Причины и условия преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2012 в 21:20, контрольная работа

Описание работы

Главная цель криминологического исследования - оказание разрушающего воздействия на преступность. Однако между этапом познания, оценки преступности и этапом организации борьбы с ней обязателен этап выявления детерминации преступности. Еще много веков назад Аристотель сформулировал фундаментальный принцип профилактики негативных социальных процессов: «Если нам известны причины, ведущие к гибели государственных устройств, то мы тем самым знаем и причины, обусловливающие их сохранение: противоположные меры производят противоположные действия».

Файлы: 1 файл

Причины и условия преступлений.docx

— 42.29 Кб (Скачать файл)

Причины и условия преступлений, совершаемых  членами религиозных тоталитарных сект (статья) 

 

Главная цель криминологического исследования - оказание разрушающего воздействия на преступность. Однако между этапом познания, оценки преступности и этапом организации борьбы с  ней обязателен этап выявления детерминации преступности. Еще много веков  назад Аристотель сформулировал  фундаментальный принцип профилактики негативных социальных процессов: «Если  нам известны причины, ведущие к  гибели государственных устройств, то мы тем самым знаем и причины, обусловливающие их сохранение: противоположные  меры производят противоположные действия». Воздействовать необходимо в первую очередь на то, что порождает, обусловливает  преступность и ее развитие. Среди  различных криминологических терминов первостепенное значение имеют категории, посредством толкования которых  ученые пытаются объяснить возникновение  и развитие преступности. Поэтому  к предмету криминологии относят  такие категории, как причины  и условия преступности, т.е. ее детерминанты или факторы, порождающие, генерирующие преступность.

Для зарубежной криминологии характерной стала концепция, согласно которой преступность порождают  различные по характеру факторы. При этом возможны разнообразные  подходы, когда предпочтение отдается однородным факторам (либо биологическим, либо социальным) либо определенному  сочетанию тех и других, под  воздействием которых и происходит возникновение и развитие преступности.

В отечественной криминологии теория факторов - объект критики, предпосылки  для которой создала уравнительная  трактовка всех этих обстоятельств. Теория факторов, исторически наиболее ранняя, десятилетиями критикуется  в социологии и криминологии за уравнительный, рядоположенный анализ криминогенных детерминант без различения их содержания и механизма действия. Именно неиспользование системного подхода к факторам преступности, которые сами по себе могут быть охарактеризованы вполне верно, составляет главный методологический недостаток теории факторов.

В зарубежной криминологии существует и многофакторная (кондиционалистская) теория преступности. В целом многие авторитетные зарубежные криминологи выработали различные подходы к объяснению вопроса о происхождении и развитии преступности. При этом объективность их теорий подтверждается современной обстановкой в России, когда возрождается общество, основанное на частной собственности, и все связанные с ним явления общественной жизни, в том числе и преступность. Поэтому, очевидно, камнем преткновения является не сама терминология, связанная с противопоставлением вышеуказанных терминов, а их содержательный аспект.

Среди отечественных криминологов также не существует единства в вопросе  о том, как следует трактовать анализируемые термины. Одни авторы абсолютизируют причинность, когда  причинное взаимодействие само по себе и рассматривается как причина; такой подход именуется интеракционистским. Такая позиция, по мнению других ученых, представляется достаточно спорной. «Детерминация, как известно, - диалектическая закономерность и потому социально нейтральна. Бороться с детерминацией немыслимо. Вряд ли, например, возможна профилактическая программа, ориентированная на усиление противостояния самому наличию явления взаимодействия среды и личности». Другие же, и хотелось бы с ними согласиться, четко дифференцируют, с одной стороны, причины, условия, корреляты преступности и процесс детерминации в виде причинения, обусловливания и корреляции - с другой.

Термин «причина» в  русском литературном языке имеет  значение явления, вызывающего, обусловливающего возникновение другого явления. Комплексы причин и условий, совместное действие которых вызывает следствие - преступность и преступление, называются криминогенными детерминантами. Таким образом, причины преступности - это явления и процессы, которые непосредственно порождают и воспроизводят преступность и преступления как свое закономерное следствие. Так, профессор Шаргородский М.Д. писал: «Причинами преступности в широком смысле этого слова можно считать все те обстоятельства, без которых она не могла бы возникнуть и не может существовать. Но не все эти обстоятельства играют активную роль. Причинами преступности являются, как и вообще причиной, те активные силы, которые своим действием порождают ее существование. Причины конкретного преступления - это, таким образом, те активные силы, которые вызывают у субъектов интересы и мотивы для его совершения». Чуждая обществу и закону социальная и правовая психология общностей и личности составляет систему причин преступности. Наиболее распространены среди причин преступности корыстолюбие, стяжательство, антигуманная агрессивность, национализм, пренебрежение к правилам безопасности и публичного спокойствия, легкомыслие и безответственность в угоду сиюминутным эгоистическим удовольствиям, правовой нигилизм.

В качестве же условий преступности понимаются обстоятельства, способствующие совершению преступлений. Сам термин «способствовать» указывает на причинность, на то, что помогает возникновению  и развитию определенных явлений. С  учетом этого некоторыми авторами, разграничивающими причины и  условия преступности, признается условность такого деления. Иные авторы представляют условия как антисоциальные явления, которые сами по себе не порождают преступность и преступления, а способствуют, облегчают, интенсифицируют формирование и действие причины.

По своему содержанию криминогенные  детерминанты подразделяются на социально-экономические, социально-психологические, воспитательные, правовые, организационно-управленческие и другие. В качестве ближайших  причин преступности и преступлений выступают явления социально-психологического характера, а именно, криминогенно-деформированная  общественная, групповая и индивидуальная психология, противоречащая общепринятым принципам международного, конституционного и уголовного права. Среди условий  выделяются две группы, формирующие  в качестве предшествующего звена  социально-психологические явления (причины) преступлений и преступности и условия, способствующие проявлению преступности и преступлениям, наступлению  преступных результатов. Эта группа условий связана с формирующими общественное, групповое и индивидуальное сознание социально-экономическими, политическими, идеологическими, воспитательными, социально-психологическими, правовыми, организационно-управленческими и другими противоречиями общества. Вторая группа условий - это пробелы, ошибки, недочеты в системе профилактики правонарушений и в сфере противодействия преступности и правонарушаемости в целом.

В криминологическом исследовании традиционно выделяются четыре основные сферы жизнедеятельности, формирующие  социальную и правовую психологию общностей  и личности: экономическую, социальную, политическую и духовную, которые  необходимо рассмотреть для уяснения причин и условий рассматриваемых  преступлений.

С начала перестройки произошло  резкое обострение противоречий в обществе и государстве. Некоторые из них  приобрели характер социальных антагонизмов. С начала 90-х гг. XX в. противостояние социальных и экономических противоречий нарастало. Наступил всеобъемлющий  системный кризис общества, который  не преодолен и поныне. Он включает в себя кризис власти, экономики, социальной сферы, идеологии, права.

Объективными и субъективными  детерминантами преступности в экономической  сфере являются противоречия между  экономическими потребностями и  возможностями общества (отдельных  социальных групп, индивидуумов); различия и противоречия в видах, формах и  условиях труда; уровень жизни ниже уровня обеспечения физиологической  выживаемости; поляризация населения по уровню доходов; инфляция; безработица; недостаточная интегрированность национальной экономики в мировую; более высокий уровень доходов преступной экономической деятельности по сравнению с уровнем доходов легальной деятельности.

В политической сфере такими детерминантами являются противоречия в организации власти и управления; противоречия, связанные с развитием  и становлением демократии; противоречия в обеспечении законности; нестабильность политического режима; коррумпированность государственной службы; геополитическая  неустойчивость; несовершенство государственных  границ.

В сфере социальных отношений  преступность обусловливают семейно-бытовые  проблемы, противоречия в положении  молодежи, национально-этнические противоречия и противоречия в образе и условиях жизни в различных видах поселений.

Среди идеологических причин преступности нужно особо выделить противоречия в условиях воспитания и образования; противоречия в общественном сознании, связанные с моралью  и нравственностью.

Среди психологических - этническую и религиозную нетерпимость; правовой нигилизм; наркоманию и алкоголизм; высокий удельный вес граждан  с ограниченной вменяемостью.

Детерминанты преступности религиозного характера производны от общих причин преступности в стране, связанных с экономическим, политическим, идеологическим, морально-психологическим  состоянием общества в переходный период, демографическими его характеристиками, конфликтными ситуациями в ней. Вместе с тем в рамках этих глобальных процессов и явлений полагаем возможным выделить ряд детерминант, особо значимых для существования  именно данного вида преступности.

В результате затяжного экономического кризиса и безрезультатной экономической  борьбы в обществе нарастает тенденция  к насильственным, экстремистским действиям, которые, как считается, способны решительным  образом разрешить проблему или  хотя бы найти выход из создавшегося тупикового положения. Резко увеличивается  количество радикальных изданий, передач  в средствах массовой информации, нагнетающих экстремистские настроения и носящих провокационный характер. В государственных учреждениях  начинаются интенсивные перемещения  с явным политическим, религиозным  или националистическим контекстом.

От безысходности, нищеты люди пытаются в религии найти  веру, опору, уверенность в завтрашнем дне. В силу некоторой пассивности  Русской православной церкви и активной миссионерской работы представителей всевозможных религиозных организаций  и движений эти люди нередко попадают в религиозные тоталитарные секты, обманутые лживыми обещаниями их лидеров.

Важное криминогенное  значение в детерминации исследуемой  преступности имеют политические факторы. В условиях кризиса идеологии, отсутствия социальных ориентиров, утраты официальными властями авторитета борьба за власть находит свое выражение в появлении  партий, движений, организаций, претендующих на захват власти и создание параллельных органов власти, а также в появлении  противоборствующих групп в структурах представительной и исполнительной власти. И на фоне общего невежества в области религиозных знаний большинства россиян иностранные миссионеры смогли не только создать свои общины, но и привлечь к сотрудничеству представителей высших эшелонов власти, судя по всему также слабо ориентировавшихся в сути происходящего. Например, в 1990 г. состоялась встреча М.С. Горбачева с Муном, а секретарь Совета Безопасности О. Лобов участвовал в руководстве аумовской ассоциацией Российско-японского университета. Иностранные миссионеры во многих регионах России сумели установить тесные контакты со многими управленческими структурами, пользовались их поддержкой и защитой. При этом многие из новых религиозных организаций, пытаясь упрочить свое положение и выстоять во внеконфессиональной борьбе, пошли на сближение с политическими партиями и движениями. Например, муниты установили связь с антикоммунистами, «белые братья» создали союз с расистами, богородичники сблизились с «Демократической Россией». Политические разногласия и вытекающая из них социальная нестабильность в обществе во многом определяют существующую религиозную преступность.

Одним из результатов социальной нестабильности являются национально-этнические противоречия, обладающие грозным криминогенным  потенциалом. Являясь разновидностью социальных конфликтов, межнациональные  конфликты содержат все существенные их характеристики и находят в  нашей стране внешнее выражение  в своих крайних, криминальных формах.

Восстановление попранного национального достоинства является одной из основных идей национального  возрождения. И именно ее берут на вооружение наиболее радикально настроенные  лидеры национальных движений. Порой  вместо конструктивного решения  данной проблемы они прибегают к  эксплуатации этой, несомненно, актуальной идеи. Рассматривая причины - предпосылки  межнациональных конфликтов, нельзя, как мы видим из современных событий  в мире и России, в частности, обойти вниманием и религиозный фактор, что вызвано наличием на территории нашей страны многих религиозных  конфессий, в том числе двух крупнейших мировых религий: христианства и ислама.

История христианства, безусловно, является неотъемлемой частью истории  русского народа, но нельзя забывать о  том, что исламская цивилизация  также оказала существенное влияние  на развитие культуры России, в том  числе в политической и правовой сфере.

Ислам и исламские институты  для нашей страны - это часть  истинно российской истории и  культуры, неотъемлемая сторона образа жизни многих миллионов российских мусульман. В последнее время  в различных источниках акцентируется  внимание на том, что на южных и  юго-восточных границах России активизируется движение «исламского фундаментализма», представляющее прямую угрозу российским интересам. По сути дела, в России речь идет не столько об угрозе исламского фундаментализма, что мы наблюдаем  в ряде стран мира, где господствующее место занимает ислам как ведущая  религия, а об использовании религиозного фактора отдельными лидерами в антинародных целях.

В ходе войн и конфликтов, возникших на национальной почве на территории бывшего СССР, погибли десятки тысяч человек. В вооруженных группировках националистов активное участие принимают преступники всех рангов, национальностей и конфессий, которые развязывают настоящий уголовный террор не только против враждебной нации, но и против законопослушного населения в целом. В значительной мере межнациональные противоречия дополняются и углубляются религиозной нетерпимостью. Конечно, сами по себе мировые религии (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) не продуцируют преступного поведения, напротив, они способны консолидировать людей, удерживать их от аморальных и противоправных поступков. Однако верующих сравнительно легко вовлечь в реализацию своекорыстных планов, заставить умирать и убивать других ради наживы и удовлетворения непомерного честолюбия тех, кто беззастенчиво эксплуатирует их религиозные чувства.

Информация о работе Причины и условия преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект