Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы состоит в изучении уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
2. дать общую характеристику преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….....................3
Глава 1. История развития законодательства о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта………………………….6
Глава 2. Преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта………………………………………….10
2.1 Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта……………………10
2.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств……………………………………………………....................................15
2.3 Нарушение правил международных полетов…………………………......18
Глава 3. Преступления, связанные с обеспечением безопасных условий функционирования……………………………………………………………....21
3.1 Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями………………………..........21
3.2 Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения…………………………………………………………………..........23
3.3 Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта…………………………………………………………………..........26
3.4 Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие………………27
Заключение…………………………………………………………….................30
Список литературы……………………………………........................................32

Файлы: 1 файл

Уголовное право.docx

— 61.77 Кб (Скачать файл)

 

 

                                                Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………….....................3

Глава 1. История развития законодательства о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта………………………….6

Глава 2. Преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта………………………………………….10

2.1 Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта……………………10

2.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств……………………………………………………....................................15

2.3 Нарушение правил международных полетов…………………………......18

Глава 3. Преступления, связанные с обеспечением безопасных условий функционирования……………………………………………………………....21

3.1 Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями………………………..........21

3.2 Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения…………………………………………………………………..........23

3.3 Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта…………………………………………………………………..........26

3.4 Неоказание капитаном судна  помощи терпящим бедствие………………27

Заключение…………………………………………………………….................30

Список литературы……………………………………........................................32

 

Введение

 

Актуальность  темы исследования.

Автомобильный транспорт играет ключевую роль в  развитии транспортной системы страны. Сейчас автомобильный транспорт  развиваясь в условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, он способствует нормализации положения  в финансовой и кредитной сфере  и в настоящее время значительно  увеличился спрос на услуги автомобильного транспорта, в связи с чем начаты важные структурные преобразования, активно идет процесс совершенствования  организационно-правовых, финансово-экономических  механизмов, регулирующих транспортную деятельность. Вместе с тем, в системе  обеспечения безопасности дорожного  движения и эксплуатации транспортных средств имеется целый ряд  серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового  характера, которые диктуют необходимость  принятия государственных мер с  целью снижения негативных последствий  автомобилизации на развитие государства  и общества.

На долю автомобильного транспорта в Российской Федерации приходится более половины объема пассажирских перевозок и  три четверти -грузовых перевозок.

Автомобилизация страны, решая задачи по перевозке  пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного  движения. В обстановке, характеризующейся  высокой интенсивностью движения автомобильного транспорта, в которое вовлечены  десятки миллионов людей и  большое число транспортных средств, предупреждение аварийности становится одной их серьезнейших социально-экономических  проблем. От ее успешного решения  в значительной степени зависят  не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики страны.

Данная  проблема, характеризующаяся сложностью и многоплановостью, приобрела особую остроту в последние годы в  связи с возрастающей

диспропорцией между приростом количества автомототранспортных средств и протяженностью улично-дорожной сети.

По оценкам  специалистов потери, связанные с  аварийностью, в несколько раз  превышают ущерб от железнодорожных  катастроф, пожаров и других видов  несчастных случаев. Каждые сутки на улицах городов и дорогах Российской Федерации совершается более 430 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают и получают травмы различной тяжести  около 600 человек.

Из общего количества дорожно-транспортных происшествий, каждое третье является преступлением, что подтверждается статистическими  данными. Так в 2006 г. в Российской Федерации зарегистрировано 51637 преступлений за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ), а в 2007 г. - 53275 преступлений. Показатели 2006 года свидетельствуют о возрастании на 3,5% количества совершенных преступлений.

Цели  и задачи контрольной работы. Цель данной контрольной работы состоит в изучении уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:

  1. рассмотреть уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
  2. дать общую характеристику преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Объект  исследования – уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с изучением уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

 

 

 

Глава 1. История развития законодательства о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта.

 

Нормы, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта, существовали и в дореволюционном  уголовном законодательстве. Основное внимание в Уголовном уложении 1903 г. уделялось в первую очередь обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, речного и морского транспорта. Так, в гл. 30 "Повреждение имущества, путей сообщения, граничных и тому подобных знаков или иных предметов" устанавливалась ответственность лиц, виновных "в повреждении служащих для общественного пользования водяных путей, шлюзов, водоспуска, плотины, моста или иного сооружения для переправы, судоходства, предупреждения наводнений" (ст. 557)

Советская власть с первых дней существования  решительно боролась с организаторами и участниками контрреволюционных выступлений, саботажей, разбоев, погромов и пр. В обстановке хозяйственной  разрухи и тяжелого экономического положения борьбе с транспортными  преступлениями уделялось внимание только в плане борьбы с саботажем  и вредительством. В первую очередь  нуждался в охране железнодорожный  транспорт. Поэтому уже 10 декабря  1919 г. Совет рабочей и крестьянской обороны принимает постановление, согласно которому разрешалось в надлежащих случаях расстреливать на месте лиц "за злоумышленное разрушение железнодорожных сооружений", т.е. за действия, создающие угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта.

В Уголовном  кодексе 1922 г. специальных статей об ответственности за безопасность движения и эксплуатации транспорта не было. Однако она регламентировалась нормами, которые предусматривали ответственность за неисполнение или нарушение правил, установленных законом или обязательным постановлением для охраны порядка движения по железным дорогам и водным путям. С 1923 г. соответствующие статьи были дополнены указанием на воздушные пути. Таким образом, данные нормы положили начало формированию уголовного законодательства о транспортных преступлениях.

Уголовный кодекс 1926 г. также содержал нормы, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта. Например, в ст. 75 предусматривалась ответственность за нарушение правил безопасности на железнодорожном транспорте. Однако отдельных норм об ответственности за автотранспортные преступления в этом Кодексе еще не было. В 1929 г. в него ввели статью об ответственности за разрушения и повреждения железнодорожного и иных путей сообщения, сооружений на них, предостерегающих знаков, подвижного состава и судов с целью вызвать крушение поезда или судна.

Впоследствии  Уголовный кодекс 1926 г. дополнялся и иными нормами, например, о нарушении работниками гражданской авиации своих служебных обязанностей, если это повлекло или могло повлечь повреждение или уничтожение воздушного судна, оборудования для полетов или несчастные случаи с людьми; об ответственности лиц, достигших 12-летнего возраста, за совершение действий, способных вызвать крушение поезда.

 И  только в постановлении Пленума  Верховного Суда СССР от 15 сентября  1950 г. "О квалификации преступлений, связанных с нарушением правил движения на автотранспорте", разъяснялось, что при авариях автотранспорта с человеческими жертвами ответственность водителей, не являющихся работниками транспорта, должна наступать в зависимости от последствий и характера вины по статьям о преступлениях против личности.

Такое решение  вопроса проблему не решало. Поэтому  в Уголовном кодексе 1960 г., хотя и не была выделена самостоятельная глава, посвященная нормам об ответственности за посягательство на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств, однако в нем сформирована достаточно четкая система транспортных преступлений.

 Статьи  от ответственности за такие  деяния содержались в разных  главах Кодекса. В гл. I "Государственные  преступления" в подразделе "Иные  государственные преступления" предусматривалась  ответственность за нарушение  правил международных полетов  (ст. 84), нарушение правил безопасности  движения и эксплуатации железнодорожного, водного и воздушного транспорта (ст. 85), повреждение путей сообщения  и транспортных средств (ст. 86).

На момент вступления в силу Уголовного кодекса  1960 г. в нем содержались в гл. 10 следующие статьи об ответственности за: нарушения правил безопасности движения и эксплуатации механического транспорта работником транспорта (ст. 211), такие же нарушения лицами, не являющимися работниками транспорта (ст. 212), и нарушения действующих на транспорте правил (ст. 213).

 В  1965 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июля в Уголовный кодекс 1960 г. были включены статьи об ответственности за угон автотранспортных средств (ст. 212.1), самовольную без надобности остановку поезда (ст. 213.1).

 В  1968 г. ст. 212 была объединена со ст. 211, так как законодатель счел, что разграничение ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации механических транспортных средств в зависимости от признаков субъекта ни теоретически, ни практически не оправдано.

 В  том же 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 июня группа транспортных преступлений была дополнена статьями об ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения (ст. 211.1); за выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств (ст. 211.2). Позднее ст. 211.1 была из Кодекса исключена, и он был дополнен ст. 211.3 (допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения).

 В  1973 г. рассматриваемая группа преступлений была дополнена ст. 213.2 "Угон воздушного судна".

Примерно  с середины 60-х годов в теории уголовного права стала выделятся  группа транспортных преступлений как  подсистема "преступлений против общественной безопасности, общественного порядка  и здоровья населения".

Таким образом, к моменту принятия в 1996 г. нового Уголовного кодекса в доктрине уголовного права сложилась довольно стройная система транспортных преступлений.

 

Глава 2. Преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта

 

2.1 Нарушение правил безопасности  движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта

 

Общественная опасность нарушения  правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта заключается в том, что в результате этого происходят крушения поездов, в том числе пассажирских, катастрофы воздушного транспорта или аварии на водном транспорте, влекущие за собой не только тяжелые человеческие жертвы, но и причинение особо крупного имущественного ущерба государственным или коммерческим организациям, при этом дезорганизуется нормальное функционирование соответствующего вида транспорта, подрывается доверие населения к услугам, предоставляемым транспортными организациями.

Объектом рассматриваемого состава  преступления является защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с эксплуатацией железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта.

Предметом данного преступления являются самодвижущиеся технические средства, относящиеся к железнодорожному подвижному составу, воздушному или водному (морскому и речному) транспорту.1

Под железнодорожным подвижным  составом понимаются локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной подвижной состав, предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожного подвижного состава. К таковому относятся тепловозы, электровозы и другие локомотивы, пассажирские и товарные поезда, электрички как совокупность локомотива (электровоза) и системы вагонов, соответствующим образом взаимосвязанных определенной системой тормозных узлов и средств сигнализации. К железнодорожным подвижным транспортным средствам следует относить отдельно функционирующие маневровые локомотивы пристанционного использования, аварийные и снегоочистительные поезда, дрезины ограниченного движения и поезда метрополитена.

Информация о работе Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта