Превышение полномочий частным детективом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Кардинальные изменения в общественной жизни, политическая, экономическая нестабильность, возникновение новых форм собственности, рост числа новых субъектов хозяйственной деятельности, стремительное развитие предпринимательства и расширение частного сектора экономики неизбежно повлекли за собой изменения в системе борьбы с преступностью в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ И ДЕТЕКТИВНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1.1.Правовые основы и виды охранной деятельности

1.2.Обязанности и права частных детективов и

охранной деятельности

1.3.Взаимодействие ОВД с частными детективами и охранными

предприятиями

ГЛАВА 2. ПРЕВЫШЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ

И ДЕТЕКТИВНЫХ СЛУЖБ

2.1. Действия, разрешенные частным детективам

2.2. Превышение полномочий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 38.24 Кб (Скачать файл)

 

Частная детективная и  охранная деятельность отличается от правоохранительной деятельности, осуществляемой государственными органами по следующим  признакам:

 

а) по своему характеру частная  детективная и охранная деятельность, осуществляется на договорной основе и рассчитана на получение прибыли;

 

б) частная детективная  и охранная деятельность базируется на договорных отношениях, где четко  определены пределы и время возникновения  и прекращения этих отношений;

 

в) лица, осуществляющие частную  сыскную деятельность, не наделены полномочиями должностных лиц правоохранительных органов и в случае нарушения  своих обязанностей, несут ответственность  в ином порядке, нежели должностные  лица государственных правоохранительных органов;

 

г) государственная правоохранительная деятельность регулируется уголовным, уголовно-процессуальным, административным, уголовно-исполнительным, оперативно-розыскным  законодательством, а негосударственная  уголовным, административным и гражданским  законодательством, что накладывает  определенный отпечаток на основополагающие принципы деятельности этих структур в целом;

 

д) частная детективная  и охранная деятельность носит в  основном превентивный характер. Компетенция  данных структур заканчивается (переходит  к государственным правоохранительным органам) в случае совершения преступных действий в отношении клиента.[4]

 

Таким образом, на основании  вышеизложенного представляется возможным  сформулировать следующее определение  частной детективной и охранной деятельности в РФ: Частная детективная  и охранная деятельность - это деятельность, по защите прав и законных интересов  физических и юридических лиц, а  также по оказанию им иных услуг  специально созданными для этих целей  негосударственными предприятиями, действующими на договорной возмездной основе, использующими  специальные силы, средства и методы в соответствии с законом и  при неуклонном соблюдении установленного порядка.

 

Отсутствие выработанной государством единой правовой концепции  цивилизованного функционирования негосударственных (частных) охранных структур, их взаимодействия с иными  субъектами правоохранительной деятельности и жесткого контроля со стороны государственных  органов привело к тому, что  многие положения Закона РФ от 11 марта 1992г. "О частной детективной  и охранной деятельности в РФ", а также ряда подзаконных нормативных  правовых актов перестали соответствовать  сложившимся общественным отношениям, что привело к проявлению в  данной сфере тенденции получения  экономических преимуществ посредством  использования реального и потенциального насилия и стало одной из причин криминализации рынка охранных услуг.

 

Практика применения закона, более поздних подзаконных, в  том числе ведомственных, нормативных  актов МВД России, регулирующих частную  детективную и охранную деятельность, выявила факторы, затрудняющие нормальное становление этого института.

 

Дальнейший рост числа  частных детективных и охранных предприятий создал предпосылки  появления новых, как положительных, так и отрицательных, тенденций  в этой сфере. Появилась, следовательно, необходимость дальнейшего правового  регулирования и совершенствования  контроля органов внутренних дел  за частной детективной и охранной деятельностью.

 

15 января 2003 года вступил  в силу Федеральный Закон "О  внесении изменений и дополнений  в некоторые законодательные  акты РФ и в связи с принятием  Федерального Закона "О лицензировании  отдельных видов деятельности". Данный закон вносит изменения  и дополнения в Федеральные  законы "О милиции", "О частной  детективной и охранной деятельности", "Об оружии".

 

Изменения в Федеральном  Законе РФ "О частной детективной  и охранной деятельности" носят  весьма значимый характер. Так, например, исключены положения, регламентирующие продление срока действия и аннулирование  лицензий на частную детективную  и охранную деятельность. Таким образом, вопросы аннулирования лицензии должны решаться только в судебном порядке. Исключены требования получения  персональных лицензий руководителями частных охранных предприятий и  охранниками. Более того, формально  сняты ограничения к физическим лицам, занимающимся охранной деятельностью, в результате исключения отсылочной нормы, устанавливавшей требования к охранникам, аналогичные требованиям  к детективам.

 

 

1.2.Обязанности и права  частных детективов и охранной  деятельности

 

Законом "О частной детективной  и охранной деятельности" (далее  Закон) предусмотрено два вида частной  детективной и охранной деятельности: сыск и охрана.

 

В целях сыска разрешается  предоставление следующих видов  услуг (ст. 3):

 

1) сбор сведений по гражданским  делам на договорной основе  с участниками процесса;

 

2) изучение рынка, сбор  информации для деловых переговоров,  выявление некредитоспособных или  ненадежных деловых партнеров;

 

3) установление обстоятельств  неправомерного использования в  предпринимательской деятельности  фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а  также разглашения сведений, составляющих  коммерческую тайну;

 

4) выяснение биографических  и других характеризующих личность  данных об отдельных гражданах  (с их письменного согласия) при  заключении ими трудовых и  иных контрактов;

 

5) поиск без вести пропавших  граждан;

 

6) поиск утраченного гражданами  или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

 

7) сбор сведений по уголовным  делам на договорной основе  с участниками процесса. В течение  суток с момента заключения  контракта с клиентом на сбор  таких сведений частный детектив  обязан письменно уведомить об  этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд,  в чьем производстве находится  уголовное дело.

 

Немаловажным является факт указания того, что граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, "не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания; действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на лиц, осуществляющих частную детективную  и охранную деятельность, не распространяется"[5].

 

Согласно Закону сыскная  деятельность должна быть основным видом  занятости частного детектива, таким  образом, законодатель приближает частного детектива к работнику правоохранительных органов, так же лишенному права  совмещать службу с иными способами  заработка.

 

Исчерпывающий перечень сыскных  действий, путем выполнения которых  может вести расследование частный  детектив, определен в ст. 5 Закона. Согласно этой статье в ходе частной  сыскной деятельности допускаются  устный опрос граждан и должностных  лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений  и других объектов, наблюдение для  получения необходимой информации в целях оказания детективных  услуг, перечисленных в ст. 3 Закона.

 

Допускается использование  видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, а  также средств оперативной радио- и телефонной связи, однако в данном случае для осуществления этих действий существует определенное ограничение: частным детективам запрещается  осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных  и иных помещениях без письменного  согласия на то соответствующих должностных  или частных лиц.

 

Нельзя не отметить важность оговорок о согласии лиц, на которых  направлена частная детективная  деятельность, что, соответствует положениям Конституции РФ, в частности ее п. 1 ст. 23: "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну…".

 

Наконец, ст. 7 Закона установлен целый ряд прямых ограничений  в сфере частной детективной  деятельности. Частным детективам запрещается:

 

1) скрывать от правоохранительных  органов ставшие им известными  факты готовящихся или совершенных  преступлений. В данном случае  ограничение предписывает совершение  определенных действий частными  детективами. В случае если  частному детективу стали известны  факты готовящихся или совершенных  преступлений, он обязан незамедлительно  сообщить об этом в ближайший  орган внутренних дел. Также  прямой обязанностью частного  детектива является оказание  помощи и содействие следственным  органам внутренних дел в установлении  фактов совершения преступления  и его раскрытии;

 

2) выдавать себя за сотрудников  правоохранительных органов. Выдающий  себя за сотрудника правоохранительных  органов частный детектив может  понести ответственность лишь  в том случае, если это действие  совершено им в корыстных целях,  а также если при совершении  этого действия был причинен  вред жизни, здоровью и имуществу  граждан;

 

3) собирать сведения, связанные  с личной жизнью, с политическими  и религиозными убеждениями отдельных  лиц;

 

4) осуществлять видео-  и аудиозапись, фото- и киносъемку  в служебных или иных помещениях  без письменного согласия на  то соответствующих должностных  или частных лиц;

 

5) прибегать к действиям,  посягающим на права и свободы  граждан, а именно:

 

- нарушать и препятствовать  гражданину в осуществлении прав  и свобод, связанных с полом,  расой, национальностью, языком, происхождением, имущественным или  должностным положением, местом  жительства, отношением к религии  и т.д. (Конституция РФ);

 

- производить арест, заключать  под стражу и содержать под  стражей гражданина. Данные меры  пресечения допускаются только  по судебному решению. До судебного  решения лицо не может быть  подвергнуто задержанию на срок  более 48 часов (ст. 22 Конституции  РФ);

 

- вмешиваться в частную  жизнь граждан, а также нарушать  их права на неприкосновенность  личной, семейной тайны и на  защиту своей чести и доброго  имени (ст. 23 Конституции РФ);

 

- нарушать тайну переписки,  телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

 

- собирать, хранить, использовать  и распространять информацию  о частной жизни лица без  его согласия (ч. 1 ст. 24 Конституции  РФ);

 

- проникать в жилище  против воли проживающих в  нем лиц иначе как в случаях,  предусмотренных федеральным законом  или на основании судебного  решения (ст. 25 Конституции РФ);

 

6) совершать действия, ставящие  под угрозу жизнь, здоровье, честь,  достоинство и имущество граждан;

 

7) фальсифицировать материалы  или вводить в заблуждение  клиента;

 

8) разглашать собранную  информацию, использовать ее в  каких-либо целях вопреки интересам  своего клиента или в интересах  третьих лиц;

 

9) передавать свою лицензию  для использования ее другими  лицами.

 

Таким образом, законодателем  установлены, с одной стороны, самостоятельность  и независимость (автономность) частной  детективной деятельности, а с  другой – обязательность осуществления  этого вида деятельности в рамках действующего законодательства.

 

Частный детектив вправе вести  расследование только на основании  письменного договора об оказании детективных  услуг. Такой договор должен обязательно  содержать сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер  и дату выдачи частному детективному предприятию (объединению) лицензии на осуществление детективной деятельности, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочную сумму денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дату заключения договора.

 

В договоре также обязательно  должна быть предусмотрена обязанность  частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет  о результатах проделанной работы, к которому прилагается уточненный расчет гонорара и расходов частного детективного предприятия (объединения).

 

Частный детектив, заключая с клиентом договор на оказание услуг  обязан в соответствии с этим договором  предоставить полную и достоверную  информацию по интересующим клиента  вопросам. Все интересующие клиента  вопросы изначально прописываются  в договоре. В том случае, если частный детектив предоставил недостоверную  информацию и тем самым ввел в  заблуждение клиента, он несет ответственность, предусмотренную договором.[6]

 

В процессе дискуссий в  средствах массовой информации, при  принятии законов и в других случаях  нередко возникает вопрос, почему государство не предоставляет частным  детективам больших возможностей для  защиты частных интересов, являющихся в соответствии с Конституцией РФ приоритетными?

 

Например, почему лицам, занимающимся частной детективной деятельностью, нельзя осуществлять "прослушку" в интересах клиента, вызвать  на опрос (допрос) лицо, обладающее определенными  сведениями, выполнять другие подобные действия в интересах частного лица?

 

При этом забывается, что  один частный интерес не может  преобладать над другими частными интересами, как и быть "абсолютно  приоритетным" по отношению к  публичным интересам, а значит, он может защищаться только до тех пределов, за которыми начинаются другие интересы, тоже охраняемые законом.

Информация о работе Превышение полномочий частным детективом