Предмет и методология теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм с мерами воспитания, убеждения, возможностью государственного принуждения, и являются государственным регулятором общественных отношений. Право создается для того, чтобы быть реализованным в поведении, деятельности людей, чтобы воплотиться в жизнь. Через поведение участников общественных отношений достигаются те результаты, которых намерен добиться законодатель, издавая номы права.

Содержание работы

Введение….………………………………………………..………………………3
1. Применение права – основная форма реализации права.……………………………………………………………………………………..4
2.Стадии правоприменительного процесса…………………………………....9
3. Акты применения права………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы…...………………………………………26

Файлы: 1 файл

_primenenie_prava.docx

— 52.78 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РФ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

    Студентки 1-го курса заочного отделения, основной поток

 

 

 

                                        Факультета: Юриспруденции

 

                           

                                       Лицкевич  Ирины Викторовны

 

                По дисциплине:  «Теория Государства и права»

      На тему: « Предмет и методология теории государства и права »

 

 

 

 

Руководитель-консультант

                                            

 

 

Защищена                                                         Оценка

« »     2012 г.                                  «   »

 

                                                                           «_ »     2012 г.

 

 

 

Москва, 2012 г.

 

 

 

 

Содержание

Введение….………………………………………………..………………………3

1. Применение  права – основная форма реализации  права.……………………………………………………………………………………..4

2.Стадии правоприменительного процесса…………………………………....9

3. Акты  применения права………………………………………………………16

Заключение……………………………………………………………………….24

Список  используемой литературы…...………………………………………26 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм с мерами воспитания, убеждения, возможностью государственного принуждения, и являются государственным  регулятором общественных отношений. Право создается для того, чтобы  быть реализованным  в поведении, деятельности людей, чтобы воплотиться  в жизнь. Через поведение участников общественных отношений достигаются те результаты, которых намерен добиться законодатель, издавая номы права. Благодаря правовому регулированию люди могут поступать так, как это предписывается нормами права. Их поведение упорядочивается, приводится в соответствие с потребностями общественного развития, общими и индивидуальными интересами граждан государства. Реализация норм права есть воплощение их предписаний в поведении людей. Требования обязательного исполнения предписаний права были четко сформулированы еще в Древнем Риме: «Dura lex, sed lex…» (Закон суров, но это – закон); «Ignorantia jures nocet…» (Незнание закона не является основанием (оправданием) его несоблюдения…); «Pereat mundum, fiat justitia…» (Пусть погибнет мир, но да свершится правосудие…). Без воплощения правовых предписаний в жизнь нормы права мертвы, иначе говоря, они теряют свое социальное назначение.

Народ с одной стороны, и государство, с другой, принимают на себя обязательство  следовать праву. Применение права необходимо для определения меры юридической ответственности за совершенное правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного, медицинского характера и др. Применение права направлено на установление конкретных правовых последствий – субъективных прав, обязанностей, ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Применение права – основная форма реализации права

Со стороны  осуществления права в поступках  граждан различаются следующие  формы реализации права:

Форма первая – соблюдение запретов, соблюдением реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом. Так, ч. 3 ст. 8 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» установлено: «Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалифицированной коллегии судей». Для соблюдения зафиксированного в данной норме запрета требуется пассивное поведение: воздержание от представления к назначению на должность судьи, если нет согласия соответствующей квалифицированной коллегии судей.

Все охранительные  нормы содержат запрет, который хотя и не формулируется прямо, логически  вытекает из смысла нормы: если за какие-то действия в санкции нормы установлена  юридическая ответственность, то очевидно, что такие действия запрещены  законодателем. Подобного рода запреты  установлены нормами Особенной  части Уголовного кодекса и нормами  Кодекса об административных правонарушениях. 

Форма вторая – исполнение обязанностей, исполнение требует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. В такой форме реализуются нормы, определяющие юридические нормы граждан, должностных лиц, государственных и общественных организаций, их органов. Например, обязанность поставщика в установленный срок поставить заказчику продукцию, уплатить налог, выполнить работу по трудовому договору и другие. Особенность этой формы реализации заключается в том, что субъекты должны, независимо от собственного желания, совершать активные действия, предусмотренные нормами права.

Форма третья - использование субъективного права направлено на осуществление правомочий лица, и, следовательно, по его усмотрению здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъективное право может быть осуществлено путем собственных фактических действий управомоченного (собственник вещи использует ее по прямому назначению), посредством совершения юридических действий (передача вещи в залог, дарение продажа и т.п.), через предъявление требования к обязанному лицу (требование к должнику вернуть долг) и форме притязания, т.е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушения права (если должник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о взыскании долга в принудительном порядке).

Особое  место занимает применение права как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.

По общему правилу основной формой реализации права судьями и другими должностными лицами государства считается применение правовых норм, содержащихся в законах  и подзаконных правовых актах.

Применение  норм права необходимо тогда, когда  вышерассмотренные формы оказываются недостаточными для полной реализации правовых норм, и требуется вмешательство в этот процесс специальных компетентных органов. Применением правовых норм занимаются компетентные органы и должностные лица и только в рамках предоставленных им полномочий. В качестве исключения по воле государства полномочиями применять отдельные законы могут быть наделены общественные органы (например, профсоюзы, применяют некоторые нормы трудового законодательства).

Применение  закона имеет место быть там, где  адресаты правовых норм не могут реализовать  своих предусмотренных законом  прав и обязанностей без своего рода посредничества компетентных государственных  органов. Нельзя, например, получить пенсию, очередное воинское звание и т.д. без разрешения компетентного органа, хотя к тому времени и были в  действительности налицо все условия, предусмотренные законом для  возникновения прав и обязанностей.

Применение права – это властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Применение  права подразделяется на такие формы, как оперативно-исполнительная и  правоохранительная деятельность.

Под оперативно-исполнительной деятельностью подразумевается организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (прием на работу, регистрация брака и т.д.) При этом применяется диспозиция норм прав, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Эта форма применения права является для современного цивилизованного государства основной, профилирующей.

Правоохранительная деятельность охватывает охрану норм права, от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям; обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем. Такая деятельность характерна, в первую очередь, для так называемых юрисдикционных органов (суд, прокуратура, инспекции), для органов контроля и арбитража.

Характерными  признаками применения норм права являются:

  • Во-первых, осуществление их только компетентными государственными органами (должностными лицами) или органами общественности по усмотрению государства. Отдельные же граждане, не являющиеся должностными лицами, специальных полномочий не имеют, и применять нормы права не могут;
  • Во-вторых, деятельность применению норм права имеет государственно-властный характер. Такова деятельность суда по осуществлению правосудия;
  • В-третьих, содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов). Эти акты относятся к определенным жизненным случаям и адресуются конкретным лицам. Например, решение исполкома о выдаче конкретному гражданину ордера на квартиру и др.
  • В-четвертых, применение норм права осуществляется в строго установленном законом порядке. Особо важное значение такой порядок имеет при применении норм уголовного гражданского права, обеспечивая последовательное проведение законности, глубокое и всестороннее рассмотрение обстоятельств конкретного юридического дела.

Существуют  определенные случаи возникновения  необходимости применения норм права.

1. Норма  права применяется компетентными  органами тогда, когда предусмотренные  юридические права и обязанности  не могут возникнуть у конкретных  лиц и реализоваться без их  государственной деятельности. Для  возникновения и реализации этих  прав и обязанностей в каждом  отдельном случае необходимо  издание компетентным органом  властного решения в отношении  конкретного лица. Например, для  того чтобы учиться в высшем  государственном учебном заведении  (реализовать свое право на  образование), необходимо решение  руководителя данного вуза о  зачислении.

2. Правоприменительная деятельность компетентных органов необходимо в том случае, когда имеются определенные препятствия для использования субъективных юридических прав гражданами или организациями. Например, гражданин приобрел на законном основании дом, а другие лица создают препятствия для реализации им права владения приобретенным им домом.

3. Необходимость  в применении норм права возникает  тогда, когда юридические обязанности  не исполняются добровольно. Например, одна организация обязалась по  договору поставлять другой организации  определенную продукцию, но не  выполнила свое обязательство.

4. Правоприменительная  деятельность всегда необходима, если совершено правонарушение, и нужно определить соответствующую меру юридического взыскания правонарушителю. Так, при совершении военнослужащими дисциплинарного проступка взыскание определяет только командир, применяя соответствующую норму дисциплинарного устава.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            2. Стадии правоприменительного процесса

 

Правоприменительная деятельность представляет собой сложный  процесс, состоящий из ряда последовательных действий – стадий. Первая стадия – установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая – выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, третья – принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление. Первые две стадии являются подготовительными, третья – заключительной, основой. На третьей стадии принимается властное решение – акт применения права. Вся правоприменительная деятельность как цельный, единый процесс разбивается на ряд стадий не ради некой самоцели, а ради  более глубокого и разностороннего познания и совершенствования правоприменительного процесса. 

1. Установление фактических обстоятельств дела (вещественные доказательства, документы, показания свидетелей и др.)

Применение  права связано с конкретными  жизненными обстоятельствами, образующими  в своей совокупности фактическую  основу разрешаемого дела. Поэтому  процесс применения права всегда начинается с установления и исследования фактических обстоятельств дела, являющихся его фактической основой, в отношении которой и применяется  юридическая норма.

Оно начинается с определения круга фактов, необходимых  для решения дела. При совершении преступления – это лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства: при возникновении гражданско-правового спора – обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и т.д. После этого приступают к сбору и процессуальному закреплению фактов, исследованию, установлению достоверности таких фактов. Они оцениваются с точки зрения истинности или ложности, их наличия или отсутствия. Очевидно, что все указанные этапы взаимосвязаны. Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому, и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами – материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места пришествия и т.д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимую фактическую ситуацию. 

Информация о работе Предмет и методология теории государства и права