Причины и условия преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2012 в 21:20, контрольная работа

Описание работы

Главная цель криминологического исследования - оказание разрушающего воздействия на преступность. Однако между этапом познания, оценки преступности и этапом организации борьбы с ней обязателен этап выявления детерминации преступности. Еще много веков назад Аристотель сформулировал фундаментальный принцип профилактики негативных социальных процессов: «Если нам известны причины, ведущие к гибели государственных устройств, то мы тем самым знаем и причины, обусловливающие их сохранение: противоположные меры производят противоположные действия».

Файлы: 1 файл

Причины и условия преступлений.docx

— 42.29 Кб (Скачать файл)

Мои личные наблюдения за поведением чеченцев, - отмечает отец Сергий (Жигулин), - показывают, что исламский фактор оказывает на них существенное влияние. Так, большинство выступлений на многочисленных митингах сопровождается молитвенными призывам из Корана. Во время характерных для чеченцев боевых танцев как мужчины, так и женщины доводят себя до исступления, призывая на помощь высшие силы. В ходе моих встреч с Басаевым, Масхадовым и другими лидерами чеченской оппозиции невольно бросалось в глаза, что эти люди стоят на позициях гипертрофированного национального достоинства, которое сопровождается внезапно нахлынувшим на них религиозным чувством...». Ведущую роль религиозного фактора, прикрывающего неспособность бывшего руководства Чечни решать экономические проблемы республики, в развязывании второй чеченской войны подчеркивал и бывший глава администрации Чеченской Республики А. Кадыров.

Изложенное позволяет  сделать вывод, что перечисленные  предпосылки являются объективно существующими, исторически заданными и, вследствие необратимости времени, трудно поддаются  урегулированию. Сами по себе, при отсутствии основных причин, они не вызывают обострения межнациональных отношений, а выступают  своеобразным эмоциональным, идеологическим фоном при нарастании конфликтов.

Особую опасность вызывает так называемое религиозно-политическое течение – ваххабизм.

В ряде регионов России ваххабиты  создали свои центры. Ваххабиты, как  обозначено в официальном сайте  Духовного управления мусульман, рано или поздно начинают проявлять крайнюю  религиозную нетерпимость, встают на путь терроризма, основываясь на одном  из постулатов ваххабизма, разрешающем  убийство всякого, кто противостоит их идеям. На первый план активно выдвигают  задачу борьбы с властью «неверных-кяфиров». Это свидетельствует о том, что при явном попустительстве властей на определенном этапе религиозные причины-предпосылки могут перерасти в основные причины, привести к взрывоопасной ситуации и серьезным обострениям социальных конфликтов.

Конечно, главными детерминантами терроризма были и остаются социально-экономические  причины, выраженные в величайшей социальной несправедливости, на которую наслаиваются многие другие обстоятельства. Однако некоторые авторы обращают серьезное  внимание на социально-психологические  и индивидуально-психологические  причины терроризма. Это мотивация  самоутверждения, стремления к утверждению  себя в референтной среде, служение фанатичной идее «спасения» мира, агрессивность, проявление крайней нетерпимости к инакомыслию. Мотивом поведения отдельных террористов может быть влечение к смерти, к самоуничтожению и уничтожению других.

Кроме того, межнациональные  конфликты порождают массовую миграцию населения в соседние регионы. Увеличивая маргинальный слой, вынужденные мигранты (переселенцы, беженцы) заметно осложняют  криминогенную ситуацию в благополучных регионах, провоцируют возникновение новых конфликтов, рост безработицы, проституции, пьянства и наркомании, являясь потенциальным «сырьем» для «рекрутирования» в свои ряды лидерами и иными участниками религиозных тоталитарных сект.

Среди идеологических причин исследуемого вида преступности в первую очередь нужно особо выделить недостатки в условиях воспитания и  образования многих граждан страны.

Неблагополучная ситуация в  обществе не могла не отразиться и  на школе, на ее материальном благосостоянии, на учебном процессе, а прежде всего - на духовно-нравственных основах ее бытия. Неразбериха в программах привела к тому, что нередко  под предлогом новаций в школу  внедряются сомнительные учения, такие  как вальдорфская педагогика, рерихианство, валеология. О программировании человеческого сознания написано и сказано немало. Понятия «информационной», «психологической» войны, или попросту «зомбирования», вошли в повседневный обиход нашей жизни.

Однако воздействовать на сознание и тем более мировоззренческие, морально-нравственные, политические убеждения взрослого, личностно  зрелого человека далеко не всегда возможно и далеко не так просто. Иначе дело обстоит, когда речь идет о подростках. Последним свойственна  повышенная восприимчивость к любым, в том числе самым абсурдным  и социально опасным идеям. Именно этим объясняются те усилия, которые  прилагают все без исключения тоталитарные секты для проникновения  в детскую среду и систему образования. Это проникновение приняло за последние десятилетия массовый характер, чему в немалой степени способствует современная государственная политика в области образования.

Так называемая «Ассоциация  Холодинамики» (по сути являющаяся сектой) в последнее время особенно активизировалась в обучении школьников приемам самогипноза. Внешние влияния на маленького ребенка со стороны окружающих запечатлеваются в душе и могут впоследствии, даже вопреки воле индивида, стать ведущим образом и бессознательно определять его поступки. Поэтому психотерапевтами различных школ и направлений разработаны специальные техники, позволяющие их пациентам вступать в осознанный контакт с такими интроектами, или, говоря иначе, частями личности. Целью такого контакта является внутреннее освобождение от влияния интроекта путем его интеграции в структуру личности. В результате психотерапевтического воздействия такая часть личности перестает существовать в психической реальности человека как обособленный субъект. Последователи же холодинамики провозглашают прямо противоположную цель, а именно - закрепление интроектов в виде ригидных, устойчивых структур в психической реальности личности, которые должны принимать решения и управлять жизнью человека. Такие состояния в современной науке известны как явный симптом так называемой «Множественной личности» - формы тяжелого психического расстройства. Таким образом, произвольное использование упомянутых техник приводит человека, а особенно ребенка, к уходу в себя, погружению во внутренний мир, обострению чувствительности - т.е. развивает качества, необходимые сектантам для проведения определенных экспериментов.

Начиная с 1991 г., российские школы стали самым настоящим  полигоном для внедрения оккультных и иных сектантских учений, для  проведения оккультных экспериментов  на российских детях. Религиозные секты  до недавнего времени чувствовали  себя в российских школах как дома. В последние годы пути вторжения  религиозных сект стали более  разнообразными и неявными. Попытки  обосновать правом на свободу совести  право любой религиозной секты  вести неограниченную в какой бы то ни было форме не имеют под собой совершенно никаких оснований. Вторжение религиозных сект в государственные и муниципальные образовательные учреждения противоречит прежде всего светскому характеру образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 3 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих. Это означает, что без согласия учащихся и их родителей или лиц, их заменяющих (согласие родителей или лиц, их заменяющих, в соответствии с указанным федеральным законом требуется только для малолетних учащихся, однако в соответствии с международными правовыми актами, устанавливающими право на выбор образования и воспитания для своих детей в соответствии с собственными убеждениями, родители вправе требовать согласования этого и в отношении учащихся от 14 до 18 лет), не может осуществляться ни в какой форме пропаганда вероучения оккультных и иных религиозных сект и вовлечение в них учащихся.

Традиционная для того или иного народа религия составляет неотъемлемую часть национальной культуры, поэтому принудительное вовлечение учащихся государственных и муниципальных  образовательных учреждений в религиозные  объединения, отличные от того, к которому они выражают принадлежность или  предпочтительное отношение, есть форма  культурной и религиозной дискриминации  и геноцида.

Отсутствие в образовательных  учреждениях специалистов-религиоведов, а также слабое взаимодействие работников образования с представителями  традиционных конфессий, в частности, Русской православной церкви, отнюдь не способствует изменению ситуации в данной сфере в позитивную сторону.

Помимо проникновения  в образовательные учреждения одной  из целей деятельности деструктивных  сект является внедрение своих последователей в государственные и правоохранительные структуры. Нами проведено исследование, позволяющее определить уровень  реальной распространенности деструктивных  культов среди студентов Самарских  ВУЗов, а также среди сотрудников  правоохранительных органов.

Полученные данные говорят  о том, что основная масса респондентов (82,2%), относящих себя к исповедывающим ту или иную религию, являются традиционно верующими, не имеющими представления об основах и традициях своего вероисповедания либо представляющими его в общих чертах (13,2%). Подавляюще число опрошенных (80,1%) не имеют четкого представления о тоталитарных культах и сектах как социальном явлении. Один из наиболее важных признаков любой тоталитарной секты, такой как обманная вербовка членов группы, - недооценивается респондентами и рассматривается ими как несущественный (5,9%); 11,7% опрошенных считают возможным стать участником одной из таких групп при наличии «определенных обстоятельств», и только 0,8% отдают себе отчет в том, что активная деятельность тоталитарных сект создает такую вероятность.

Как видно из приведенных  данных, низкий уровень реальной осведомленности  в проблемах тоталитарных групп  и сект сочетается с убежденностью  в собственной достаточной компетентности, что в целом создает условия  для переоценки своих возможностей и опасно низкий субъективной настороженности  в отношении активных действий групп.

Из результатов опроса видно, что 9,1% имеют знакомых из числа  членов практически всех культовых  групп, 0,4% имели опыт участия в  прошлом и 0,4% являются в настоящее  время активными участниками.

Подобные данные должны учитываться  при проведении профилактической работы по интересующей нас проблеме.

Особую тревогу вызывает высокая степень распространенности членства из числа курсантов и  студентов Самарского ЮИ ФСИН России в наиболее радикальных деструктивных  группах, таких как сатанисты и кришнаиты, что косвенно свидетельствует о явной социальной дезаптации участников данных групп. Высокие показатели знакомства с членами указанных групп сочетаются с высокими показателями осведомленности (знают об этих группах 66,2%).

К наименее активным в регионе можно отнести следующие группы: «Белое Братство», Церковь объединения (муниты), «Семья» («Дети Бога»), «Церковь Последнего Завета» (Секта Виссариона).

В целом проведенное исследование подтвердило предполагаемый высокий  уровень распространения деструктивных  культов среди молодежи и проникновения  их в студенческую среду, а также  довольно высокую озабоченность  как курсантов и студентов, так  и работающей в правоохранительной системе молодежи данной проблемой. Ситуация обострена тем, что информированность  населения в нашем регионе  о деятельности и признаках религиозных  тоталитарных сект крайне низка. Уровень  и объем знаний курсантов и  студентов об особенностях этих сект более чем скромен. Более того, они мало и зачастую неверно знают  о традиционных религиозных конфессиях. Подобный дефицит информации может привести к тому, что наши учащиеся помимо своей воли могут быть втянуты в подобные деструктивные организации.

Кроме того, среди противоречий в идеологической сфере не менее  важны противоречия в общественном сознании, связанные с моралью  и нравственностью. А основу нравственности составляют религиозные учения. Поэтому  отрицание в советское время  и отсутствие четкой позиции государства  по взаимодействию с традиционными  религиозными конфессиями и институтами привели к некоторой инфантильности и пассивности Русской православной церкви (РПЦ) в вопросах приобщения православного населения страны к христианской вере на фоне активной миссионерской деятельности всевозможных отечественных и зарубежных религиозных тоталитарных сект. Хотя вклад РПЦ, имеющей свою богословскую науку, мог оказаться значительным в морально-нравственном развитии общества.

Нравственная и религиозная  неопределенность нашего времени способствует на рубеже веков распространению  фундаментализма, особенно в мусульманском  мире. Фундаменталисты стремятся  вернуть общество к подобающим в  их представлениях нравственным и доктринальным  устоям в их первоначальном смысле, считая наиболее опасными отступников  от основ веры в среде единоверцев.

Признаками религиозного фундаментализма являются: 1) стремление сохранить «исконные» традиции, культы, обряды; 2) противопоставление «светскому»  духу мира; 3) борьба с любыми проявлениями «секуляризации»; 4) отношение к государству, праву и всему светскому как  к средству реализации религиозных  целей, которым и должны быть подчинены; 5) навязывание своих доктрин и  образа жизни окружающим; 6) демонстрация глубоких религиозных убеждений, напоминающих фанатизм.

Любой фанатизм, в том  числе религиозный, свидетельствует  о крайнем проявлении своих убеждений, ведущему к экстремизму и терроризму. Следовательно, религиозный фундаментализм в совокупности с рядом обстоятельств  может привести человека к совершению преступления, поэтому должен рассматриваться  и как криминогенный фактор.

Как одну из разновидностей фундаментализма, можно рассматривать  и сатанизм. Сатанизм сформировался  еще в эллинистическую эпоху  в Месопотамии, где в период наступления  христианства традиционное язычество  воспротивилось ему, «находя среди  своих богов те образы, которые  в христианстве олицетворяли зло, сатанинское  начало». В своем вероучении сатанизм содержит основные элементы христианского  учения о сотворении мира, но его  императивы поведения, как отмечают ученые, прямо противоположны христианским заповедям. Если христиане своей  целью ставят достижение верности Богу, то приверженцы сатанизма отвечают на поставленный вопрос отрицательно, доказывая это своими поступками, которые основываются на вероучении, являющемся по сути антихристианским. В истории существовал не один источник сатанинского вероучения. Все  они направлены на то, чтобы научить  своих последователей причинять  зло другим людям. Основополагающие их идеи заключаются в том, что  нет никого сильнее Сатаны, вследствие чего он заслуживает восхищения, поклонения. По отношению к людям нужно  проявлять жестокость и насилие  и быть готовым к насилию со стороны других. Нельзя себе отказывать ни в чем. Социальные структуры нужно  разлагать и делать это изнутри. Чтобы выполнить эту цель, в  сатанизме существует множество  различных путей, связанных с  воздействием на человеческую психику.

Информация о работе Причины и условия преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект