Правовые основы организации и проблемы деятельности военных судов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:04, контрольная работа

Описание работы

Особой спецификой решаемых задач и обусловлена необходимость существования наряду с другими судами общей юрисдикции системы военных судов, призванных осуществлять судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Таким образом, тема дипломной работы является актуальной. Цель дипломной работы состоит в изучении системы военных судов в судебной системе Российской федерации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Правовые основы организации деятельности военных судов……………………………………...………………………………………..4
Глава 2. Актуальные проблемы деятельности военных судов Российской Федерации………………………………………………………………………….7
Заключение………………………………………………………..………..21
Список используемой литературы……………………………………..…22

Файлы: 1 файл

контрольная работа по ПО.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

В этой связи деятельность российских военных судов приобретает особое значение для обеспечения юрисдикции Российской Федерации в отношении военнослужащих, выполняющих задачи за пределами ее территории, в том числе и в составе международных воинских контингентов.

Поскольку в соответствии с Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации" контракт о прохождении военной службы, заключенный судьей военного суда или судьей Военной коллегии до его назначения на судебную должность, приостанавливает свое действие с момента принятия решения о назначении соответствующего судьи на должность судьям военных судов, достигшим предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании, срок военной службы может быть продлен до 10 лет Председателем Верховного Суда Российской Федерации по рекомендации квалификационной коллегии судей военных судов, но не свыше достижения ими возраста 65 лет. При этом решение о продлении срока военной службы принимается с учетом состояния здоровья и положительной оценки деятельности судьи военного суда. Только в текущем году не продлен срок военной службы трем судьям военных судов.

В целом порядок продления срока военной службы военнослужащим прикомандированным к военным судам не противоречит нормативным правовым актам по вопросам прохождения военной службы.

По законопроекту, предусматривающему возможность исполнения обязанностей судьи военного суда до достижения возраста 70 лет, как в других судах общей юрисдикции, Военной коллегией Верховного Суда РФ направлен отрицательный отзыв.

В июне 2003 года вопрос о деятельности и судопроизводстве военных судов европейских государств был предметом специального рассмотрения Постоянного комитета Совета Европы по правам человека в г. Страсбурге.

В принятом по итогам обсуждения меморандуме, была проанализирована практика Европейского суда по правам человека и сделан вывод, что наличие в государствах участниках Конвенции военных судов, само по себе не противоречит обязательствам этих государств, в тех случаях, когда судопроизводство в военных судах соответствует требованиям статей 5, 6 и 14 Европейской конвенции по правам человека Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. В частности было отмечено, что укомплектованный военнослужащими военный суд, также является "независимым и беспристрастным судом", если участвующим в рассмотрении дел судьям законом обеспечены "способ назначения на должность, срок пребывания в ней, наличие гарантий против давления на суд извне", как и всем другим судьям, в соответствии с действующим законодательством, а судопроизводство осуществляется в общем для всех судов порядке.

С принятием Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" О военных судах Российской Федерации, на законодательном уровне завершились реорганизация военно-судебной системы Российской Федерации и создание самостоятельных и независимых от органов исполнительной власти (прежде всего от органов военного управления) судов, которые полностью соответствуют всем международным нормам и требованиям Европейской конвенции по правам человека.

В соответствии с законом, финансовое и материально техническое обеспечение военных судов осуществляется Судебным Департаментом и Верховным Судом РФ.

Лишь некоторые виды обеспечения военных судов, Военной коллегии и Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента, осуществляется соответствующими органами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, поскольку военные суды осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в необходимых случаях в военное время и в боевой обстановке, располагаются по месту их дислокации, в том числе за пределами Российской Федерации. При этом все связанные с этими видами обеспечения расходы компенсируются Судебным департаментом и Верховным Судом РФ. То есть какие-либо финансовые затраты на эти цели силовые министерства и ведомства не осуществляют.

Материальное обеспечение судей военных судов осуществляется в соответствии с законодательством о статусе судей. Среднее месячное денежное содержание судей в военных судах является таким же, как и во всех судах общей юрисдикции и составляет - в гарнизонных судах около 18.000 рублей, а в окружных (флотских) военных судах - около 22.000 рублей.

Таким образом, изложенное позволяет прийти к выводам, что ликвидация военной службы в военных судах приведет к следующим негативным последствиям:

1. Военные суды в настоящее время комплектуются по экстерриториальному принципу, исходя из которого судьи военных судов постоянно меняют места службы.

В силу необходимости судья военного суда может быть без его согласия назначен на другую должность в военный суд, находящийся за пределами территории Российской Федерации или действующий в местностях, где введено чрезвычайное положение.

В случае их формирования гражданскими лицами указанный принцип реализовать будет невозможно.

2. Предварительные расчеты показывают, что более 50 % военных судей при  ликвидации военной службы в  военных судах уйдут в отставку по различным, в том числе льготным основаниям, в связи с чем необходимо будет выплатить судьям компенсации в размере годовой заработной платы, предусмотренные статьей 19 Федерального закона "О статусе судей в Российской Федерации".

Кроме того, судьи военных судов в подавляющем большинстве случаев проходят военную службу не по основному месту жительства, а в отдаленных регионах, где они обеспечены, как правило, служебной жилплощадью. В связи с увольнением их с военной службы остро станет вопрос об обеспечении их постоянным жильем по избранному месту жительства в соответствии с федеральным законодательством. В случае упразднения военной службы будет произведена реорганизация системы военных судов, в связи с чем, судьям и работникам аппаратов военных судов в связи с их увольнением необходимо будет выплатить предусмотренные законом пособия и компенсации, установленные для военнослужащих.

На это необходимы весьма значительные суммы, что безусловно потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.

3. Реальных возможностей восполнить образовавшийся по вышеуказанной причине кадровый дефицит (около 300-400 судейских единиц) в ближайшее время не представляется возможным в силу известных ограничений, установленных законодательством о статусе судей, а также иных объективных причин.

Тем более, что и в настоящее время сохраняется дефицит кадров военных судей (около 200 единиц) преимущественно в отделенных регионах России.

4. Комплектование военных судов, дислоцирующихся за границей  России, гражданским лицами, включая откомандирование судей для обслуживания Российских баз Черноморского флота в Крыму, представляется невозможным.

Как следствие, невозможно будет реализовать конституционное право на судебную защиту прав значительной части военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.

5. Ликвидация военной службы  в военных судах существенно  снизит мобильность, военный профессионализм  и уровень военно-правовой подготовки, поскольку в гражданских юридических  вузах военное право и военно-уголовное  право не изучается.

Как следствие, это повлечет существенное снижение уровня правосудия по делам, связанным с военной службой во всех воинских формированиях страны.

6. Нельзя не учитывать и то  обстоятельство, что отсутствие  военной службы в военных судах  приведет к ликвидации существующей системы их комплектования, обучения и подготовки кадров, а также к прекращению мобилизационной подготовки судов, что в целом не соответствует доктрине обеспечения обороноспособности государства. (Например, в первые дни Великой Отечественной Войны было сформировано 250 военных трибуналов и призвано в них на службу несколько тысяч судей). Это будет существенно влиять на уровень дисциплины, порядка, боеготовности и в конечном итоге на способность воинских формирований выполнять возложенные на них задачи.

7. Необходимо учитывать и то, что военные суды рассматривают  гражданские и уголовные дела  в отношении военнослужащих федеральных  органов безопасности, разведки  и других федеральных органов, чья деятельность связана с  государственной тайной и обеспечением государственной безопасности.

С течением времени указанные негативные последствия приведут к ликвидации военных судов как части единой системы судов общей юрисдикции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящее время произошли серьезные изменения в системе военных судов России. Впервые в истории нашего государства Федеральным конституционным законом "О военных судах Российской Федерации" военно-судебные органы полностью выведены из-под влияния органов исполнительной власти и военного командования. Штаты военных судов и Военной коллегии переданы из военного ведомства в судебные органы, а все военнослужащие, включая судей, на период нахождения в соответствующих должностях прикомандированы к судам.

Принципиально изменились стоящие перед военными судами задачи. В соответствии со ст.4 этого Закона ими стали обеспечение и защита прав и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений, местного самоуправления, Российской Федерации и ее субъектов, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

Таким образом, военные суды из правоохранительных органов превратились в органы защиты прав и интересов военнослужащих и членов их семей, стали гарантом законности в Вооруженных Силах. Фактически Закон наделил военные суды правом контроля за исполнительной властью, и данное направление в их работе стало основным.

Созданные в Российской Федерации военные суды представляют собой не звено, а самостоятельную вертикаль, которая функционирует параллельно с иными судами общей юрисдикции. При этом дела, отнесенные к подсудности военных судов, не могут рассматриваться иными судами общей юрисдикции.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. - 1993. - 25 дек.

2. Гражданский процессуальный кодекс  РФ от 14 нояб. 2002 г. № 138-ФЗ (с изм. от 30 июня 2003 г., 7 июня, 28 июля, 2 нояб., 29 дек. 2004 г., 21 июля 2005 г.) // Собр. Законодательства РФ. - 2002. ? №46. - Ст. 4532.

3. Уголовно-процессуальный кодекс  Российской Федерации от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (с изм. и доп. От 29 мая, 24, 25 июля, 31 окт. 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 дек. 2003 г., 22 апр., 29 июня, 2, 28 дек. 2004 г., 1 июня 2005 г.) // Собр. законодательства РФ. - 2001. - № 52. - Ст. 492.

4. О военных судах Российской  Федерации : федер. конституционный  закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ // Собр. законодательства РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 326.

5. О судебной системе Российской  Федерации : федер. Конституционный  закон от 31 дек. 1996 г. № 1-ФКЗ (с изм. от 15 дек. 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апр. 2005 г.) // Рос. газ. - 1997. - 6 янв.

6. О системе государственной  службы Российской Федерации : федер. закон от 27 мая 2003 г. №58 ФЗ (с изм. от 11 ноября 2003 г., 6 июля 2006 г., 1 декабря 2007 г.) // Собр. законодательства РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.

7. О воинской обязанности и  военной службе : федер. закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (с изм. от 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 12 февраля, 19 июля 2001 г., 13 февраля, 21 мая, 28 июня, 25 июля, 30 декабря 2002 г., 22 февраля, 30 июня, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 22 февраля, 22, 26 апреля, 19, 29 июня, 22 августа, 1 декабря 2004 г., 7 марта, 1 апреля, 30 июня, 15, 21 июля, 30 сентября, 17 октября, 2, 31 декабря 2005 г., 11 марта, 4 мая, 3, 6 июля, 2, 25 октября, 4 декабря 2006 г., 6 января, 12 апреля, 24 июля, 24, 30 октября, 1, 4 декабря 2007 г., 23 июля, 3 декабря 2008 г.) // Собр. законодательства РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1475.

8. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных  и контролирующих органов : федер. закон от 20 апр. 1995 г. № 45-ФЗ (с изм. от 21 июля 1998 г., 6 января 1999 г., 29 февраля 2000 г., 18 июня, 29 ноября 2001 г., 11 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // Рос. газ. - 1998. - 29 июл.

9. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу  в органах внутренних дел, учреждениях  и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей : закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (с изм. от 28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 21, 30 декабря 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 13 февраля, 8 мая, 22 июля 2008 г.) // Рос. газ. - 1993. - 26 фев.

10. О статусе судей в РФ : закон  РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (с изм. и доп.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1992. - № 30. - Ст. 1792.

11. О прикомандировании военнослужащих  Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований  и органов к военным судам Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации : указ Президента РФ от 26 апреля 2000 г. №730 (с изм. от 17 апр. 2003 г.) // Собр. законодательства РФ. - 2000. - № 18. - Ст. 1492.

 

 


Информация о работе Правовые основы организации и проблемы деятельности военных судов