Преступление против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 21:26, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является изучение особенностей преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, в том числе роли и значения случайных обстоятельств, а также определение их уголовно-правового значения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Исторический опыт правовой регламентации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, понятие и место в действующем уголовном законодательстве
1.1 История развития отечественного законодательства, регламентирующего безопасность движения и эксплуатацию транспорта
1.2 Понятие преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Глава II. Юридический состав объективных и субъективных признаков состава преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
2.1 Объективные признаки состава преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
2.2 Субъективные признаки состава преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Глава III. Квалифицирующие признаки преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта и разграничение указанного преступления
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

вариант 2 уголовка.docx

— 151.03 Кб (Скачать файл)

Неосторожная форма вины исключает институт соучастия в преступлении.[144] Поэтому совместное выполнение двумя и более лицами состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, следует рассматривать как неосторожное сопричинение. Так как институт неосторожного сопричинения не нашел своего выражения в уголовном законе, то деяние каждого из сопричинителей следует квалифицировать по ст. 264 УК РФ отдельно.

В данном случае суд обязан указать в приговоре, какие именно правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, явившихся причиной наступления общественно опасных последствий, были нарушены каждым из субъектов.

Таковы основные проблемы квалифицирующих признаков преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, и некоторых вопросов разграничения.

Заключение

В заключении мы излагаем основные выводы и предложения, сформулированные в ходе исследования:

1. Норма, предусматривающая  уголовную ответственность за  нарушение правил дорожного движения  или эксплуатации транспортных  средств, является одним из важнейших  средств предупреждения дорожно-транспортных  происшествий.

2. Непосредственный объект  преступления, закрепленного в ст. 264 УК РФ, следует понимать как  совокупность общественных отношений, обеспечивающих защищенность участников  дорожного движения от причинения  вреда жизни или здоровью. В  качестве дополнительного объекта  преступления выступают общественные  отношения, охраняющие жизнь и  здоровье человека.

3. Законодатель в ст. 264 УК РФ в качестве предмета  преступления обозначил механические  транспортные средства, исключив, таким  образом, из предмета двух- или  трехколесные транспортные средства, приводимые в движение двигателем  с рабочим объемом не более 50 см и имеющие максимальную  конструктивную скорость не более 50 км/час. В связи с тем, что  транспортные средства, не относящиеся  к числу механических, также осуществляют дорожное движение, то нарушение водителями данного транспорта правил безопасности дорожного движения может повлечь совершение дорожно-транспортного происшествия и наступление последствий, указанных в ст. 264 УК РФ. На этом основании в ст. 264 УК РФ должна закрепляться ответственность лиц, управляющих всеми видами транспортных средств, осуществляющих дорожное движение.

4. В теории уголовного  права России под общественно  опасным деянием преступления, предусмотренного  ст. 264 УК РФ, общепринято понимать  нарушение правил дорожного движения  или эксплуатации транспортных  средств. Таковое понимание деяния  является абстрактным и не  отображающим сущности данного  преступления, так как охватываются  не только общественные отношения, связанные с движением дорожно-транспортных  средств, но и иные отношения  не связанные с дорожным движением. Кроме того, понятие управления  транспортным средством, используемое  законодателем в диспозиции ч. 1 ст. 264 УК РФ, следует рассматривать  не как свойство субъекта преступления, а как составную часть общественно  опасного деяния. Таким образом, общественно опасным деянием  этого преступления является  управление транспортным средством  с нарушением правил безопасности  дорожного движения.

4. Причинная связь в  преступлении, закрепленном в ст. 264 УК РФ, может быть как простой (деяние - последствие), так и сложной (деяние - промежуточный результат - последствие). Лицо, нарушившее правила  дорожного движения и эксплуатации  транспортных средств, может создать  аварийную ситуацию на дороге, в результате другие водители, уклоняясь от аварии, сами нарушают  порядок движения и в результате  причиняют вред здоровью третьим  лицам или себе. Таким образом, причинная связь вполне может  представлять двухзвенный характер: одно нарушение порождает другое, а другое в свою очередь  порождает общественно опасное  последствие. Поэтому в случае  установления сложной причинной  связи между нарушением правил  дорожного движения или эксплуатации  транспортных средств и тяжкими  последствиями данное происшествие  следует квалифицировать как  единое преступление, предусмотренное  ст. 264 УК РФ.

5. При квалификации преступления  по ч. 3 ст. 264 УК РФ следует учитывать, что гибель всех потерпевших  должна находиться в причинной  связи с одним общественно  опасным деянием.

6. Разграничение преступного  нарушения правил дорожного движения  или эксплуатации транспортных  средств с преступлениями, посягающими  на безопасность трудовой или  производственной деятельности, следует  проводить на основании того, какие правила были нарушены: правила дорожного движения (эксплуатации  транспортных средств) или правила  безопасного осуществления трудовой  деятельности.

7. Проблема нарушения  правил дорожного движения или  эксплуатации транспорта является  комплексной. Она не должна замыкаться  в рамках только технических  наук. Использование правового, криминологического  потенциала, достижения демографии, социологии, психологии и других  общественных наук позволяет  взглянуть на нее более объемно, учитывая при этом и реалии  научно-технического прогресса.

8. Современное состояние  преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, характеризуется ежегодным  экспоненциальным приростом количества  соответствующих противоправных  посягательств, а также увеличением  тяжести их последствий, предусмотренных  уголовным законом.

9. Объективными детерминантами  преступного нарушения правил  дорожного движения или эксплуатации  транспорта являются состояние  автотранспортного средства и  дороги, конфигурация дороги, погодные  условия, динамичность смены дорожной  обстановки, действия третьих лиц - переходов, ремонтных работников, сотрудников правоохранительных  органов и др.

Кроме того, объективными условиями преступного нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств являются факторы гелиоактивности, снижающие надежность психофизиологических свойств водителей транспортных средств.

10. Факторами субъективного  характера, детерминирующими совершение  преступного нарушения правил  дорожного движения или эксплуатации  транспортных средств, являются  управление транспортным средством  в состоянии опьянения; низкий  уровень правосознания водителей; недостатки в организационно-управленческой  работе администрации организаций, предприятий или учреждений, в  которых имеются автохозяйства; низкоэффективная деятельность  специализированных автошкол, осуществляющих  подготовку водителей; пробелы во  взаимодействии подразделений ГИБДД  МВД России с представителями  средств массовой информации.

11. Социально-демографическая, уголовно-правовая и нравственно-психологическая  характеристика личности водителей, совершивших преступное нарушение  правил дорожного движения или  эксплуатации транспорта, дают достаточно  оснований для того, чтобы утвердиться  в выводе о том, что преступление  детерминирует не ситуация, не  стечение случайных моментов, а  поведение лица, допустившее невнимательность, беспечность, неправильную оценку  ситуации, несвоевременное, неверное, неумелое реагирование на возникшую  опасность при движении по  дороге.

12. При сопоставлении криминологической  характеристики лиц, виновных в  совершении автотранспортных преступлений, с данными, характеризующими лиц, совершивших иные, в том числе  и умышленные преступления, отчетливо  просматриваются общие закономерности, тенденции, качества. Они связаны  с возрастом, образованием, предшествующим  поведением, уровнем правосознания, отношением к труду, совершенному  деянию и рядом других социально-психологических  качеств.

Эти закономерности весьма перспективно учитывать при определении мероприятий по предупреждению рассматриваемых преступлений, а также форм и методов профилактического воздействия на личность водителя-правонарушителя.

13. Диапазон социальных  и организационных мер по предупреждению  преступного нарушения правил  дорожного движения или эксплуатации  транспорта достаточно широк. При  этом расширение роли уголовно-правовых  норм в предупреждении соответствующих  преступлений нуждается в принятии  законодателем и дальнейшем обеспечении  их фактического выполнения.

14. Деятельность органов  правоохранительных органов в  сфере предупреждения преступного  нарушения правил дорожного движения  или эксплуатации транспортных  средств должна включать в  себя комплекс мер, связанных  с правовыми, социальными, организационными, управленческими и другими мерами. Данный комплекс должен включать  в себя следующие меры:

- деятельность по оценке  качества работы школ и курсов, занимающихся подготовкой автолюбителей, введением специальных курсов  повышения водительской квалификации;

- улучшение информирования  участников дорожного движения  об особенностях конкретных участков  дорог, внедрение новых, более современных  технических средств активной  безопасности, повышение общего  уровня организации дорожного  движения.

- осуществление индивидуально-профилактической  работы с лицами, допускающими  систематическое совершение административных  правонарушений в области дорожного  движения;

- активизация взаимодействия  со средствами массовой информации  в осуществлении правовой пропаганды  и популяризации правил дорожного  движения;

- деятельность по реорганизации  медико-профилактических мероприятий, связанных с обследованием водителей  на автопредприятиях, проводимые  во время предрейсовых медицинских  осмотров.

Список использованной литературы

I. Нормативные  правовые акты и судебная практика

1. Конституция Российской  Федерации 1993 г. – М.: Норма-Пресс, 2002. – 48 с.

2. Уголовно-процессуальный  кодекс Российской Федерации: Принят  Госдумой 22 ноября 2001. Одобрен Советом  Федерации 5 декабря 2001 г. – СПб: Юрид. центр Пресс, 2002 г. – 1009 с.

3. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях (Ко-АП).

4. Федеральный закон "О  безопасности" от 5 марта 1992 года.

5. Федеральный закон Российской  Федерации от 10 декабря 1995 года "О  безопасности дорожного движения".

6. Федеральный закон от 25 июня 1998 года "О внесении изменений  и дополнений в Уголовный Кодекс  Российской Федерации".

7. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года "О внесении изменений  и дополнений в Уголовный кодекс  Российской Федерации".

8. Указ Президента Российской  Федерации от 15 июня 1998 года "О  дополнительных мерах по обеспечению  безопасности дорожного движения".

9. Постановление Пленума  Верховного Суда РФ от 22 октября 1969 года № 50 "О судебной практике  по делам о преступлениях, связанных  с нарушением правил безопасности  движения и эксплуатации транспортных  средств, а также с их неправомерным  завладением без цели хищения (ст. 211, 2112, 1481 УК РСФСР)".

10. Постановление Пленума  Верховного Суда СССР от 6 октября 1970 года № 11 "О судебной практике  по делам об автотранспортных  преступлениях".

11. Постановление Правительства  Российской Федерации от 31 июля 1998 года "О порядке проведения  государственного технического  осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации".

12. Постановление Правительства  Российской Федерации от 30 июля 1994 года "О порядке оперативного  управления федеральным дорожным  фондом Российской Федерации".

13. "Правила государственного  учета показателей состояния  безопасности дорожного движения  органами внутренних дел Российской  Федерации", утвержденные Постановлением  Правительства РФ от 6 августа 1998 года.

14. Правила движения по  улицам городов, населенных пунктов  и дорогам СССР. – М.: Юрид. лит., 1967.

15. "Правила дорожного  движения", утвержденные Постановлением  Совета Министров РФ от 23 октября 1993 года.

16. "Правила сдачи квалификационных  экзаменов и выдачи водительских  удостоверений", утвержденные Постановлением  Правительства РФ от 8 июля 1997 года.

17. "Правила учета дорожно-транспортных  происшествий", утвержденные Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 29 июня 1995 года.

18. Правила судебно-медицинской  экспертизы тяжести вреда здоровью (Приложение 2 к приказу Минздрава  РФ от 10 декабря 1996 г. № 407 «О введении  в практику правил производства  судебно-медицинских экспертиз» (в  ред. Приказа Минздрава РФ от 05.03.1997 № 61) // Медицинская газета, 1997. 21 марта.

19. Правила государственного  учета показателей состояния  безопасности дорожного движения  органами внутренних дел РФ, утвержденные  Постановлением Правительства РФ  от 6 августа 1998 // Электронная справочная  система «Гарант».

20. "Наставление о работе  дорожно-патрульной службы Государственной  инспекции безопасности дорожного  движения Министерства внутренних  дел Российской Федерации", утвержденное  приказом МВД России от 20 апреля 1999 года.

21. О мерах по предотвращению  дорожно-транспортных происшествий  на железнодорожных переездах  и оказанию помощи семьям погибших  и пострадавшим 26 сентября 1996 года  на железнодорожном переезде. Постановление  Правительства Российской Федерации  от 1 октября 1996 г. № 1160.

22. "Положение об обеспечении  безопасности дорожного движения  в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров  и грузов", утвержденное приказом  Минтранса России от 9 марта 1995 года.

23. "Правила производства  судебно-медицинских экспертиз: Приложение 2", утвержденное приказом Минздрава  РФ от 10 декабря 1996 года.

24. Приказ Минздрава СССР  от 4 января 1983 года "О профилактике  дорожно-транспортных происшествий  и совершенствовании системы  оказания медицинской помощи  пострадавшим при дорожно-транспортных  происшествиях".

Информация о работе Преступление против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств