Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:48, курсовая работа
Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм с мерами воспитания, убеждения, возможностью государственного принуждения, и являются государственным регулятором общественных отношений. Право создается для того, чтобы быть реализованным в поведении, деятельности людей, чтобы воплотиться в жизнь. Через поведение участников общественных отношений достигаются те результаты, которых намерен добиться законодатель, издавая номы права.
Введение….………………………………………………..………………………3
1. Применение права – основная форма реализации права.……………………………………………………………………………………..4
2.Стадии правоприменительного процесса…………………………………....9
3. Акты применения права………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы…...………………………………………26
Как правило, акт применения права оформляется в письменном виде. В некоторых случаях он может излагаться в устной форме, которая обычно протоколируется (удаление свидетелей из зала суда), либо в форме официальных знаков (жесты регулировщика и др.).
Актами применения права не являются те официальные документы, которые имеют юридическое значение, но непосредственно не порождают правоотношений (официальная справка, диплом об окончании вуза и др.).
Акты применения права многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.
По субъектам принятия они делятся на:
По характеру правового воздействия акты подразделяются и в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права, на:
По значению в правоприменительном процессе они могут быть:
По форме акты применения делятся на:
Акты применения норм права должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.
Требование обоснованности относится к фактической стороне юридического дела, к логическим выводам о доказательствах, подтверждающих или опровергающих выводы о фактах. Именно это требование, как свидетельствует практика, нарушается чаще всего (делаются ошибочные заключения относительно фактической стороны дела, например, осуждается невиновное лицо).
Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента:
Требование
целесообразности вторично по отношению
к требованию законности. Это означает
следующее. Предписание диспозиции
(санкции), как правило, допускает
известную свободу
Правоприменительные акты – документы юрисдикционного характера имеют четкую структуру и состоят из четырех частей.
Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.
В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.
Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.
В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т.д.).
Таким образом, акты применения норм права являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм.
Установление пределов действия нормативных правовых актов необходимо для правильной реализации норм права. Любой нормативный акт издается для того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории регулировать поведение определенного круга лиц. Особо важное значение этот вопрос имеет для правоохранительной деятельности компетентных органов.
Нормативные правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу. Во многих странах действуют определенные правила вступления в силу нормативных актов.
Установление
точного срока вступления в силу
нормативных актов важно
- если
самим нормативным правовым
- если
уголовные законы или акты
административного
Нормативные правовые акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:
Пределы действия нормативного правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море и в иностранных территориальных водах.
Территориальные пределы действия нормативных актов отражают суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или в конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств).
Действие
нормативных актов
Действие
по кругу лиц означает по общему
правилу распространения
Однако имеются исключения из общего правила, когда действия нормативных правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем. Некоторые национальные нормативные правовые акты вообще не распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, контракт о воинской службе).
Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.
Итак, мы
выяснили, что применение права –
это деятельность компетентных органов
по реализации правовых норм путем
вынесения индивидуально-
Она имеет ряд существенных признаков:
Во-первых, применение права – это деятельность, которую могут осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством.
Во-вторых, применение права носит государственно-властный характер.
В-третьих, правоприменительная деятельность протекает в особых, установленных нормативными актами процедурах.
В-четвертых, результатом деятельности по применению права является вынесение индивидуально-конкретных предписаний.
В-пятых правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм.
Три основные
стадии правоприменения – установление
фактических обстоятельств
На протяжении всей стадии происходит правовая квалификация – юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая к определенной юридической норме. Суть ее состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права на данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие.
Информация о работе Предмет и методология теории государства и права