Преступление против государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности и проанализировать преступления, совершаемые против государственной власти, для совершенствования действующих законодательных норм и правоприменительной практики.
Реализация указанной цели потребовала решения следующих задач:
рассмотреть историю развития уголовного законодательства в сфере преступлений против государственной власти;
дать общую криминологическую и уголовно-правовую характеристику преступлениям против государственной власти;
проанализировать юридический состав указанных преступлений;
выявить и проанализировать виды преступлений против государственной власти, а также определить проблемы, связанные с такой классификацией;
рассмотреть проблемные вопросы уголовной ответственности в рамках исследуемой темы;
- разработать методические рекомендации по проведению урока по уголовному праву.

Файлы: 1 файл

вопрос 2.docx

— 88.79 Кб (Скачать файл)

Так, например, Ю.Ю. Бышевский классифицирует преступления против правосудия, которые посягают на: авторитет государственной власти; нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления; установленный порядок ведения, пользования, обращения официальной документации; неприкосновенность государственной границы.

А.В. Кладков в зависимости от непосредственного объекта преступления против порядка управления подразделяет на следующие виды:

посягательства на представителей власти и иных лиц в связи с управленческой деятельностью государственных органов;

посягательства на неприкосновенность государственной границы Российской Федерации;

посягательства на порядок обращения официальных документов и государственных наград;

посягательства на порядок призыва на военную и альтернативную гражданскую службу;

посягательства на авторитет Государственного герба и Государственного флага Российской Федерации;

посягательства на порядок осуществления оспариваемых прав.

Мы полагаем, что исходя из непосредственного объекта, преступления против порядка управления можно классифицировать на следующие три группы преступлений:

посягающие на нормальную управленческую деятельность;

посягающие на установленный режим и неприкосновенность государственной границы;

посягающие на установленный порядок обращения официальной документации.

Представляется, что предложенная классификация преступлений против порядка управления является наиболее предпочтительной, так как она позволяет учитывать особенность включенных законодателем в главу 32 УК РФ преступлений, их правовую природу, механизм причинение вреда отношениям, складывающимся в процессе принятия управленческих решений.

 

Таким образом, как результат криминологической характеристики преступлений против государственной власти необходимо отметить следующее.

 

1. В период реформирования  российской экономики количество  зарегистрированных преступлений  против государственной власти  выражается в следующих цифрах. Так, в 2008 году было зарегистрировано 20 444 преступления против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах  местного самоуправления, что на 12,7% выше уровня 1998 года. В общем  массиве зарегистрированной преступности  удельный вес рассматриваемой  группы преступлений составил 5,4%. В период 1998-2008 гг. суммарно общее  число выявленных преступлений  против правосудия составило 39394, в число выявленных лиц, совершивших  преступления, - 24861. Число же преступлений  против правосудия специальных  субъектов за этот же период  оказалось равным 1875, а число выявленных  специальных субъектов - 951.

 

2. Изучение личности преступника, совершающего преступление против  государственной власти, показало, что данное преступление в  подавляющем большинстве случаев  совершают мужчины, женщины. Образовательный  уровень лиц, совершивших преступление  против государственной власти, свидетельствует о повышении  числа осужденных, имеющих высшее  и среднеспециальное образование.

 

3. Причины роста числа  преступлений против государственной  власти исследователи видят в  экономических, социальных и нравственных  изменениях, вседозволенности и  бесконтрольности, в забвении традиций  и ложном понимании демократических  принципов общежития. А также  в том, что централизованной системе  противостоит скрытая, тайная и  опытная сила, которая постепенно  врастает в официальные учреждения  и организации, парализуя их деятельность  или подчиняя их себе.

 

Итак, анализ нормативно-правовых актов и опубликованной литературы, касающихся ретроспективной и криминологической характеристики преступлений против государственной власти позволяет сформулировать следующие выводы:

 

1. В истории российского  законодательства одно из первых  упоминаний об уголовной ответственности  за должностные преступления  в Псковской грамоте и Судебниках 1497 и 1550 гг.

 

2. В развитии законодательства  о государственных преступлениях  можно выделить следующие этапы:

 

первый этап, закрепленный в Судебниках 1497 и 1550 гг.,

 

второй этап нашел отражение в законодательстве конца XIX - начале XX вв.,

 

третий этап выражен декретами и постановлениями власти,

 

четвертый этап - закрепление преступлений против государственной власти в УК РСФСР,

 

пятый этап - отражение указанного вида преступлений в ныне действующем УК РФ.

 

3. Исследование показало, что за преступления против  государственной власти в различные  исторические периоды назначалось  самое строгое наказание, часто  смертная казнь.

 

4. По данным правовой  статистики за последние десять  лет количество ежегодно совершаемых  в России преступлений против  государственной власти стабилизировалось  на достаточно высоком уровне  и занимает четвертую часть  в общей структуре преступности.

 

5. Общественная опасность  преступлений против государственной  власти состоит в том, что в  результате их совершения нарушается  нормативная, регламентированная законом  деятельность аппарата законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления.

 

Преступления подобного рода подтачивают основы власти и управления, дискредитируют и подрывают их авторитет в глазах населения, ущемляют конституционные права и интересы граждан, разрушают демократические устои и правопорядок, извращают принципы законности, препятствуют проведению социально-экономических реформ в обществе.

 

6. Большинство преступлений  против государственной власти  в Российской Федерации совершают  мужчины, женщины. Образовательный  уровень лиц, совершивших преступление  против государственной власти, свидетельствует о повышении  числа осужденных, имеющих высшее  и средне-специальное образование. для большинства лиц, совершивших  преступления в рассматриваемой  сфере, характерен заранее обдуманный  умысел.

 

7. Причинами роста количества  преступлений против государственной  власти являются: экономические, социальные  и нравственные изменения, вседозволенность  и бесконтрольность, забвение традиций  и ложное понимание демократических  принципов общежития; коррумпированность  представителей государственных  органов, сращивание их с организованными  преступными формированиями.

2. Современная правовая  регламентация уголовной ответственности  за преступления против государственной  власти

2.1 Общая характеристика  преступлений против государственной  власти

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, традиционно именуются должностными преступлениями и представляют собой уголовно-правовое проявление коррупции. Будучи многогранным, социально сложным и во многом объективно обусловленным явлением, коррупция с точки зрения правового регулирования требует комплексного подхода, в рамках которого меры уголовного права должны занимать ведущую, но не единственную роль. Опасность коррупционных проявлений емко описана в преамбуле европейской Конвенции, где отмечается, что коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает основы надлежащего государственного управления, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических интересов и моральным устоям общества. Отметим, что наша страна по уровню коррупции занимает одно из первых мест в мире: по некоторым оценкам, в этом отношении Россия стоит в одном ряду с такими государствами, как Колумбия.

В данном параграфе мы рассмотрим некоторые составы преступлений, относящиеся к посягательствам на государственную власть. К сожалению, в рамках данной работы не представляется проанализировать все составы преступлений, касающихся исследуемой проблемы, поэтому мы остановимся лишь на некоторых из них.

Отметим, что нормы главы 30 УК РФ посвящены установлению преступности и наказуемости деяний, которые представляют собой нарушения нормальной деятельности публичной власти и ее органов. Эти нарушения совершаются внутри, т.е. самими субъектами властных полномочий, поэтому они обладают повышенной опасностью.

Преступления против государственной службы и службы в органах местного самоуправления - это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, совершаемые вопреки интересам публичной службы с использованием виновным служебного положения либо связанные с неисполнением своих служебных обязанностей, что создает непосредственную угрозу правам и законным интересам граждан, организаций, общества и государства.

Видовым объектом этих преступлений является совокупность общественных отношений, обеспечивающих правильную, т.е. соответствующую закону деятельность властного публичного аппарата - органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также органов управления в Вооруженных Силах.

В названии главы 30 УК РФ говорится о направленности этих преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Отметим, что в соответствии с ФЗ от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных органов государственной власти Российской Федерации, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Непосредственным объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения отдельных составляющих правильного функционирования властного публичного аппарата.

Заметим, что с объективной стороны одни из рассматриваемых преступлений характеризуются действиями, другие - как действиями так и бездействием. Так, только в форме действия могут совершаться такие преступления, как дача взятки, превышение должностных полномочий. Такие преступления, как отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной Палате РФ, халатность могут быть совершены и бездействием.

Характеризуя действие или бездействие как признак объективной стороны должностного преступления, необходимо отметить, что оно:

связано со служебной или иной имеющей публичное значение деятельностью лица и в этом смысле совершается альтернативно;

совершается вопреки интересам службы.

Суть первого признака в том, что сама возможность совершения указанных в законе деяний обусловлена компетенцией виновного или значительностью и авторитетом занимаемой им должности. Иными словами, совершая преступление, виновный использует фактически имеющиеся у него в силу занимаемого служебного положения возможности. Таким образом, действие как признак объективной стороны может формально входить в компетенцию виновного или вытекать из нее, быть с ней связанным.

Второй признак свидетельствует о том, что виновный использует свое служебное положение не в интересах публичной службы, а вразрез с ними. Иными словами, специальные возможности, предоставленные виновному для обеспечения общественных интересов, используются им в целях, которые этим интересам противоречат, в результате чего причиняется или создается реальная угроза причинения вреда.

В зависимости от специфики субъекта все преступления против государственной власти можно подразделить на виды:

преступления, совершаемые любыми лицами, отвечающими признакам общего субъекта;

преступления, совершаемые государственными служащими или служащими органов местного самоуправления, которые не являются должностными лицами;

преступления, совершаемые должностными лицами;

преступления, совершаемые как должностными лицами, так и публичными служащими.

В результате рассмотренных в настоящем параграфе вопросов необходимо отметить следующее:

- нормы главы 30 УК РФ  посвящены установлению преступности  и наказуемости деяний, которые  представляют собой нарушения  нормальной деятельности публичной  власти и ее органов;

- ввиду ограниченного  объёма настоящей работы представляется  целесообразным рассмотреть и  проанализировать лишь некоторые  конкретные виды преступлений  против государственной власти.

2.2 Виды преступлений против  государственной власти и проблемные  вопросы их квалификации

В рамках данной работы не представляется возможным проанализировать все составы преступлений, касающихся исследуемой проблемы, поэтому мы остановимся лишь на некоторых из них.

По смыслу закона государственная измена может быть совершена в трех формах: а) шпионаж; б) выдача государственной тайны: в) иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Понятие шпионажа будет рассмотрено при анализе преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 276 УК.

Под выдачей государственной тайны понимается устное или письменное, а также сделанное иными средствами и способами сообщение иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21.07.93 №5485-1 «О государственной тайне» государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Сведения, составляющие государственную тайну, фиксируются на определенных носителях, к которым относятся материальные объекты, в том числе физические поля. Фиксация осуществляется в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Носители сведений, составляющих государственную тайну, имеют реквизиты, свидетельствующие о степени секретности этих сведений. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения этих сведений. Правительство РФ утвердило Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности от 4 сентября 1995 г. №870, в соответствии с которыми указанные сведения подразделяются на:

Информация о работе Преступление против государственной власти