Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 17:07, курсовая работа
Целью исследования является осуществление теоретического анализа причинной связи в уголовном праве и практики ее применения по конкретным делам.
Заявленная цель обусловила постановку и разрешение следующих задач:
1.Определить философские основы причинной связи.
2.Раскрыть основные теории причинной связи в уголовном праве.
Введение
Глава 1. Общетеоретические основы причинной связи в уголовном праве
.1Философские основы причинной связи
1.2Основные теории причинной связи в уголовном праве
Глава 2. Причинная связь как необходимое условие уголовной ответственности
.1 Понятие причинной связи и ее установление в уголовном праве
Заключение
Список использованных источников
Введение
Глава 1. Общетеоретические основы причинной связи в уголовном праве
.1Философские основы
1.2Основные теории причинной связи в уголовном праве
Глава 2. Причинная связь как необходимое условие уголовной ответственности
.1 Понятие причинной связи и ее установление в уголовном праве
Заключение
Список использованных источников
Введение
Проблема причинной связи является одной из центральных проблем в теории российского уголовного права. При рассмотрении уголовных дел квалификация в значительной степени зависит от ее правильного решения. Причинная связь наряду с общественной опасностью и виной является необходимой предпосылкой уголовной ответственности. Как не может быть ответственности без общественной опасности деяния и вины действующего лица, так не может быть и ответственности за последствие, которое не находится в причинной связи с поступком лица.
Насколько важен этот вопрос, говорит, хотя бы тот факт, что в XIX веке решение его приравнивалось к изобретению электричества, а сейчас ученые многих стран (США, Англии, Франции) вообще отказываются решать проблему причинной связи ввиду ее сложности, отдавая ее на откуп практике.
Вопрос о причинной связи постоянно возникает в практике следственных и судебных органов, что придает особое значение разработке данной проблемы. Часто практические вопросы тесно переплетаются с общетеоретическими и философскими. Нередко судья применяет понятие причинной связи, даже не замечая этого. Однако в целом ряде случаев установление причинной связи бывает далеко не таким легким. Вопросы, связанные с определением понятия причинно-следственных связей, а также установление таких связей по конкретным уголовным делам до настоящего времени в судебно-следственной практике не находят единообразного толкования, что не способствует правильному применению уголовного закона. И тогда практические работники неизбежно обращаются к теории. Наука уголовного права, если, она хочет плодотворно воздействовать на практику, должна предложить ей научно проверенные и точные критерии для решения вопроса о причинности.
Многочисленность научных теорий, противоречивость взглядов на данную проблему значительно осложняют работу судебно-следственных органов. Даже Верховный Суд РФ не всегда верно трактует понятие причинной связи. В результате неточно дается квалификация преступления, определяется ответственность. Подобные судебные ошибки по уголовным делам недопустимы, т.к. на «карту» поставлены судьбы людей. Вот почему необходимо, наконец, придя к единому мнению, дать полное и четкое определение понятию причинной связи, и практики ее применения.
Проблемы причинности нашли свое отражение в работах А.Н. Трайнина, Н.Д: Дурманова, А.А. Пионтковского, М.Д. Шаргородского, В.Н. Кудрявцева, Т.В. Церетели, А. Андреевой, А.А. Тер-Акопова, Г.В. Тимейко, И.А. Ребане и других исследователей. Однако, несмотря на огромное, почти необозримое количество работ, посвященных проблеме причинной связи, научно обоснованного и четкого решения этого вопроса все еще не достигнуто.
Целью исследования является осуществление теоретического анализа причинной связи в уголовном праве и практики ее применения по конкретным делам.
Заявленная цель обусловила постановку и разрешение следующих задач:
1.Определить философские основы причинной связи.
2.Раскрыть основные теории причинной связи в уголовном праве.
3.Дать понятие причинной
связи и ее выявить
Глава 1. .Общетеоретические основы причинной связи в уголовном праве
1.1Философские основы причинной связи
Любое материальное событие, процесс, так же как и любые иные материальные события, могут быть определены другими материальными процессами и только ими.
Учение о всеобщей закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений называется детерминизмом.
В современной философской литературе широко распространена точка зрения, отождествляющая детерминизм и причинность.
Понятия детерминизма и причинности (каузальности) выражают, как нам представляется, различные стороны последовательности событий, явлений, состояний материальных систем во времени и пространстве. Понятие «детерминизма» следует рассматривать с позиций философии как широкое общее понятие, выражающее все стороны объективной универсальной закономерности связи вещей и явлений.
Причинные связи не единственные в мире. Имеются различные формы взаимосвязи явлений, не сводящиеся к причинности. Сюда относятся:
- функциональная зависимость, в которой могут находиться два явления, не порождающие друг друга, однако имеющие общую причину;
простая последовательность различных событий во времени, не образующая причинной цепочки;
так называемая связь состояний, которая представляет собой изменения во времени одного и того же явления.
Все эти, а также иные виды закономерной зависимости между явлениями охватываются понятием детерминации.
В науке наиболее частым употреблением слова «детерминация» применительно к рассматриваемой проблеме является употребление его в смысле постоянной и однозначной связи между событиями и вещами, а также между объектами.
Причинная же связь или причинение представляет собой детерминацию действия посредством действующей (внешней) причины.
Таким образом, понятие причинной связи несколько уже понятия детерминизма, и вместе с тем оно является более конкретным и содержательным. Причинение можно рассматривать как частный случай взаимодействия. Будучи разновидностью закономерной связи, причинность обладает такими чертами, как всеобщность, пространственная и временная непрерывность, необратимость. Кроме того, по своей природе она носит генетический характер. Философская категория причинности отражает лишь один из наиболее общих, фундаментальных законов объективного мира, который распространяется на все явления и процессы природы и общества, не только индивидуальные, но и массовые, включая те, что носят вероятностный (стохастический) характер и подчиняются статистическим закономерностям.
Современная концепция причинности включает в себя два необходимых и достаточных компонента: это принцип производительности или генетический принцип, гласящий, что «ничто не может возникнуть из ничего или перейти в ничто», и принцип закономерности, согласно которому ничто не происходит незакономерным, произвольным образом. Это объясняется всеобщим универсальным взаимодействием, признание существования которого означает, что любая вещь так или иначе, прямо или косвенно воздействует на другие и, в свою очередь, испытывает воздействие непосредственное или опосредованное этих других вещей. Такая цепь связей и взаимодействий объединяет явления, вещи в целую единую систему, не прерываясь нигде и никогда.
Совокупность всех условий, необходимых и достаточных для осуществления соответствующего изменения данного явления при взаимодействии с другими явлениями, в философии принято называть причиной. Каждое следствие имеет своим основанием причину как активно действующий фактор и совокупность всех необходимых и достаточных условий.
Действительно, теоретическое познание заставляет нас признать, что каждое явление находится в самых многообразных зависимостях и принуждает рассматривать одно и то же явление со стороны самых различных условий. С этой точки зрения выделять одно из условий как преимущественное под особым титулом «причина» представляется простым пережитком антропоморфного мышления.
Эти философские положения мы должны перенести и в область уголовного права.
«Преступная деятельность человека, - писал Н.Д. Сергеевский, - направляющаяся воспроизведению известного последствия, точно также никогда не действует одна исключительно; преступный результат всегда вызывается совместною деятельностью сил человека и многообразных сил природы. Для того чтобы совершить самомалейшее действие, необходимо привести в движение массу сил природы, и вне этих последних никакое действие не произведет результата. Когда мы говорим, что человек причинил известное преступное последствие, то этим мы утверждаем лишь одно, именно, что деятельность его является одним из условий этого последствия».
Всеобщий характер взаимосвязи вещей не исключает, однако, их относительной обособленности, изолированности одних от других.
В общем взаимодействии причина и следствие находятся в диалектическом соотношении: всякая «причина» в одно и то же время может быть и «следствием», всякое «следствие» может стать «причиной» нового явления.
Человеческое понятие причины и следствия всегда несколько упрощает объективную связь явлений, искусственно изолируя те или иные стороны единого мирового процесса.
Диалектика связи и обособленности как методологический принцип означает, что для познания вещи необходимо раскрыть, в каких отношениях и как она связана и в каких отношениях она обособлена.
«Чтобы понять отдельные явления, мы должны вырвать их из всеобщей связи и рассматривать их изолированно, в каком случае сменяющиеся движения выступают перед нами - одно как причина, другое как следствие», - писал Ф.Энгельс.
В самом деле, чтобы установить причинную связь между событиями А и В, объяснить данное событие В, указывая его причину А, или предсказать возможные следствия B1, B2, ВЗ и т. д. известной нам причины А, нужно не только указать соответствующие признаки причинности, но и отвлечься от всех прочих событий, кроме А и В, в данной пространственно-временной области.
Итак, для того, чтобы вскрыть причину, внутреннее и внешнее обоснование какого-то поведения отдельной вещи, надо: во-первых, выделить ту относительно изолированную систему, элементом которой является данная вещь; во-вторых, вскрыть главное взаимодействие внутри этой системы, определяющее данное поведение системы; в-третьих, найти часть причины, выраженную внутренней природой вещи, и часть причины, выраженную природой внешних воздействий.
Понятие причинности связано с представлением о силовом воздействии, о порождении, и даже более узко - об основной силе такого порождения, о начальном, исходном действии. «Если встать на точку зрения материальности и объективности причинной связи, то причинность предстает перед нами как нечто, связанное с передачей массы, энергии и информации, с порождением следствия причиной, возникновением новых вещей и т. д.», - пишет Н.А.Князев.
Причина - всегда действие, движение, она носит динамический, силовой характер, обязательно предполагает «нажим», «давление», «мощь». Сама причинность как раз и выражает собой активность, способность материи в результате своего развития создавать, воспроизводить все многообразие явлений окружающего мира.
Философы подчеркивают, что суть активного начала заключается в переносе энергии (массы, импульса) от одного тела к другому, что производящая способность причины всегда обусловлена материальностью ее носителя, связана с физическим взаимодействием.
Само понятие «причинность» означает активность, действие; специфика причинной связи состоит именно в порождении новых явлений.
Эти философские положения имеют основополагающее значение и для определения причинной связи в уголовном праве.
«Принципиальными предпосылками для правильного теоретического разрешения проблемы причинности в праве, - писал М.Д.Шаргородский, - должно являться то, что: а) существует единое философское учение о причинности как объективной закономерности природы и общества, на основе которого и в соответствии с которым может и должна решаться проблема причинности в конкретных науках; б) учение о причинной связи в праве должно быть единым для всех областей права, и решать вопрос о причинении следует исходя из общих теоретических положений для всех случаев ответственности за противоправный результат».
Это положение представляет собой онтологический аспект проблемы причинности и принимается или должно приниматься каждым ученым, стоящим на материалистических позициях.
Российские ученые, в том числе и специалисты в области уголовного права, всегда признавали объективный характер причинности, существующий вне нашего сознания.
Г.В. Тимейко писал: «Причинность - всеобщий закон природы и общества. Этот закон одинаково распространяется на биологические, физиологические, социальные и всякие иные процессы и явления. Поэтому никакое другое понятие причинности, кроме того, которое дается материалистической философией, не может быть исходным при разрешении причинной связи в уголовном праве». Речь везде должна идти об одной и той же причинной связи вещей в природе.
От признания каких-либо особенностей причинной связи в том или ином случае - один шаг к нарушению второго основополагающего положения: причинная связь должна быть единой для всех научных дисциплин. В свое время по этому поводу в уголовном праве разгорелась дискуссия о возможности существования уголовно-правовой причинности. Большинство юристов высказывались против такой возможности.
Изменение понятия причинности для какой-либо науки означает не только субъективный подход к ней, но прежде всего, отход от одного из основных положений материализма - единства объективной закономерности природы и общества.
Необходимо прежде всего обратить внимание на недопустимость противопоставления философского и физического понятия причинности. Это неизбежно ведет к тому, что «философия использована лишь для «красного словца», а при решении практических аспектов каузальности изобретаются различные «специфические критерии» причинных связей, которые лишь запутывают дело и не дают общеметодологических критериев разграничения причинных связей, на базе которых... только и возможно рассмотрение физических (и всяких иных) зависимостей одних явлений от других».
Информация о работе Причинная связь как необходимое условие уголовной ответственности