Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 08:17, курсовая работа
Об актуальности выбранной темы свидетельствуют изменения, происходящие в экономической жизни России – создание финансово-кредитной системы; предприятий различных форм собственности оказывают существенное влияние на вопросы защиты информации. Проблемы информационной безопасности постоянно усугубляются процессами проникновения практически во все сферы деятельности общества технических средств обработки и передачи данных и, прежде всего вычислительных систем. А так же обширный перечень возможных способов компьютерных преступлений.
— стратегические и тактические планы развития производства, в том числе с применением новых технологий, изобретений, ноу-хау и т.п.;
— планы и объемы реализации произведений продукции (планы маркетинга, данные о характере и объемах торговых операций, уровнях предельных цен, наличии товаров на складах и т.п.);
— анализ конкурентоспособности производимой продукции, эффективности экспорта и импорта, предполагаемое время выхода на рынок;
— планы рекламной деятельности;
— списки торговых и других клиентов, представителей, посредников, конкурентов; сведения о взаимоотношениях с ними, их финансовом положении, проводимых операциях и объемах, условиях действующих контрактов и др.)».4
Известно большое количество разноплановых угроз безопасности информации различного происхождения. В качестве критериев деления множества угроз на классы могут использоваться виды порождаемых опасностей, степень злого умысла, источники проявления угроз и т.д. Все многообразие существующих классификаций может быть сведено к некоторой системной классификации (см. Приложение №1).
Немаловажную роль играет политика информационной политики безопасности.
Политика информационной безопасности (ПИБ) – совокупность законов, правил, практических рекомендаций и практического опыта, определяющих управленческие и проектные решения в области защиты информации. На основе ПИБ строится управление, защита и распределение критичной информации в системе. Она должна охватывать все особенности процесса обработки информации, определяя поведение ИС в различных ситуациях.
Для конкретной информационной системы политика безопасности должна быть индивидуальной. Она зависит от технологии обработки информации, используемых программных и технических средств, структуры организации и т.д. При разработке и проведении политики безопасности в жизнь целесообразно соблюдать следующие принципы:
1) невозможность миновать защитные средства (все информационные потоки в защищаемую сеть и из нее должны проходить через систему защиты информации (СЗИ). Не должно быть «тайных» модемных входов или тестовых линий, идущих в обход экрана);
2) усиление самого слабого звена (надежность любой СЗИ определяется самым слабым звеном. Часто таким звеном оказывается не компьютер или программа, а человек, и тогда проблема обеспечения информационной безопасности приобретает нетехнический характер );
3) недопустимость перехода в открытое состояние (при любых обстоятельствах (в том числе нештатных) СЗИ либо полностью выполняет свои функции, либо должна полностью блокировать доступ);
4) минимизация
привилегий (предписывает выделять
пользователям и
5) разделение
обязанностей (предполагает такое
распределение ролей и
6) многоуровневая защита (предписывает не полагаться на один защитный рубеж, каким бы надежным он ни казался. За средствами физической защиты должны следовать программно-технические средства, за идентификацией и аутентификацией – управление доступом и, как последний рубеж, – протоколирование и аудит. Эшелонированная оборона способна по крайней мере, задержать злоумышленника, а наличие такого рубежа, как протоколирование и аудит, существенно затрудняет незаметное выполнение злоумышленных действий);
7) разнообразие защитных средств (рекомендует организовывать различные по своему характеру оборонительные рубежи, чтобы от потенциального злоумышленника требовалось овладение разнообразными и, по возможности, несовместимыми между собой навыками преодоления СЗИ);
8) Принцип
простоты и управляемости
9) обеспечение
всеобщей поддержки мер
Основу политики безопасности составляет способ управления доступом, определяющий порядок доступа субъектов системы к объектам системы. Название этого способа, как правило, определяет название политики безопасности.
В настоящее время лучше всего изучены два вида политики безопасности: избирательная и полномочная (мандатная), основанные соответственно на избирательном и полномочном способах управления доступом (см. приложение №2).
Избирательное управление доступом – метод управления доступом субъектов системы к объектам, основанный на идентификации и опознавании пользователя, процесса и/или группы, к которой он принадлежит. Мандатное управление доступом – концепция доступа субъектов к информационным ресурсам по грифу секретности разрешенной к пользованию информации, определяемому меткой секретности. Кроме того, существует набор требований, усиливающий действие этих политик и предназначенный для управления информационными потоками в системе.(см. Приложение 2,5.)
Следует отметить, что средства защиты, предназначенные для реализации какого-либо из названных способов управления доступом, только предоставляют возможности надежного управления доступом или информационными потоками. Определение прав доступа субъектов к объектам и/или информационным потокам (полномочий субъектов и атрибутов объектов, присвоение меток критичности и т.д.) входит в компетенцию администрации системы.
Глава II. Виды преступлений в сфере компьютерной информации, особенности их квалификации.
Состав преступления материальный: диспозиция ч. 1 ст. 272 содержит указание на наступление следующих преступных последствий:
• уничтожение компьютерной информации — потеря информации, ее утрата при невозможности восстановления в первоначальном виде;
• блокирование информации — невозможность получить доступ в течение значимого промежутка времени к компьютерной информации ее законному пользователю. Разблокирование информации может быть осуществлено как в результате чьих-либо действий, так и автоматически, по истечении определенного промежутка времени. Блокирование информации должно продолжаться в течение такого отрезка времени, которого достаточно, чтобы нарушить нормальную деятельность пользователей информации или создать угрозу нарушения этой деятельности;
• модификация — любые изменения компьютерной информации (частичная замена первоначальной информации на другую, добавление новой информации к первоначальной, нарушения прежнего вида представления информации: изменение порядка частей в документе (страниц, абзацев, строк), попадание частей одних документов в содержание других документов и др.);
• копирование — запись компьютерной информации на машинный носитель или распечатывание этой информации.5
Преступление считается оконченным с момента наступления этих последствий. Когда неправомерный доступ к компьютерной информации является способом, облегчающим совершение другого преступления (хищение денежных средств путем их электронного перевода на счет виновного лица, взломавшего компьютерные коды банковской сети; нарушение авторских и смежных прав, когда компьютерная информация, к которой виновный получил доступ, используется им при незаконном тиражировании программ и др.), действия виновного квалифицируются по совокупности этих преступлений.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной виной, поскольку диспозиция ст. 272 не содержит ссылок на возможность неосторожного неправомерного доступа к компьютерной информации. Отношение виновного к преступным последствиям может быть выражено в любой из форм неосторожности.
Цели и мотивы преступления в законе не указаны, они могут быть связаны с извлечением материальной выгоды, хулиганскими побуждениями и др.
Субъект преступления — любое лицо, достигшее 16 лет. Квалифицированный состав преступления (ч.3 ст. 272) 6предполагает совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения. (см. Приложение 3)
Использование лицом своего служебного положения означает, что оно получает доступ к компьютерной информации в силу своих трудовых или должностных обязанностей.
Ответственность по ст. 273 наступает за создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ.
Сущность вредоносных программ состоит
в том, что работа программы не связана
с уведомлением пользователя о ее свойствах,
вследствие чего происходят несанкционированные
им действия. Наиболее опасными из вредоносных
программ являются программы-вирусы, обладающие
свойством самопроизвольно активироваться
и присоединяться к другим программам,
что влечет уничтожение отдельных файлов
или всей памяти информационно-
Создание подобной программы подразумевает написание ее алгоритма с дальнейшим преобразованием в машинный язык, а также ее установку для дальнейшего использования.
Внесение изменений в существующие программы — это несанкционированная модификация, выполняемая путем добавления или удаления отдельных ее фрагментов, что приводит к появлению у нее способности вызывать несанкционированные последствия.
По смыслу диспозиции ч. 1 ст. 273 наступления последствий в виде несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования информации, нейтрализации средств защиты не требуется. Достаточно установить, что созданная, используемая или распространяемая программа обладает свойствами, способными привести к такому результату.
Преступление считается оконченным с момента создания, начала использования или распространения программы или машинного носителя с такой программой.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Вредоносные программы могут быть созданы, использованы или распространены с любой целью, в том числе для облегчения совершения другого преступления. В последнем случае действия виновного квалифицируются как по ст. 273, так и по соответствующей статье Особенной части УК.
Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
Квалифицированный вид преступления (ч. 2 ст. 273) предполагает деяние, предусмотренные ч.1 ст. 2737, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием служебного положения, а равно причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности.
Преступление является оконченным с момента наступления этих последствий. При этом для правильной квалификации действий виновного необходимо установить причинную связь между его действиями, свойствами программы и наступившими последствиями.
Часть 2 ст. 273 является преступлением с двумя формами вины: прямым умыслом по отношению к действиям и неосторожностью по отношению к тяжким последствиям. (см. Приложение 4).8
Ответственность по ст. 274 наступает в
случае нарушении
правил эксплуатации средств хранения,
обработки или передачи охраняемой компьютерной
информации либо информационно-
Преступным является не любое нарушение правил эксплуатации, а только то, которое повлекло уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации .
Состав преступления материальный: в качестве преступных последствий в диспозиции ч. 1 ст. 274 указано причинение существенного вреда. Существенный вред — это утрата важной информации, сбой производственной деятельности, дорогостоящий ремонт оргтехники.
Преступление считается оконченным с момента наступления этих последствий.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым или косвенным умыслом, так как в диспозиции статьи нет ссылки на возможность неосторожной вины.