Преступления против здоровья населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение проблем борьбы с незаконным оборотом наркотиков, изучение законодательства и специальной литературы, посвященной незаконному обороту наркотиков, а так же дать характеристику преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков с учетом действия норм уголовного права и складывающейся судебно-следственной практикой.
Задачи - исходя из цели: изучить нормативные акты, научную литературу и материалы судебно-следственной практики по теме. Определить понятия, виды преступлений, связанных с наркотиками.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Преступления против здоровья населения. 7
1.1.Общая характеристика преступлений против здоровья населения. 7
1.2 Виды преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. 13
Глава 2. Незаконный оборот наркотических средств в России. 26
2.1. Проблема борьбы с наркоманией в России 26
2.2. Модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков. 32
Заключение 36
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

Курсовой УП word 97.docx

— 66.31 Кб (Скачать файл)

Новым опасным явлением стало  появление «семейной наркомании», когда один член семьи вовлекает  в наркоманию других. Это особенно заметно на примере молодых семей в больших городах России, по предварительным данным только в Москве насчитывается около 1000 таких пар. Зафиксированы случаи, когда малолетних детей в наркоманию вовлекали собственные родители.

Крайне тревожные данные, связанные с наркоманией, поступают  из Вооруженных сил страны. В последние 2 года по многим регионам России практически  каждый 12 призывник пробовал наркотики, а каждый 13 принимал их более-менее  регулярно. Если в 80 годах употребление наркотиков в армии было большой  редкостью, то сегодня случаи употребления и распространения наркотиков в  армейских коллективах есть во всех без исключения военных округах  и насчитываются сотнями. Есть зафиксированные  случаи наркомании и в федеральных  органах безопасности. По данным за 2006 год в армии были осуждены более 100 человек, связанные с распространением наркотиков.

Если в советское время  случаи регулярной доставки наркотиков в места заключения преступников были достаточно редкими, то сегодня  почти все исправительные учреждения страны сталкиваются с возрастающим и хорошо организованным потоком  поставки наркотиков. По некоторым  данным в места заключения ежегодно передается от 100 до 200 килограммов различных  наркотиков.

В настоящее время Россия притягивает торговцев наркотиками  по двум основным причинам: огромный, практически  не освоенный, внутренний рынок и  как одна из ключевых стран в схеме  транзита наркотических средств, в  первую очередь героина и опиума со среднеазиатского направления. По данным Федеральной пограничной службы на таджикско-афганской границе  задерживается не более 5-10 % направляемых в (или через) Россию наркотиков. Реальный объем контрабанды наркотиков становится ясен, если учесть, что объем задержанных  наркотиков ежегодно составляет более 1,5 тонн. Часть наркотиков, прежде всего маковая соломка, поступает с территории Украины. Статистика показывает, что с 2003 по 2008 год количество изъятой соломки увеличилось более чем в 3 раза. Резко растет число случаев «наркотического огородничества», в 2008 году МФД выявлено более 30 000 фактов незаконного посева наркокультур, общие площади выявленных незаконных посевов опийного и масличного мака, конопли составили 29,6 тысяч гектаров. Даже в Подмосковье ежегодно выявляется более 100 случае выращивания конопли на дачных участках.

Следует также констатировать, что международный наркобизнес  осуществляет активную практическую работу по включению в сферу своего влияния  российского рынка (с перспективой реального контроля над ним) для  обеспечения регулярных прямых поставок наркотиков (прежде всего кокаина  и героина), отмыва наркодолларов  и освоения новых, более безопасных, маршрутов транзита наркотиков из латинской  Америки в Европу.

В настоящее время в  России идет процесс формирование собственной  наркомафии – многопрофильной структуры, включающей в себя организацию производства, транспортировки и распространения  наркотических средств в общенациональных масштабах. По структуре отечественная  мафия состоит из 3 частей, представляющих классическую мафиозную пирамиду: основание  – розничные торговли, которых  только в Москве несколько тысяч  человек; средние оптовики и перевозчики  с группами охраны товара в пути; верхний эшелон, который планирует  операции с наркотиками и отмывает полученные деньги.

Принятая Правительством РФ в 1995 году Федеральная целевая  программа «Комплексные меры противодействия  злоупотреблению наркотиками и  их незаконному обороту на 1995-1997 годы» не получила необходимого финансирования как из федерального бюджета, так  и из бюджетов субъектов РФ, поэтому значительная часть запланированных мер и проектов осталась, к сожалению, на бумаге. В сентябре 2006 года на заседании Правительства был рассмотрен проект комплексной программы «Комплексные мера противодействия злоупотреблению наркотиков и их незаконному обороту в 2006-2007  годы». На полное финансирование этой программы требуется от 1,5 до 2 млрд. рублей. В бюджете РФ на 2007 год предусмотрено израсходовать на финансирование мероприятий этой программы всего лишь 228,04 млн. рублей, в том числе 5,0 млн. за счет дополнительных доходов. Как следствие этого количество наркологических диспансеров по России сократилось на треть, число наркологических коек на 60 %, а количество врачей наркологов - на 25 %.

 

2.2. Модели борьбы  с распространением и потреблением  наркотиков.

Проблема наркомании - проблема все большего числа государств. Национальные модели борьбы с распространением и  потреблением наркотиков можно условно  свести в три группы.

Первая - «группа жесткой  политики», в которой борьба ведется  самыми крайними средствами, вплоть до смертной казни. К ней относятся  в первую очередь Малайзия, Иран и Пакистан, но, несмотря на такие  меры, согласно данным Совета по внешней  и оборонной политике количество преступлений, связанных с наркотиками, все же возрастает ежегодно на 2-3 процента18.

Вторая группа - «группа  менее жесткого контроля». Здесь  осуществляется строгий контроль за всеми видами наркотиков, идет активное противостояние наркомафии, но крайние  меры не предпринимаются. К ней относятся, в частности, США, Великобритания, Франция. В США, например, в большинстве  штатов существует наказание не только за хранение и употребление, но и  за попытку приобретения наркотиков. В Англии и Франции наркоманов в судебном порядке отправляют на принудительное лечение. Однако надо отметить, что в последние три года в  этих странах отмечается движение в  сторону большего ужесточения19.

Одновременно в этой группе стран, прежде всего в США, борьба с наркотиками в сфере закона сочетается с мощнейшей информационно-пропагандистской кампанией, направленной прежде всего  на наиболее уязвимые категории населения - безработных, учащихся школ и студентов.

Третья - «либеральная группа». Наиболее известными ее представителями  являются Голландия, а также некоторые  районы Швейцарии. Несмотря на то, что  начавшаяся с середины 50-х гг. легализация  «мягких» наркотиков (прежде всего  марихуаны) не привела в конечном счете к расширению списка разрешенных  к распространению наркосредств, Голландия укрепляет свое положение  как центр распространения наркотических  средств, и это вызывает более  чем беспокойство многих государств, прежде всего Франции, где рост преступлений в области распространения наркотиков, связанных с «голландским следом», составляет более десяти процентов20.

В свою очередь испанцы  в борьбе с этим злом делают акценты  на человеческих аспектах. Так, с 2000 года в Испании действует новый  Национальный план по борьбе с наркотиками, который был разработан после  подписания в декабре 1999 года королевского указа о национальной стратегии  по наркотикам на период 2000- 2008 гг. Основными  направлениями Национального плана  является продвижение превентивной политики по снижению спроса и предложения  на наркотики, укрепление центров помощи и реабилитации наркоманов и содействие их инкорпорации в общество. Главные  координирующие и курирующие функции  возложены на МВД Испании.

Организационно структура  Национального плана по борьбе с  наркотиками представлена межминистерской  группой, возглавляемой министром  внутренних дел Испании, в состав которой входят министр юстиции, министр образования и культуры, министр здравоохранения и потребления, министр труда и социальных дел, а также представитель министерства экономики и развития и по связям с парламентом.

Взаимодействие между  центральной властью и автономными  сообществами осуществляется в рамках двух структур - так называемой «секториальной конференцией» и Межавтономной  комиссией. Кроме того, законодательством  Испании предусмотрен механизм привлечения  к консультациям по этой проблеме неправительственных организаций, различных общественных образований, фондов и предприятий.

На пути борьбы с наркотиками  наибольшего успеха добились США - за последнее десятилетие количество лиц, употребляющих наркотики, сократилось  вдвое. Одна из главных причин этого - борьба с наркотиками стала действительно общенациональной и включает в себя как усилия по правительственной линии, так и по линии неправительственных структур типа движения «За Америку, свободную от наркотиков». При этом необходимо отметить, что расходы на антинаркотическую кампанию в США за последние годы составляли порядка миллиарда долларов ежегодно.

На международном уровне определенные усилия предпринимаются  со стороны прежде всего Организации  Объединенных Наций, где действует  Комитет по контролю за оборотом наркотиков. Прежде всего это шаги информационного  плана, связанные с проведением  глобального мониторинга состояния  дел с наркотиками и выработки  общих рекомендаций правительствам в плане борьбы с наркоманией. Проблема наркомании поднимается практически  во всех ключевых документах ООН и  ее специализированных организаций. Кроме  того, ООН позаботилась о введении реестра запрещенных нарковеществ. В настоящее время он включает в себя около 200 разновидностей, из которых  только семь являются натуральными, а  остальные - синтетическими.

Китай относится к странам  с жесткой политикой относительно борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Приведу в пример недавний случай, произошедший с русской гражданкой, жительницей Приморского края в  Китае. Гражданка России приговорена  в Китае к расстрелу за распространение  наркотиков. Имя этой жительницы Приморского  края известно только правоохранительным органам Пекина и представителям российского посольства в столице  Китая. Наш консул пытался договориться с китайской стороной о выдаче российской гражданки нашему правосудию, однако все попытки оказались  тщетны. Оказывается, между РФ и КНР  нет соответствующего соглашения.

 

 

Заключение

В курсовой  работе я постарался рассмотреть основные аспекты борьбы и уголовной ответственности  за незаконный оборот наркотических  средств и психотропных веществ. Однако, большинству людей понятно, что одним уголовным преследованием эту проблему решить невозможно. Тем  более что анализ репрессивных мер  борьбы с незаконным оборотом наркотиков, включая пожизненное заключение и сметную казнь в различных  штатах США (близких России по общественно-культурному  уровню), мягко говоря, не дает повода для оптимизма.

Опыт искоренения порока карательными мерами мы имеем собственный  – «антиалкогольная компания», послужившая  питательной средой нынешней организованной преступности. Бездумно ограничиваемая потребность в пороке рождает  более изощренные и организованные способы удовлетворения данного  порока.

Для достижения даже незначительных успехов в борьбе с распространением наркотиков необходим комплекс мер, которые будут осуществляться одновременно всеми уполномоченными государственными структурами, в рамках федеральной  целевой программой.

Для начала остановимся на экономике, это необходимо, так как  в условиях «нашего рынка» лишь бесспорные доказательства целесообразности может  подвигнуть комплекс государственно-экономических  сил на более-менее последовательные действия. Наркомания, в формально-юридическом  смысле, не просто комплекс самоподдерживающихся преступных взаимоотношений, но и социальная воронка, порождающая понижение  жизненного уровня общества. Ущерб  обществу наносится прямым воровством, ограблением и насилием; бюджетными расходами на медицинское и социальное обслуживание самих наркоманов и  лиц пострадавших от них; выключение большой трудоспособной группы населения из производства совокупного национального продукта, с фактической утратой уже вложенных в данного человека общественных затрат.

Второй вопрос: кого и  за что нужно финансировать из средств федерального бюджета и  федерального внебюджетного фонда  противодействия незаконному обороту  наркотиков? Сегодня из этих источников финансируются медики, милиция и  социальные органы. Медики – лечат  медицинские проявления (снимают  «ломку») и пытаются освободить от наркотической  зависимости (эффективность 2-4 %), часто  за деньги клиента и немалые. Милиция  – ловит воров, распространителей  наркотиков и контрабанду, при этом отметим, что все это пусть  и специфическая, но небольшая часть  оперативной работы МВД. Социальные органы не готовы работать с наркозависимыми  людьми ни организационно, ни материально.

Поэтому с точки зрения целесообразности, финансировать нужно  системный комплекс мероприятий  по созданию общественных и социально-экономических  условий блокирующих развитие наркомании, как вида социально-психологической  патологии, к которой человек  как биологический вид имеет  предрасположенность. Финансирование борьбы с наркоманией должно вестись  не только, как сейчас, через ведомства, которые самодостаточны и не идут на реальные контакты с «чужими», поскольку  это отвлекает финансовые ресурсы. Целесообразным видится финансирование общественных организаций, отобранных в рамках открытого конкурса, если они, привлекая общественность, учреждения органов здравоохранения, попечительские структуры, способны сформировать эффективные  программы (в рамках общефедеральной  программы), определить исполнителей (по грантам), осуществлять контроль за финансовыми  потоками и оценивать результаты своей деятельности.

В регионах наиболее подверженных влиянию наркотиков, а в перспективе  по всей стране, должны быть созданы  реабилитационные комплексы, на следующих  принципах: так как реабилетанты на совершили установленного в судебном порядке преступления, они направляются в реабилитационные центры по личному  заявлению (т.е. «добровольно»); срок нахождения в реабилитационном комплексе жестко не определен; государство и общество создает условия адаптации реабилитантов  в социально-экономический процесс.

Принципы создания, функционирования и контроля за деятельностью реабилитационных комплексов должны быть закреплены законодательно. Необходимо строгое и общественно  выверенное положение о реабилитационных комплексах, где четко прописывались  бы права реабилитантов и возможное  ограничение их свобод (при необходимости  такого ограничения), вызываемые как  медицинскими, так и социальными  показаниями (в том числе общественной опасностью обусловленной потребностью в наркотиках и действиями, на которые  готов пойти наркоман).

Информация о работе Преступления против здоровья населения