих различных государств, совершивших правонарушения. Указанные проблемы всесторонне обсуждались на международной конференции по вопросам военного права, организованной министерством обороны Великобритании в г. Рейндален (Германия) в октябре 2001 г. с участием 21 государства Европы.

Информация о работе Правовые основы организации и проблемы деятельности военных судов