Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы состоит в изучении уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
2. дать общую характеристику преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….....................3
Глава 1. История развития законодательства о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта………………………….6
Глава 2. Преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта………………………………………….10
2.1 Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта……………………10
2.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств……………………………………………………....................................15
2.3 Нарушение правил международных полетов…………………………......18
Глава 3. Преступления, связанные с обеспечением безопасных условий функционирования……………………………………………………………....21
3.1 Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями………………………..........21
3.2 Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения…………………………………………………………………..........23
3.3 Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта…………………………………………………………………..........26
3.4 Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие………………27
Заключение…………………………………………………………….................30
Список литературы……………………………………........................................32

Файлы: 1 файл

Уголовное право.docx

— 61.77 Кб (Скачать файл)

В Российской Федерации такие участки  воздушных трасс для международных  полетов определены постановлением Правительства РФ от 15 мая 1998 г. № 515-р. Согласно ч. 1 ст. 79 Воздушного кодекса РФ международным полетом считается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства. Правила международных полетов в воздушном пространстве Российской Федерации определяются в ст. 79—82 Воздушного кодекса РФ. Правила международных полетов, аэронавигационная информация относительно международных воздушных трасс, международных аэропортов и открытых для международных полетов воздушных судов аэродромов, а также другая информация, необходимая для осуществления международных полетов воздушных сообщений, публикуются в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации. В этих правилах определены регламенты полетов и маневрирования воздушных судов в воздушном пространстве нашей страны, порядок въезда и выпуска на территорию нашей страны пассажиров, экипажа или груза воздушных судов, паспортного и таможенного контроля и карантина, досмотра воздушных судов и т. п.

Рассматриваемое деяние характеризуется  формальным составом и считается  оконченным преступлением с момента  нарушения соответствующих правил таких полетов воздушным судном.

С субъективной стороны данное преступление может совершаться как умышленно, так и по неосторожности. При умышленном нарушении правил международных полетов мотивами содеянного могут быть хулиганские побуждения, соображения корыстного характера (например, при выполнении задания о доставке наркотиков из сопредельного государства) и другие соображения.

Субъектом этого преступления может  быть как командир воздушного судна иностранного государства, так и командир воздушного судна нашей страны, а равно любое другое лицо, управляющее частным воздушным судном, достигшее 16-летнего возраста и обладающее вменяемостью. Это может быть гражданин России, иностранного государства либо лицо без гражданства.

Нарушение правил международных полетов  относится к категории преступлений небольшой тяжести.

 

Глава 3. Преступления, связанные с обеспечением безопасных условий функционирования

 

  3.1 Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

 

Общественная опасность недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями заключается в том, что такого рода действия способны вызвать крушение или аварию железнодорожного транспортного средства, катастрофу самолета, аварию на море или на другом водном пути судна морского или речного транспорта, в результате этого гибнут люди или причиняется вред их здоровью, наносится крупный материальный ущерб гражданам, государственным и коммерческим организациям.

Подобные преступления в нашей  стране не являются редкостью.

С объективной стороны рассматриваемое  преступление выражается в недоброкачественном ремонте указанных выше транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации и связи либо иного транспортного оборудования или в выпуске соответствующих транспортных средств в эксплуатацию с техническими неисправностями. Ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи, а равно иного транспортного оборудования следует считать недоброкачественным, если он осуществлен с нарушением установленных технических условий или стандартов.

Под выпуском в эксплуатацию транспортного  средства с техническими неисправностями понимается разрешение на использование транспортного средства по его технико-производственному назначению.

Обязательным признаком объективной  стороны данного состава преступления является причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека в результате названных выше действий. Эти последствия должны находиться в причинной связи с недоброкачественным ремонтом транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно с выпуском транспортного средства в эксплуатацию с техническими неисправностями. Рассматриваемое преступление относится к материальным составам и считается оконченным с момента наступления указанных в законе последствий.

С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожной виной  в виде легкомыслия либо небрежности.11

Субъектом этого преступления может  быть только вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое в  силу специального поручения по работе несет ответственность за качество ремонта транспортных средств, путей  сообщения, средств сигнализации или  связи либо иного транспортного  оборудования, а также лицо, несущее  ответственность за техническое  состояние транспортных средств  и за выпуск таких транспортных средств  в эксплуатацию.

Это деяние при отсутствии квалифицирующих  признаков (ч. 1 ст. 266) относится к  преступлениям небольшой тяжести.

Квалифицирующим признаком этого  преступления (ч. 2 ст. 266) является наступление  в результате совершения указанных  в законе действий по неосторожности смерти человека. В этом случае данное деяние относится к категории  преступлений средней тяжести.

Особо квалифицирующим признаком  рассматриваемого преступления (ч. 3 ст. 266) является причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. Содеянное в таком случае расценивается как тяжкое преступление.

 

 

 

 

 

  3.2 Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

 

Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что такими действиями создается угроза безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, ставится под угрозу жизнь и здоровье людей, а также причиняется имущественный вред государственным, муниципальным и коммерческим организациям либо иным собственникам. Кроме того, указанные выше действия дезорганизуют нормальное функционирование железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного транспорта и городского электротранспорта, что влечет за собой причинение огромных убытков государству, а также хозяйствующим субъектам. Основным объектом рассматриваемого преступления является защищенность личности, общества и государства от угроз в связи с приведением в негодность транспортных средств, путей сообщения, а равно блокированием транспортных коммуникаций. Дополнительным объектом этого преступления являются жизнь и здоровье людей, чужая собственность, порядок управления и др.

Предметом данного преступления являются транспортные средства наземного, воздушного и водного транспорта, пути сообщения, средства сигнализации или связи, другое транспортное оборудование.

С объективной стороны состав приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения выражается в следующих альтернативных действиях — в разрушении, повреждении или в приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно в блокировании транспортных коммуникаций.

Под разрушением транспортного  средства, путей сообщения или  иных технических устройств, о которых  говорится в ч. 1 ст. 267, понимается приведение их в полную непригодность для функционального использования.

Под повреждением транспортного средства, путей сообщения или иных устройств  понимается частичное приведение их в непригодное для эксплуатации состояние, однако при этом сохраняется возможность их восстановления путем ремонта и дальнейшей эксплуатации.

Под иным способом приведения в негодное состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи, другого транспортного оборудования понимается использование виновным для этого веществ, материалов и жидкостей, установка технических устройств, которые делают невозможным нормальное функционирование транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи и т. п. (например, смазывание на подъеме рельсов смазочными материалами, введение в средства сигнализации или связи жидких или сыпучих веществ, блокирующих нормальное функционирование соответствующих устройств, и т. п.).

Под блокированием транспортных коммуникаций понимается перекрытие железной дороги или автомагистрали, подъездов к определенным объектам путем устройства заграждений, скопления большого числа людей.

Примерами блокирования железной дороги могут служить акции шахтеров Кемеровской области и других регионов страны в 1998 г. в порядке протеста против задержки выдачи зарплаты, перекрытие железнодорожных подъездов к теплоэлектростанции на Сахалине, взлетной полосы женами военнослужащих на одном из военных аэродромов. Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления является наступление по неосторожности общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба государству, иному собственнику или владельцу. За рассматриваемые действия уголовная ответственность наступает при условии, если наступившие по неосторожности последствия находятся в причинной связи с разрушением, повреждением или приведением иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно в связи с блокированием транспортных коммуникаций.

Под крупным ущербом следует  понимать материальный вред, превышающий 500 тыс. рублей.

С субъективной стороны данное преступление характеризуется неосторожностью  по отношению к последствиям. Вина может быть в виде легкомыслия  или небрежности. Если лицо указанные  выше действия совершило умышленно, имея цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, содеянное квалифицируется как диверсия (ст. 281).

Субъектом рассматриваемого преступления может быть любое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста, а  состава блокирования транспортных коммуникаций — 16-летнего возраста. Это деяние при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 267) относится к категории преступлений средней тяжести.

Квалифицирующим признаком рассматриваемого деяния (ч. 2 ст. 267) является причинение по неосторожности смерти человеку. Как  и применительно к ч. 1 ст. 267, наступление  смерти должно быть причинно обусловлено  действиями виновного, связанными с  приведением в непригодность транспортных средств или путей сообщения. При наличии этого квалифицирующего признака содеянное расценивается как тяжкое преступление.

Особо квалифицирующим признаком  состава приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения (ч. 3 ст. 267) является причинение по неосторожности смерти двум или более лицам. В этом случае содеянное считается тяжким преступлением.

 

 

 

 

  3.3 Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

 

Общественная опасность нарушения  правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, заключается в том, что  в результате наступают последствия, предусмотренные в ст. 263 и 264.

Основным объектом рассматриваемого преступления является состояние защищенности личности и общества от угроз, связанных  с нарушениями правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, дополнительным — жизнь и здоровье людей.

С объективной стороны это деяние при отсутствии квалифицирующих признаков (ч. 1 ст. 268) выражается в нарушении пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

Такое нарушение, например, может заключаться  в неразрешенном вхождении пассажира в кабину пилотов самолета и вмешательстве в управление им во время взлета или посадки, во вмешательстве в действия капитана речного или морского судна при швартовке к причалу, в переходе пешеходом перекрестка улицы на красный сигнал светофора, если это повлекло необходимость экстренного торможения автомобиля или выезд его на тротуар, остановочную площадку, на которых находились пострадавшие в результате этого люди.

Обязательным признаком объективной  стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 268, является причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. По смыслу ст. 268 речь идет о причинении такого вреда не нарушителю правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, а другим участникам дорожного движения. Наступившее последствие должно быть в причинной связи с нарушением правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Это преступление считается оконченным с момента наступления указанных в ч. 1 ст. 268 последствий.

С субъективной стороны нарушение  правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, характеризуется неосторожной виной при наличии легкомыслия или небрежности.

Субъектом этого преступления может  быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, кроме лиц, указанных  в ст. 263 и 264.

Подпадающее под признаки ч. 1 ст. 268 деяние относится к категории преступлений небольшой тяжести.

Квалифицирующим признаком рассматриваемого преступления является наступление  по неосторожности смерти человека в  результате нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Содеянное в этом случае квалифицируется по ч. 2 ст. 268 и расценивается как преступление средней тяжести.

Информация о работе Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта