Предмет и методология теории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм с мерами воспитания, убеждения, возможностью государственного принуждения, и являются государственным регулятором общественных отношений. Право создается для того, чтобы быть реализованным в поведении, деятельности людей, чтобы воплотиться в жизнь. Через поведение участников общественных отношений достигаются те результаты, которых намерен добиться законодатель, издавая номы права.

Содержание работы

Введение….………………………………………………..………………………3
1. Применение права – основная форма реализации права.……………………………………………………………………………………..4
2.Стадии правоприменительного процесса…………………………………....9
3. Акты применения права………………………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы…...………………………………………26

Файлы: 1 файл

_primenenie_prava.docx

— 52.78 Кб (Скачать файл)

Сбор  доказательств может быть сложнейшей юридической деятельностью (например, предварительное следствие по уголовному делу), а может и сводится к  представлению заинтересованным лицом  необходимых документов. Например, гражданин, имеющий право на пенсию, обязан представить в комиссию по назначению пенсии, подтверждающие это  право документы: о возрасте, стаже  работы, заработной плате и др.

К доказательствам, с помощью которых устанавливаются  фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости и полноты.

Требование относимости означает принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, т.е. способствуют установлению именно тех фактических обстоятельств, с которыми применяемая норма права связывает наступление юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственности). Например, в соответствии с п. 3 ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации «Свидетель обязан сообщить арбитражному суду сведения по существу рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы арбитражного суда и лиц, участвующих в деле».

Требование допустимости гласит, что должны использовать лишь определенные процессуальными законами средства доказывания. Например, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), для установления причин смерти и характера телесных повреждений обязательно проведение судебной экспертизы (ст. 196 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

  Требование полноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение является основанием к отмене или изменению решения суда, приговора.

Установление  фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным. От этого зависит правильность применения норм права.

Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для  решения дела, обычно проводятся с  помощью определенных юридических  средств, в установленных законом  формах и порядке. Зачастую в законе указывается, какие источники сведений и в каком процессуальном порядке  могут быть использованы в качестве доказательств по делу (например, в  уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном законодательствах).

Правоприменительными  органами исследуются не все абсолютно  факты, характерные для данного  случая, а только те, которые имеют непосредственное отношение к решению юридического дела.

2. Выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам.

После установления юридического значения рассмотренных  обстоятельств дела начинается вторая стадия применения норм права. На этой стадии правоприменительного процесса дается правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, то есть решается вопрос, какая норма права распространяется на данный случай, подпадает ли этот факт под ее действие.

Установление  юридической основы дела начинается с выбора нормы права, подлежащей применению. Выбрать (найти) норму (нормы) – значит дать правовую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дела. В чем тут трудности?

Основная  трудность заключается в том, что далеко не всегда подлежит применению норма, гипотеза которой охватывает фактическую ситуацию. Для устранения сомнений необходимо проанализировать выбранную норму, установить действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Например, определяя действие закона во времени, надо соблюдать следующие правила: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» (ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации); «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 Конституции Российской Федерации); «Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом» (ч. 1 ст. 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации) и т.д. 

Юридическая квалификация облегчает работу правоприменителя по уяснению круга подлежащих установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те, которые предусмотрены  в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой ситуации – когда  начинают «подгонять» факты под  гипотезу избранной нормы. В юридической  практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.

Тесная  связь и взаимообусловленность  правовых норм предопределяют необходимость  выбора в ряде случаев не одной, а  нескольких норм, которые дополняют, развивают и корректируют друг друга  и лишь в комплексе создают  правовую основу для решения конкретного  дела. При выборе нормы важно также учитывать общие предписания и нормативные принципы соответствующего правового института или отрасли права.

Анализ, толкование избранной нормы права  предполагает обращение к официальному тексту соответствующего нормативного акта, ознакомление с возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции, а также с официальными разъяснениями смысла содержания применяемой  нормы. Анализ закона необходим также  для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям  диспозиции (санкции) применяемой нормы. 

Далее необходимо установить подлинность (достоверность) ее текста сточки зрения законности, проверить, не допущены ли в тексте ошибки, не изменена ли данная форма. При этом следует  пользоваться официальным текстом нормативного акта, опубликованного в официальных источниках, его последней редакцией со всеми изменениями и дополнениями на день применения нормы права, например в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете», кодексах.

Работники правоприменительных органов часто  пользуются различного рода сборниками законодательства, справочниками, составленными  издательствами, фирмами, информационными  изданиями ведомств и другими  неофициальными материалами. Обычно пользование  такими текстами не вызывает каких-либо недоразумений. Однако на неофициальные  издания не распространяется презумпция (предположение) их полного соответствия оригиналу акта и, следовательно, в  каждом конкретном случае их использования  следует сличать эти издания  с официальными источниками. Во избежание  нарушений законности недопустимо  основываться при применении права  на изданиях, лишь перелагающих содержание нормативных актов.   

В некоторых  случаях в процессе выбора норм обнаруживается, что один и тот же вопрос регулируют две или более формально действующие  нормы несовпадающего или даже противоречивого  содержания. Это называется коллизия норм. Способы разрешения коллизии норм сводятся к следующему:

  1. Если коллизирующие нормы исходят из разных правотворческих органов, то применяется норма, исходящая от вышестоящего органа;
  2. Если такие нормы приняты одним органом, то применяется норма, изданная позднее.

Далее правоприменительный  орган должен определить, не противоречит ли выбранная норма закону и другим нормативным актам. Анализ выбранной правовой нормы включает тщательную проверку ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:

    • Действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело;
    • Действует ли она на территории, где это дело должно быть разрешено;
    • Распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

На этой стадии завершается процесс изучения конкретной нормы. В ходе анализа (толкования) устанавливается действительный смысл  нормы, содержания государственной  воли, выраженной в ней.

3. Вынесения решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций.

Это главная, решающая и наиболее ответственная  стадия применения права. Именно в принятии на основе нормы права, имеющего официальное  значение индивидуального акта властного  характера (решение суда и т.д.), проявляется  применение права в собственном  смысле слова, в то время как все  предшествующие стадии подготавливают условия для окончательного решения. Перед вынесением конкретного решения  необходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно и  с достаточной полнотой, что принимаемая  норма права относится именно к данному случаю. На основании  такого убеждения компетентный орган  выносит властное решение. Будучи творчески  организующей деятельностью, вынесение  решения, определяя судьбу дела, не может ограничиваться чисто формальным подведением жизненных обстоятельств  под общие требования норм.

Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций осуществляется или сразу после вынесения  решения (например, оглашение приговора  либо решения суда), или позже. В  каких бы формах доведения решения  до сведения не проводилось, оно обязательно  должно иметь место. Государственные  органы, организации и граждане должны знать обо всех правовых решениях, прямо касающихся их.

Вынесение решения по делу нужно рассматривать  в двух аспектах.

Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий – прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.

Во-вторых, решение по делу представляет собой  документ – акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

Правоприменительное решение играет особую роль в механизме  правового регулирования. Ранее  уже отмечалось, что юридические  нормы и возникающие на их основе субъективные права и юридические  обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения, однако последняя реализуется именно по индивидуальному правоприменительному решению, поскольку эти решения  могут быть исполнены в принудительном порядке.

Возможность принудительного исполнения актов  применения права обусловливает  их особенности и предъявляемые  к ним требования обоснованности и законности.

На этом процесс применения нормы права  заканчивается – начинается реализация акта применения нормы права, конкретных прав и обязанностей, определенных этим актом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            3. Акты применения права

Деятельность  компетентных органов завершается  изданием  акта применения нормы  права.

Акт применения нормы права – это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа или должностного лица, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

Характерными  для акта применения нормы права  являются следующие черты:

1. Акт применения нормы права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства. Так, осуществлением решений по гражданским делам занимаются судебные приставы. Исполнением приговоров по уголовным делам ведают соответствующие учреждения Министерства юстиции Российской Федерации. Например, решения суда о возвращении гражданином взятой во временное пользование вещи обязательно для исполнения. Если это требование будет нарушено, гражданин несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он судим.

2. Акт применения – это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется. Этим он отличается от нормативных правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. Нормативные правовые акты рассчитаны на не однократное применение. Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. Они только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациям и имеют разовое значение. Акты применения права не являются источниками права и в сборники законодательства не включаются;

3. Правоприменительные акты должны быть законными, выноситься на основании закона, опираться на определенные нормы права. Это значит, что, например, за совершенное преступление наказание выносится только на основании норм уголовного права. Если акт применения не соответствует закону, он должен быть отменен;

4. Акты применения норм права издаются в установленной законом форме и имеют точное наименование. Законом строго определен порядок издания и оформления индивидуальных актов. К примеру, акты, принимаемые правоохранительными органами (судами, органами прокуратуры и т.п.), должны иметь следующие обязательные элементы: в начале акта дается точное его наименование (приговор, приказ, постановление и т.д.), а в необходимых случаях предусматривается и самостоятельный заголовок. Другие необходимые атрибуты акта – дата и место издания, указание полного наименование органа, издавшего акт, подписи лица или лиц, официально уполномоченных принимать акты подобного рода. Изложение содержания акта обычно распадается на три части - описательную, где излагаются фактические обстоятельства дела, мотивировочную, дающую обоснование принятого решения, и резолютивную, в которой излагается содержание решения.

Информация о работе Предмет и методология теории государства и права