Преступление против государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить особенности и проанализировать преступления, совершаемые против государственной власти, для совершенствования действующих законодательных норм и правоприменительной практики.
Реализация указанной цели потребовала решения следующих задач:
рассмотреть историю развития уголовного законодательства в сфере преступлений против государственной власти;
дать общую криминологическую и уголовно-правовую характеристику преступлениям против государственной власти;
проанализировать юридический состав указанных преступлений;
выявить и проанализировать виды преступлений против государственной власти, а также определить проблемы, связанные с такой классификацией;
рассмотреть проблемные вопросы уголовной ответственности в рамках исследуемой темы;
- разработать методические рекомендации по проведению урока по уголовному праву.

Файлы: 1 файл

вопрос 2.docx

— 88.79 Кб (Скачать файл)

4. Объективная сторона  почти всех преступлений против  основ конституционного строя  и безопасности государства характеризуется  действиями. И лишь разглашение  государственной тайны и утрата  документов, содержащих государственную  тайну, могут совершаться как  действиями, так и бездействием. Составы этих двух преступлений  сконструированы как материальные, а остальные составы являются  формальными, и преступления являются  оконченными с момента совершения  описанных в законе действий, независимо от наступления каких-то  вредных последствий.

Субъективная сторона почти всех преступлений рассматриваемой группы характеризуется только прямым умыслом: виновный осознает общественно опасный характер совершаемых действий и желает их совершить.

5. Помимо закрепленного  в УК РФ официального деления  преступлений против государственной  власти по видовому объекту, в  самом общем виде можно отметить  следующие их группы:

- посягательства на органы  государственной власти и лиц  ее осуществляющих;

- посягательства на атрибуты  и символы государства;

- преступления, совершаемые  представителями власти, а также  теми, кто непосредственно обеспечивает  их деятельность.

6. Ряд воинских служебных  преступлений, предусмотренных в  главе 33 УК, можно отнести к альтернативно-должностным. Например, неисполнение приказа  может выразиться не просто  в бездействии по службе, а в неупотреблении организационно-распорядительных или административно-хозяйственных полномочий.

7. Примечательным для некоторых  составов воинских преступлений  является то обстоятельство, что  они предусматривают ответственность  одновременно как за специальный  вид злоупотребления, так и превышения  должностных полномочий.

8. Военнослужащие при выполнении  возложенных на них обязанностей  по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных  функций, при выполнении которых  военнослужащие наделяются распорядительными  полномочиями» являются представителями  власти.

9. Особенности преступлений  против военной службы обусловлены  её спецификой. Вместе с тем  признание публичного характера  военной службы позволяет отнести  посягательства на её интересы  к посягательствам на государственную  власть, поэтому, глава 33 «Преступления  против военной службы» должна  войти в раздел Х «Преступления  против государственной власти».

Такой шаг устранит системную неточность Особенной части УК РФ и позволит объединить в одном разделе главы, имеющие в качестве видового объекта общественные отношения в сфере реализации публичного интереса, основным субъектом которых является государство. Представляется, что это подчеркнет тесную связь и взаимную ответственность армии и государства.

3. Методические рекомендации  преподавания права в общеобразовательных  учреждениях

3.1 Методика преподавания  права: общие вопросы

В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества усложняется и возрастает социальная роль учителя в связи с чем в настоящее время идет сложная перестройка работы среднеобразовательной школы.

Отметим, что закон об образовании допускает существование разных типов школ, что дает право семье, в которой воспитывается ребенок, на самостоятельный выбор любого общеобразовательного учреждения. Указанный закон предоставляет в свою очередь школе самостоятельно определять содержание и способы преподавания. В учебный процесс вводятся новые дисциплины, новые области знаний. Изменения в школьных программах идут двумя основными путями: экстенсивным и интенсивным. В первом случае продлеваются сроки обучения, увеличивается объем учебного материала, во втором создаются принципиально новые программы. В практику обучения вводятся интегрированные курсы, учитель получил возможность не следовать строгим методологическим предписаниям, а практически полностью ориентироваться на творческий подход к организации процесса обучения: выбирать проблему и учебник из нескольких вариантов, оценивать их, а в некоторых случаях - составлять своию программу и учебные материалы к ней. В этих условиях усложняется социально-профессиональные функции учителя, остро встает вопрос о его методологическом мастерстве, о способности подходить к организации учебного процесса с творческих позиций, осуществлять переход от школы памяти к школе мышления и действия. Возможность проявить творчество в работе требует от учителя глубоких и прочных знаний методики своего предмета. Подчеркнем, что методика, как и педагогика, характеризуется единством двух начал - науки и искусства, в ней тесно переплетаются наука и творчество.

Однако в сложившейся ситуации в работе школы очень опасен методологический нигилизм, методологическое прожектерство, которые готовы отрицать нормы, установленные в методике обучения и проверенной практикой работы школы. Важнейшее качество учителя - инициатива и методологическое творчество, основанное на знании предмета.

Формирование у учащихся правовой культуры как составной части общей культуры человека относится к числу наиболее важных задач преподавания права в общеобразовательной школе. В этом вопросе за основу мы предлагаем взять подразделение общеправовых знаний на две группы:

знания, в формировании которых право изучается наряду с другими школьными предметами;

знания, составляющие специфику самой науки и определяющие его персональный вклад в правовую культуру учащегося.

Рассмотрим сначала первую группу знаний, в которую мы включаем следующие главные части.

Во-первых, это правовые знания, участвующие в формировании научного мировоззрения школьников. Право всегда было и остается важной дисциплиной. К ведущим идеям школьного курса по праву следует, на наш взгляд, относить:

1) идеи, отражающие проявление  основных черт и законов в  диалектики в правовой оболочке  и ее частях:

а) правовая оболочка как качественно своеобразная материальная система взаимопроникающих и взаимодействующих всех его отраслей;

б) правовая оболочка неоднородна по своей структуре: каждая ее часть имеет свои индивидуальные особенности и вместе с тем ей свойственны общие законы развития;

2) идеи, отражающие проявление  законов диалектики:

а) все элементы, составляющие процессы, протекающие как в праве в целом, так и в отдельных его отраслях.

Отметим, что результативность формирования правовой карты определяется объемом полученных знаний и возрастает, если процесс обучения строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей школьников, поэтому поиск эффективных путей передачи системы правовых знаний предполагает в том числе и выявление личностных предпосылок учителя.

Второй вариант связан с реализацией в практике обучения права идей педагогики развития. Сопоставляя этот вариант организации взаимодействия индивидуальной картины мира с научно-правовой, следует заметить, что в содержательное ядро учебного процесса должны входить понятия из области теоретического мышления. Однако их отбор предопределен не логикой и строением правовой науки, а значимостью в преобразовании индивидуальной правовой картины мира, основу которой также составляют понятия. Исходя из этого, в учебной дисциплине следует сфокусироваться на тех понятиях, которые отражают специфику правового способа выражения действительности, а не всего содержания правового знания. Средством осуществления такого преобразования индивидуально-правовой картины мира служит самостоятельная учебная деятельность школьников.

Главным результатом формирования правовой картины мира по второму варианту служит развивающаяся у школьников способность создать свое личностное миропонимание. Это достижение становится личностным приобретением учащегося и превращает его из носителя культуры в ее источник.

Таким образом, под правовой картиной мира следует понимать в данном случае результат взаимодействия в процессе обучения научно-правовой картины мира и индивидуальной, создаваемой каждым школьником. На наш взгляд, именно такой подход к трактовке указанного понятия наиболее полно соответствует задачам личностно-ориентированного обучения.

Также следует иметь в виду, что каждая наука и каждый школьный предмет обладают своим языком. И право в этом смысле не исключение, поскольку есть все основания говорить о существовании «правового языка», который имеет определенный набор терминов, что придает ему индивидуальность и колорит.

3.2 Методика преподавания  права в сфере изучения преступлений, совершаемых против государственной  власти

Как наука методика обучения праву имеет два аспекта - теоретический и прикладной. К основным методологическим и теоретическим проблемам, которые она рассматривает, можно отнести: предмет и методы, цели обучения предмету, принципы отбора содержания и определение структуры школьного предмета, психолого-педагогическую основу обучения праву.

На современном этапе развития среднего образования изменяются и усложняются задачи методологии преподавания, которая сосредотачивает свое внимание на корректировке целей обучения праву, которые должны быть направлены на воспитание средствами предмета личности школьника. Методика обучения праву призвана решить вопрос о том, как сделать обучение праву личностно ориентированным.

В настоящее время особенно актуальна разработка критериев отбора содержания, принципов построения программ предмета в целом и по его отдельным курсам, определение той системы ценностей, которую необходимо сформировать у школьников посредством правовой науки. Поэтому методологическая наука должна соотносить содержание предмета и виды деятельности с теми функциями, которые ныне обучающееся в школе поколение будет выполнять в недалеком будущем в обществе.

Успех в работе учителя во многом определяется интересом к педагогической деятельности, к творчеству, которые невозможны без развития методологического мышления, умений рационально организовывать педагогический труд и вести исследовательскую деятельность по методике обучения праву.

Заметим, что в методике обучения праву используют несколько методов, которые группируются в методы экспериментально-эмпирического и теоретического уровня.

Так, эмпирические методы следует использовать на этапе, когда идет накопление фактов по изучаемой проблеме, в данном случае - примеры совершаемых преступлений против государственной власти.

Методы теоретического уровня следует применять на этапе осмысления фактов.

Отметим, что в методике все чаще применяется системно-структурный подход, при котором анализу подвергают связи между содержанием и методами обучения.

Математические и статистические методы применяются при обработке результатов и проверке качества обучения.

Методологическая работа складывается из нескольких этапов. Так, применительно к изучению преступности и преступлений против государственной власти, можно выделить следующие этапы.

Так, на первом этапе важно обоснование актуальности изучения вопроса о преступлениях против государственной власти.

На этом этапе следует не только изучить историю вопроса, но и отметить, что указанные преступления представляют собой опасные деяния, совершаемые вопреки интересам публичной службы с использованием занимаемого виновным служебного положения и причиняющие либо создающие непосредственную угрозу причинения существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций, общества и государства.

Особо важно на этом этапе подчеркнуть, что коррупция получила распространение во всех ветвях власти, ею поражены все сферы жизни общества. Преступления публичных служащих, совершаемые ими с использованием своего служебного положения, угрожают верховенству закона, правам человека, подрывают моральные устои общества, доверие к власти, принципы государственного управления, равенства и социальной справедливости. Особая опасность таких преступлений обусловлена тем, что они совершаются лицами, которые по роду своей деятельности сами обязаны бороться с разнообразными правонарушениями и обеспечивать правопорядок в той или иной сфере.

На втором этапе следует установить основную проблему, указав, что Конституция Российской Федерации устанавливает и закрепляет функционирование законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления; именно эти органы реализуют публичную власть, т.е. наделены правом принимать волевые решения, продиктованные общественными потребностями. Поскольку публичная власть функционирует в общественных целях, а ее решения общеобязательны, постольку конституции и законодательство каждого государства устанавливают определенные рамки, правила ее осуществления. В самом общем виде можно сказать, что основным требованием, предъявляемым к публичной власти, ее органам, является требование законности. Нарушение принципа законности в каком бы то ни было виде не только существенно затрудняет реализацию задач публичной власти, но и ставит под сомнение ее право предъявлять к гражданам обязательные для исполнения требования и следить за их правильным выполнением, подрывает ее авторитет. Отдельные нарушения нормального функционирования органов публичной власти обладают настолько высокой степенью общественной опасности, что борьба с ними невозможна без применения уголовной репрессии.

На следующем этапе следует сформировать цели и задачи обучения, которые состоят в предупреждении подобных преступлений.

На последнем этапе формируются выводы по изученной проблематике.

Отметим, что целью обучения школьников разделу права о преступлениях против государственной власти является познание окружающего мира, существующего по объективным законам, присвоение ученикам исторического опыта борьбы с данным видом преступлений, повышение правовой культуры. При этом обучение в данной отрасли следует понимать не просто как передачу знаний для заучивания, а как формирование личностных качеств ученика.

Информация о работе Преступление против государственной власти