Предмет и методология теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм с мерами воспитания, убеждения, возможностью государственного принуждения, и являются государственным регулятором общественных отношений. Право создается для того, чтобы быть реализованным в поведении, деятельности людей, чтобы воплотиться в жизнь. Через поведение участников общественных отношений достигаются те результаты, которых намерен добиться законодатель, издавая номы права.

Содержание работы

Введение….………………………………………………..………………………3
1. Применение права – основная форма реализации права.……………………………………………………………………………………..4
2.Стадии правоприменительного процесса…………………………………....9
3. Акты применения права………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы…...………………………………………26

Файлы: 1 файл

_primenenie_prava.docx

— 52.78 Кб (Скачать файл)

Как правило, акт применения права оформляется  в письменном виде. В некоторых  случаях он может излагаться в  устной форме, которая обычно протоколируется (удаление свидетелей из зала суда), либо в форме официальных знаков (жесты  регулировщика и др.).

Актами  применения права не являются те официальные  документы, которые имеют юридическое  значение, но непосредственно не порождают  правоотношений (официальная справка, диплом об окончании вуза и др.).

Акты  применения права многообразны и  могут быть классифицированы по различным  основаниям.

По субъектам принятия они делятся на:

  • Акты представительных органов государственной власти (например, постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ);
  • Акты органов государственного управления (например, приказ об увольнении конкретного лица);
  • Акты судебных органов (например, приговор суда);
  • Акты контрольно-надзорных органов (например, постановление санитарной инспекции о наложении штрафа);
  • Акты органов местного самоуправления (например, распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации).

По характеру правового воздействия акты подразделяются и в зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права, на:

  • Регулятивные акты обеспечивают реализацию диспозиций регулятивных норм и властно подтверждают или определяют права и обязанности сторон;
  • Охранительные акты обеспечивают реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности.

По значению в правоприменительном процессе они могут быть:

  • Вспомогательными (например, определение суда о назначении экспертизы);
  • Основными (например, решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии).

По форме акты применения делятся на:

  • Имеющие вид отдельного документа (например, приговор суда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому);
  • Форму резолюции на других материалах дела (например, утверждение прокурором обвинительного заключения, резолюция о передаче материалов проверки в следственные органы);
  • В наиболее простых случаях – устный вид (например, наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте).

Акты  применения норм права должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.

Требование обоснованности относится к фактической стороне юридического дела, к логическим выводам о доказательствах, подтверждающих или опровергающих выводы о фактах. Именно это требование, как свидетельствует практика, нарушается чаще всего (делаются ошибочные заключения относительно фактической стороны дела, например, осуждается невиновное лицо).

 Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента:

  1. Соблюдение компетентным органом или должностным лицом, рассматривающим дело, требований подведомственности, подсудности и т.д.;
  2. Строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор доказательств, процедуру рассмотрения и т.д.;
  3. Правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном случае;
  4. Вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Требование  целесообразности вторично по отношению  к требованию законности. Это означает следующее. Предписание диспозиции (санкции), как правило, допускает  известную свободу правоприменителя в выборе решения. Но эта свобода ограничена требованием целесообразности, которое проявляется по-разному в зависимости от особенностей дела и выражается в соблюдении принципов справедливости, эффективности, учета материального положения сторон, индивидуализации ответственности и др. Например, избирая меру наказания в пределах санкции уголовного закона, суд должен учитывать тяжесть содеянного, степень вины подсудимого, отягчающие и смягчающие ответственность обстоятельства. Нецелесообразность решения о мере ответственности может выражаться в чрезмерно суровом или слишком мягком наказании. Такой приговор может быть соответственно изменен или отменен вышестоящей судебной инстанцией.

Правоприменительные акты – документы юрисдикционного  характера имеют четкую структуру  и состоят из четырех частей.

Вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу.

В описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия.

Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель.

  В резолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностях сторон, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т.д.). 

Таким образом, акты применения норм права являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм.

Установление  пределов действия нормативных правовых актов необходимо для правильной реализации норм права. Любой нормативный  акт издается для того, чтобы в  установленный промежуток времени  на определенной территории регулировать поведение определенного круга  лиц. Особо важное значение этот вопрос имеет для правоохранительной деятельности компетентных органов.

Нормативные правовые акты начинают действовать  с момента вступления их в силу. Во многих странах действуют определенные правила вступления в силу нормативных  актов.

  1. Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом.
  2. Акт начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. В России, например, законодательные акты вступают в силу на всей территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании законодательной власти. Нормативные акты центральных ведомств вводятся в действие с момента их принятия или после получения адресатами. Вступление в силу решений представительных органов на местах, решений и распоряжений местной администрации, приказов руководителей предприятий, организаций, учреждений наступает практически с момента их принятия.
  3. Нормативный правовой акт вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие.

Установление  точного срока вступления в силу нормативных актов важно потому, что именно с этого момента  их предписания подлежат исполнению. Например, постановления и распоряжения правительства, носящие нормативный  характер, приобретают силу с того срока, который в них указан. Такой  порядок установлен в большинстве  государств. Если же такое указание отсутствует, то они вступают в силу с момента их принятия. Новый нормативный  правовой акт распространяет свое действие только на те отношения, которые имеют  место после его вступления в  силу. Обратной силы он не имеет. Данный принцип означает, что предписания  нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли и  существовали до его издания. Такое  положение является надежной гарантией  обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания прочного правопорядка. Исключения из указанного принципа допускаются  только в двух случаях:

- если  самим нормативным правовым актом  устанавливается его обратная  сила;

- если  уголовные законы или акты  административного законодательства  смягчают наказание или вообще  устраняют наказуемость деяния.

Нормативные правовые акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

  1. По истечении срока действия акта, когда такой срок был специально установлен;
  2. В связи с изданием нового нормативного акта, заменившего ранее действующий акт;
  3. На основании прямого указания конкретного органа об отмене данного нормативного акта.

Пределы действия нормативного правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его  предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и  воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море и в иностранных территориальных водах.

Территориальные пределы действия нормативных актов  отражают суверенитет государства  и его юрисдикцию. Иностранное  законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или в конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств).

Действие  нормативных актов распространяется, как правило, на территорию, которая  подведомственна органу, их издавшему. Так, нормативные акты субъектов  федеративного государства действуют  лишь на их территории; акты местных  органов государства – на территории района, префектуры, города, земли и  т.п. Но и нормативные акты, издаваемые высшими органами государственной  власти Российской Федерации, могут  распространять свое действие только на определенную часть страны, если соответствующий орган это прямо  оговорит при принятии конкретного  нормативного акта.

Действие  по кругу лиц означает по общему правилу распространения нормативных  требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Законы и  другие нормативные акты на территории государства действуют применительно  ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.

Однако  имеются исключения из общего правила, когда действия нормативных правовых актов по кругу лиц не совпадают  с их действием по территории. Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной  ответственности, вызываться в суд  для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается  дипломатическим путем. Некоторые  национальные нормативные правовые акты вообще не распространяются на иностранных  граждан и  лиц без гражданства (например, акты о выборах в органы государства, контракт о воинской службе).

Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан должностных лиц  данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Заключение

Итак, мы выяснили, что применение права –  это деятельность компетентных органов  по реализации правовых норм путем  вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Она имеет  ряд существенных признаков:

Во-первых, применение права – это деятельность, которую могут осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством.

Во-вторых, применение права носит государственно-властный характер.

В-третьих, правоприменительная деятельность протекает в особых, установленных нормативными актами процедурах.

В-четвертых, результатом деятельности по применению права является вынесение индивидуально-конкретных предписаний.

В-пятых правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм.

Три основные стадии правоприменения – установление фактических обстоятельств дела, определение юридической основы дела и вынесение решения по делу, имеют результатом вынесение  правоприменительного акта, главное  отличие которого от нормативно-правового  акта в том, что в правоприменительных  актах содержатся индивидуально-конкретные предписания, а в нормативно-правовых – нормы права, то есть предписания  общего характера.

На протяжении всей стадии происходит правовая квалификация – юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая к определенной юридической норме. Суть ее состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая  норма права на данный случай, подпадает  ли этот случай под ее действие.

Информация о работе Предмет и методология теории государства и права