Преступления против мира и безопасности человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование преступлений против мира и безопасности человечества с точки зрения российского и международного права.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть характеристику преступлений против мира и безопасности человечества как международных преступлений и преступлений в системе уголовного права РФ: отражение международно-правовых норм, направленных на обеспечение мира и безопасности человечества, в уголовном законодательстве РФ; преступления против мира и безопасности человечества как международное преступление.
2. Проанализировать ответственность за преступления против мира и безопасности человечества: принципы уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества; международно-правовая юрисдикция как система привлечения к уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Преступления против мира и безопасности человечества по международному уголовному праву и уголовному праву РФ 5
1.1. Отражение международно-правовых норм, направленных на обеспечение мира и безопасности человечества, в уголовном законодательстве РФ 5
1.2. Преступления против мира и безопасности человечества как международное преступление 11
Глава 2. Ответственность за преступления против мира и безопасности человечества 18
2.1. Принципы уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества 18
2.2. Международно-правовая юрисдикция как система привлечения к уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества 23
Заключение 28
Библиографический список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

moja_kursovaja.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

Ст. 15 Конституции закрепляет приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над внутренним российским законодательством, в том числе и в сфере уголовно-правовых отношений. Кроме того, РФ присоединилась к Уставу Совета Европы11, на нормы международного права все чаще ссылается Конституционный Суд РФ в своих постановлениях и определениях.

Подробные разъяснения приводятся и в постановлении Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»12: судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (во Всеобщей декларации прав человека13, Международном пакте о гражданских и политических правах14, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах15), и международные договоры РФ являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы.

Далее отмечается, что суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для РФ международным договором, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора РФ. При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 5 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором РФ следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для реализации положений указанного международного договора16.

Международные правовые акты в рассматриваемой сфере можно подразделить на два вида: универсальные, содержащие так называемые стандарты прав человека, представляющие собой общепризнанные нормы поведения государств, которые последние должны соблюдать в законодательстве и на практике в отношении всех лиц, находящихся под их юрисдикцией; региональные, разработанные и принятые в рамках соответствующих международных организаций, а также двусторонние (многосторонние) договоры.

К универсальным источникам относится, прежде всего, Устав ООН17, закрепивший юридически обязательные положения о достоинстве и ценности человеческой личности, равенстве прав больших и малых наций, о необходимости осуществления международного сотрудничества в поощрении и развитии уважения к правам и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии.

Таким образом, в действующей сфере имеет место примат международного уголовного права над российским уголовным правом18.

 

1.2. Преступления против мира и безопасности человечества как международное преступление

 

В юридической доктрине получила признание концепция, согласно которой среди многих преступлений существует отдельная категория: международные преступления и преступления международного характера, представляющие большую общественную опасность. Правильное определение круга этих преступлений, их квалификация является залогом определения и практического применения эффективных форм и методов борьбы с данными преступлениями.

Еще в начале ХХ столетия проблема международных преступлений исследовали, в частности, Н. Коркунов19, Ф. Лист20, Ф. Мартенс21 и другие ученые. К таким преступлениям они относили стремление одних государств к порабощению других и всемирного господства, нападение без объявления войны и достаточного повода. Данная проблематика интересовала в разное время многих исследователей. Так, П.С. Ромашкин22 считал, что данные преступления направлены на подрыв основ международных отношений. М.И. Лазарев23 отмечал, что они посягают на независимость каждого народа и мирные отношения между ними. Д.Б. Левин24 такие преступления характеризовал как посягательство на свободу народов мира, интересы всего прогрессивного человечества, основы международного общения, права и интересы всех государств. А.Н. Трайнин25 международные преступления называл преступлениями против человечества. Л.А. Моджорян26 указывал, что они являются посягательствами на само существование государства и нации. Ю.А. Решетов27, исследуя проблемы борьбы с международными преступлениями, заключил, что такие преступления являются сложными деликтами, совершаемые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, и субъектом ответственности является государство. В свою очередь, В.П. Панов28 отметил, что международными преступлениями признаются особо опасные для человеческой цивилизации нарушения принципов и норм международного права, которые имеют определяющее значение для обеспечения мира, защиты личности и интересов международного сообщества в целом.

Ввиду этого в юридической литературе используются различные названия международного преступления: «международные уголовные преступления», «уголовные преступления международного характера», «конвенционные преступления» и т.д. Но эти разногласия носят сугубо терминологический характер, а перечисленные названия фактически являются синонимами.

Впервые попытка закрепить перечень таких преступлений была предпринята в рамках Устава Международного военного трибунала 1945 г.29 В ст. 6 Устава к категории международных отнесены три группы преступлений против человечества: преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направляемых на осуществление любого из вышеуказанных действий; военные преступления, а именно: нарушение законов или обычаев войны, в т.ч. убийства, пытки или захват в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории, убийства или пытки военнопленных или лиц, находящихся в море, убийства заложников, ограбление общественной или частной собственности, бессмысленные разрушения городов и сел, разорение, не оправданные военной необходимостью, и другие преступления; преступления против человечества, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подпадающего под юрисдикцию трибунала, независимо от того, были ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет3031.

Указанная классификация международных преступлений имела большое значение как первый документ международного уголовного права (далее по тексту – МУП), направленный на защиту мира и безопасности человечества. Со временем классификация усложнялась32.

В частности, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Нью-Йорк, 9 декабря 1948 г.)33, отнесла к категории этих преступлений также геноцид. Противоправными объявлялись геноцид, заговор с целью совершения геноцида, прямое и публичное подстрекание к совершению геноцида, а также покушение и соучастие в нем. Конвенция предусматривала рассмотрение уголовных дел о геноциде компетентным судом того государства, на территории которого было совершено преступление, а также возможность создания Международного уголовного суда с соответствующей юрисдикцией для рассмотрения конкретного дела.

Женевскими конвенциями от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны3435 был существенно дополнен перечень военных преступлений и преступлений против человечности.

Генеральная Ассамблея ООН 30 ноября 1973 г. приняла Международную конвенцию «О пресечении преступления апартеида и наказания за него»3637, в которой апартеид был объявлен преступлением против человечества, которое создает серьезную угрозу международному миру и безопасности.

В свою очередь, международные уголовно-правовые нормы установили основания и условия ответственности за опаснейшие группы преступлений против мира и безопасности человечества, независимо, является ли конкретное действие нарушением внутреннего законодательства страны, в которой содеяно преступление, а также от места совершения преступления, распространение на них юрисдикции МУС или судов других государств.

Устав Международного военного трибунала 1945 г., предусмотрены преступления: против мира: планирование, подготовка или ведение агрессивной войны; против человечности: жестокое обращение с гражданским населением, геноцид; военные преступления: нарушение законов и обычаев войны.

Преступления против мира — это общественно опасные действия, которые несут существенную угрозу миру и безопасности человечества или угрожают причинением им существенного вреда, и ответственность за которые предусмотрена международно-правовыми актами. Это широкомасштабные систематические нарушения прав человека, совершаемые в отношении гражданского населения и представляют собой наиболее тяжкие покушения на жизнь, здоровье, достоинство большого количества людей либо всего гражданского населения отдельного государства или конкретной местности.

Наиболее распространенными проявлениями таких преступлений являются: убийство; уничтожение; порабощение; депортация или насильственное перемещение населения; заключение под стражу; пытки; половое насилие; различного рода преследования и гонения; насильственные способы исчезновения людей; расовое принуждение в форме апартеида и геноцида. Данная категория преступлений угрожает и покушается как на человечество в целом, так и на человечность как необходимый минимальный стандарт сосуществования в современном человеческом обществе38.

Преступления против мира и безопасности человечества направлены не только на конкретного человека, но и на всех гражданских лиц. При этом под термином «гражданское лицо» следует понимать любого индивида, нуждающегося в защите от любой организованной агрессивной организации (например, государства, бандформирований, террористических организаций и т.д.). А под масштабностью нападений и покушений следует понимать количественную характеристику рассматриваемой группы международных преступлений, которая измеряется количеством жертв или обширной географической площадью. В свою очередь, системность преступлений против мира и безопасности человечества является качественной характеристикой, т.е. конкретный насильственный акт должен являться результатом заранее спланированного плана или политики, идеологии.

Родовой объект этих преступлений предусматривает: мир - это положение (ситуация), характеризующаяся отсутствием вражды, открытых политических споров между государствами, войны и военных (вооруженных) конфликтов; безопасность человечества - состояние, при котором отсутствует угроза войны, экологической катастрофы, действий, следствием которых может быть массовое уничтожение людей, уничтожение условий для существования населения земного шара и т.п.

Непосредственные объекты анализируемых преступлений вообще совпадают с родовыми. Вместе с тем, они могут иметь комплексный характер (например, при совершении наемничества ущерб причиняется как миру, так и международному правопорядку), либо подчеркивать специфику общественного отношения, которому причиняется ущерб в конкретной ситуации (например, непосредственным объектом пиратства является безопасность международного судоходства). Дополнительными необходимыми или факультативными непосредственными объектами преступлений, которые мы рассматриваем, могут быть: жизнь, здоровье, честь и достоинство лица, его права и свободы, окружающая среда, собственность, другие блага.

Оценка некоторых из рассматриваемых преступлений невозможна без установления их предмета, которым могут быть: виды оружия массового уничтожения, запрещенные к применению международными договорами (химическая, биологическая, ядерная); растительный или животный мир, атмосфера, водные ресурсы; служебные или жилые помещения лиц, которые имеют международную защиту. Специальные потерпевшие в данных международных преступлениях: военнопленный или представитель гражданского населения, члены национальной, этнической, расовой или религиозной группы, представитель иностранного государства или другое лицо, которое имеет международную защиту, члены экипажа или пассажиры морского или речного судна и некоторые другие.

С точки зрения оценки объективной стороны большинство преступлений против мира и безопасности человечества считаются законченными с момента совершения соответствующего общественно опасного действия, т.е. являются формальными по конструкции состава.

 

Глава 2. Ответственность за преступления против мира и безопасности человечества

 

2.1. Принципы уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества

 

Принципы уголовной ответственности за преступления против мира и безопасности человечества - руководящие правила, регулирующие процесс привлечения к уголовной ответственности за совершенные или планируемые преступления против мира и безопасности человечества, которые возникают как результат общественной практики, и являются юридически закрепленными началами МУП.

Принцип уважения прав человека - данный принцип обязывает государства защищать, развивать, гарантировать, соблюдать и обеспечивать без каких-либо изъятий полный комплекс современных и прогрессивных стандартов в области прав человека как важнейшей составляющей системы межгосударственных отношений. Каждый индивид является первоначальным источником норм МУП, и одновременно является его конечным потребителем, поэтому уважение и гарантия прав человека является одним из самых фундаментальных принципов МУП. На современном этапе взаимоотношения между гражданами и органами государственной власти перестают быть исключительной компетенцией каждого государства, теперь эти отношения находятся под контролем мирового сообщества. Современной государство обязано строить свои отношения с гражданами и другими индивидами, на началах уважения личности, демократии и других современных международных стандартов прав человека, как основы безопасности всего человечества.

Принцип международного сотрудничества — обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от расхождений их политических, экономических и социальных систем. Идея международного сотрудничества государств, независимо от расхождений в политическом, экономическом и социальном порядке, в разных сферах международных отношений с целью поддержки международного мира и безопасности является основным положением в системе норм и МУП. Конкретные формы сотрудничества и его объемы зависят от самых государств, их нужд и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств. Основными направлениями сотрудничества являются: поддержка мира и безопасности; общее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях согласно принципам суверенного равенства и невмешательства.

Информация о работе Преступления против мира и безопасности человечества