Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы состоит в изучении уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
2. дать общую характеристику преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….....................3
Глава 1. История развития законодательства о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта………………………….6
Глава 2. Преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта………………………………………….10
2.1 Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта……………………10
2.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств……………………………………………………....................................15
2.3 Нарушение правил международных полетов…………………………......18
Глава 3. Преступления, связанные с обеспечением безопасных условий функционирования……………………………………………………………....21
3.1 Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями………………………..........21
3.2 Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения…………………………………………………………………..........23
3.3 Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта…………………………………………………………………..........26
3.4 Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие………………27
Заключение…………………………………………………………….................30
Список литературы……………………………………........................................32

Файлы: 1 файл

Уголовное право.docx

— 61.77 Кб (Скачать файл)

Особо квалифицирующим признаком  рассматриваемого преступления является наступление по неосторожности смерти двух или более лиц (ч. 3 ст. 268). Содеянное при таком квалифицирующем признаке признается тяжким преступлением.

 

3.4 Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

 

Данный состав преступления по УК 1996 г. существенно реконструирован по сравнению с составом неоказания помощи при столкновении судов или несообщения названия судна, предусмотренным ст. 204 УК 1960 г. Состав неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие опирается на положения ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., согласно которой каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров:

  • оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель;
  • следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, 
    если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое 
    действие с его стороны можно разумно рассчитывать;
  • после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его 
    пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в 
    который оно зайдет.12

Основным объектом рассматриваемого преступления являются защищенность личности, общества и государства от угроз, связанных с эксплуатацией морского и речного транспорта. Дополнительным объектом является жизнь и здоровье людей, а также имущество граждан, государственных и коммерческих организаций.

С объективной стороны рассматриваемое  преступление выражается в невыполнении капитаном судна его международно-правовой обязанности по оказанию терпящим бедствие на море или на ином водном пути (судоходном озере или реке) при наличии в создавшейся обстановке реальной возможности оказания помощи людям, терпящим бедствие, без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Рассматриваемое преступление относится  к формальным составам и считается оконченным с момента бездействия капитана в условиях необходимости оказания помощи терпящим бедствие на море или ином водном пути.

С субъективной стороны это преступление совершается с прямым либо косвенным умыслом, когда капитан судна сознает наличие обстановки, в которой на море или ином водном пути терпят бедствие люди, и возможность без серьезной опасности для своего судна, экипажа и пассажиров оказать терпящим бедствие необходимую помощь, однако не желает этого делать или безразлично относится к своей обязанности.

Мотивами такого поведения капитана могут быть враждебное отношение  к экипажу и пассажирам судна  другой страны, ложно понятые интересы службы, карьеристские соображения  и другие побуждения.

Субъектом данного преступления может  быть только капитан судна или  лицо, выполняющее обязанности капитана во время его болезни или в  связи с его отдыхом. По смыслу ст. 270 речь идет о капитане судна, плавающего под флагом Российской Федерации. Если рассматриваемое преступление совершено  в открытом море в отношении российского  судна, его экипажа и пассажиров капитаном судна, плавающего под флагом иностранного государства, то в соответствии с ч. 3 ст. 12 он может быть признан субъектом состава преступления, предусмотренного ст. 270, и быть привлечен к уголовной ответственности.

Состав неоказания капитаном судна  помощи терпящим бедствие относится к преступлениям небольшой тяжести.

 

                                       Заключение

 

Итак, мы рассмотрели  уголовную ответственность за нарушение  правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также дали общую характеристику преступного  нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Из всего  вышеизложенного можно сделать  следующие выводы.

Непосредственным  объектом нарушений правил дорожного  движения и эксплуатации транспортных средств, следует признавать общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

Ныне  действующая ст.264 УК РФ устанавливает  ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим  автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, повлекшее  по неосторожности причинение тяжкого  или средней тяжести вреда  здоровью человека. В ч.2 данно й статьи установлена ответственность за более тяжкий вид данного преступления – « то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека ». И, наконец, ч.3 ст. 264 УК РФ устанавливает еще более строгое наказание, если действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекли по неосторожности смерть двух и более лиц. Предусмотренная ст. 264 УК РФ уголовная ответственность за нарушение по легкомыслию или небрежности правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств наступает, если данные нарушения повлекли следующие вредные последствия: смерть человека; причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью; причинение крупного ущерба.

Между нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и наступившими последствиями должна существовать причинная связь, т. е. данные нарушения  должны быть причиной ава рии, ее необходимым- условием: если бы не было на рушений, то не произошло бы и аварии, результатом которой явились указанные в ст. 264 УК РФ вредные последствия.

Степень тяжести причиненного здоровью вреда  определяется судебно-медицинским  экспертом.

К ответственности  за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств  может быть привлечено лицо, управляющее  автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством. Под другими  механическими транспортными средствами понимаются троллейбусы, трактора, иные самоходные машины, мотоциклы и иные транспортные средства, кроме мопедов  и приравненных к ним других подобных транспортных средств, передвигающиеся  по дорогам с помощью двигателя. Лицо признается управляющим транспортным средством независимо от того, управляет  ли оно машиной, которая движется своим ходом, или машиной, которая  движется на прицепе у другой машины. Отсутствие водительского удостоверения  у лица, управляющего транспортным средством, а равно лишение его  этих прав не имеет значения для  привлечения виновного к ответственности. Виновным может быть признан водитель, непосредственно управляющий транспортным средством, безотносительно к основаниям управления (собственник, лицо, управляющее  по доверенности, либо лицо, угнав шее  транспортное средство, и т. д.). К  ответственности за совершение данного  преступления может быть привлечено вменяемое лицо, достигшее 16-летнего  возраста.

 

 

                              Список используемой литературы

 

  1. Конституции Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
  2. 2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63 – ФЗ (с изменениями от 1 марта 2012 г.)
  3. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 01.12.2007)
  4. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (ред. от 19.04.2008)
  5. Михлина, А.С., Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник– М.: Юристъ, 2008. 608 с.;
  6. Дуюнов, В.И., Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник- М., 2008. С. 656.
  7. Журавлев М.П., Общая и Особенная части: Учебник- М., 2008. С. 816.
  8. Казанцев С. Я., Кругликов Л. Л., Мазуренко П. Н., Сундуров Ф. Р. Уголовное право: Учебник-М., 2007. С. 304.
  9. Коробеев А.И. Транспортные преступления: Учебник- СПб., 2007, 237 с.;
  10. Комисарова,В.С.,  Уголовное право Российской Федерации : Учебник - М., 2008. С. 432.
  11. Кудрявцев В.И., Уголовное право России. Особенная часть: Учебник М., 2007. С. 544.
  12. Кругликова, Л.Л., Уголовное право России. Особенная часть: Учебник  – М.: Волтерс Клувер, 2007. 840 с.;
  13. Прохоров Л. А., Прохорова М. Л. Уголовное право : Учебник- М., 2007. С. 544.
  14. Рарога А.И. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник. -М., 2007. С. 480.

 

1 Уголовный кодекс РФ, издательство «Экзамен» М., 2008

2 Учебник под ред. Л. Л. Кругликова «Уголовное право России» часть особенная, Москва 2005 г.

3 Уголовный кодекс РФ, издательство «Экзамен» М., 2008 г.

4 Учебник под ред. А.И. Рарога «Уголовное право России» части общая и особенная, М., 2005 г.

5 Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2007 г.

6 Уголовный кодекс РФ, издательство «Экзамен» М., 2008 г.

7 СЗ РФ. 1995. №50. Ст. 4873; 2002. №18 Ст. 1720

8 Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2007 г.

9 Коробеев А.И. Транспортные преступления: квалификация. СПб., 2007 г.

 

10 Международное публичное право: Сборник документов. Т. 2. М., 1996. с. 413

11 Уголовный кодекс РФ, издательство «Экзамен» М., 2008 г.

12 Учебник под ред. А.С. Михлина Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Москва, 2005.




Информация о работе Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта