Принудительные меры медицинского характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

бъектом исследования выступают общественные отношения в сфере применения законодательства о принудительных мерах медицинского характера. Предмет исследования - уголовно-правовые нормы, предусмотренные ст.ст. 19 - 23, 97 - 104 УК РФ и практика их применения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. История и понятие принудительных мер медицинского характера
1.1 Развитие российского законодательства о принудительных мерах медицинского характера
1.2 Понятие, виды и правовая природа принудительных мер медицинского характера
Глава 2. Цели и порядок применения принудительных мер медицинского характера
2.1 Цели принудительных мер медицинского характера
2.2 Проблемы правового регулирования исполнения принудительных мер медицинского характера
Заключение
Список источников и литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 66.57 Кб (Скачать файл)

Впервые УК РФ закрепляет цели принудительных мер медицинского характера. В соответствии со ст. 98 к  ним относятся: излечение лиц  или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК. Исходя из содержания данной статьи эти цели можно разделить  на медицинские и правовые (юридические). Цель медицинского характера определяется альтернативно: «излечение» либо «улучшение психического состояния» психически больных лиц. Целью правового характера является предупреждение совершения ими новых общественно опасных деяний. Назаренко Г.В. Указ. соч. С. 14..

Цели принудительных мер медицинского характера, не соединенных  с наказанием, являются по своему содержанию исключительно лечебными, имеют  самостоятельное значение и не соотносятся  с целями уголовной ответственности. Представляется, что целями принудительных мер медицинского характера, не соединенных  с наказанием, являются излечение  лиц или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых общественно  опасных деяний. Как видно, ст. 98 УК РФ отражает именно эти цели. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (издание третье, переработанное и дополненное) / Под ред. А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. М.: Юрайт-Издат, 2006. С. 118..

Определяя цели принудительных мер медицинского характера, соединенных с наказанием, следует  учитывать, что они являются «этапом» в достижении целей уголовной  ответственности. Таким образом, при  достижении целей уголовной ответственности  наказание является основным, а принудительные меры медицинского характера - дополнительным средством ее реализации. Признавая, что наказание направлено на достижение единственной цели - предупреждение преступлений, представляется, что целями принудительных мер медицинского характера являются излечение лиц или улучшение их психического состояния. Выделение цели предупреждения преступлений в отношении принудительных мер медицинского характера является излишним. Поскольку указанные меры всегда применяются в совокупности с наказанием, достаточным является указание на цель предупреждения применительно к наказанию. Обоснованно указывается, что «достижение цели предупреждения новых преступлений со стороны лиц, совершивших преступление и страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в большей мере применимо к наказанию, которое им может быть назначено наряду с применением принудительных мер медицинского характера». Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога М.: Юристъ, 2004. С. 499..

Излечение означает выздоровление лица, то есть полное исчезновение психического расстройства. Справедливо отмечается, что термин «излечение» следует понимать более  широко, чем выздоровление, так как  понятие «принудительное лечение» включает в себя не только лечение  как таковое, но и содержание в  стационаре с определенным режимом, соответствующим характеру психического заболевания и степени общественной опасности лица. Назаренко Г.В. Указ. соч. С. 14..

Поскольку в  результате лечения далеко не всегда удается достигнуть выздоровления  или полного исчезновения психического расстройства, обоснованным является выделение такой цели, как улучшение  психического состояния.В этом случае психическое состояние лица изменяется таким образом, что оно становится неопасным для себя и общества, хотя и продолжает страдать тем или иным психическим расстройством.

Цель предупреждения совершения новых общественно опасных  деяний психически больными лицами не тождественна цели предупреждения совершения преступлений, имеющейся у наказания. Это связано с тем, что цель предупреждения преступлений адресована, с одной стороны, лицам, уже совершившим преступление (частная превенция), а с другой - неопределенному кругу лиц, которые могут совершить преступление (общая превенция). В обоих случаях предупредительная функция наказания направлена на всех вменяемых лиц, которые могут осознавать фактический характер своих действий (бездействия) и руководить ими. Что касается цели предупреждения в отношении психически больных лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 97 Уголовного кодекса РФ, то ее содержание не осознается невменяемыми лицами, в отношении которых самостоятельно применяется принудительная медицинская мера, не соединенная с наказанием. В данном случае правовая цель частного предупреждения общественно опасных деяний достигается в зависимости от достижения медицинских целей излечения или улучшения психического состояния. Что же касается цели общего предупреждения, то законодатель обоснованно не включает ее в перечень целей принудительных мер медицинского характера, поскольку, применяя эти принудительные меры, объективно невозможно удержать других психически больных лиц от совершения общественно опасных деяний. Уголовное право России. Часть общая: учебник для вузов (издание второе, переработанное и дополненное) / Под ред. Л.Л. Кругликова. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 562..

2.2 Проблемы правового  регулирования исполнения  принудительных мер  медицинского характера

В ходе применения принудительных мер медицинского характера, учитывая цели их применения, может  изменяться психическое состояние  лиц, подвергнутых этим мерам. В интересах  соблюдения прав этих категорий лиц, названных в ч. 1 ст. 97 УК РФ, исходя из факта невозможности прогнозирования  времени, достаточного для излечения  или улучшения их психического состояния, уголовное законодательство регламентирует вопросы продления, изменения и  прекращения применения принудительных мер медицинского характера (ст. 102 УК РФ). Принципиальными в этом вопросе следует считать положения закона о том, что только суд принимает решение о продлении, изменении и прекращении применения принудительных мер медицинского характера (ч. 1 ст. 102 УК РФ), а также об осуществлении регулярного комиссионного освидетельствования лиц, находящихся на принудительном лечении, что позволяет не только решать, но и осуществлять судебный контроль за ходом применения этих мер. Освидетельствование лиц, страдающих психическими расстройствами, находящихся на принудительном лечении, осуществляет комиссия врачей-психиатров, которая проводит такие освидетельствования не реже одного раза в 6 месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. Такое ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования. Закрепление в уголовном законе регулярности комиссионного освидетельствования лиц, страдающих психическими расстройствами и находящихся на принудительном лечении, является дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов этих лиц. Уголовный процесс: Учебник для вузов. / Под общ. ред. В.И. Радченко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2006. С.563..

Первое заключение комиссии врачей-психиатров о продлении  применения принудительной меры медицинского характера направляется в суд  по истечении 6 месяцев после его начала, а в дальнейшем комиссионные освидетельствования проводятся по общему правилу, а заключение о необходимости продления этих мер направляется в суд один раз в год.

Суд продляет принудительные меры медицинского характера при  отсутствии оснований для прекращения  применения или изменения принудительной меры медицинского характера (ч. 2 ст. 102 УК РФ), иными словами, врачи-психиатры  в заключение должны прийти к выводу об отсутствии существенных изменений  либо отсутствии данных о стойкости  состояния больного и учесть это  состояние с точки зрения опасности  для него и других лиц. Изменение принудительных мер медицинского характера может произойти как в сторону смягчения, так и в сторону перехода к более жесткому его виду. Для изменения принудительной меры медицинского характера необходимо, чтобы не только отпала необходимость в применении ранее назначенной меры, но и возникла необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера (ч. 3 ст. 102 УК РФ). Имеются в виду основания применения различных видов принудительного медицинского характера, раскрытых в ст. ст. 100, 101 УК РФ.

В настоящее  время почти полностью отсутствует  правовое регулирование процесса исполнения принудительных мер медицинского характера.

Их применение складывается из двух составных частей: назначения и исполнения. Процедура  назначения регламентирована нормами  гл. 51 УПК. Завершается эта процедура  вступлением в силу постановления  суда о применении к лицу принудительной меры медицинского характера определенного  вида (ст. 443 УПК РФ). Сами виды принудительных медицинских мер, равно как основания  и цели их применения, а также  контингент лиц, к которым они  применяются, определены в гл. 15 УК РФ.

Исполнение принудительных мер медицинского характера начинается с доставки и приема лица в стационарное психиатрическое учреждение (или  с момента начала амбулаторного  наблюдения и лечения), а завершается  вступлением в силу решения суда об их отмене (ст. 102 УК РФ; ст. 445 УПК РФ).

По своему содержанию сфера исполнения принудительного  лечения сложна и разнообразна. Она охватывает кроме собственно лечебной работы также организацию периодических врачебных освидетельствований для постановки перед судом вопроса о продлении назначенной меры или изменении ее вида; организацию системы безопасности психиатрических стационаров, осуществляющих принудительное лечение; систему документации, необходимой для надлежащего осуществления принудительного лечения, и др. Шишков С. Исполнение принудительных мер медицинского характера (проблемы правового регулирования) // Законность. 2007. № 6. С. 22.. Из всех аспектов рассматриваемой деятельности более или менее удовлетворительно урегулирован законом лишь один - относящийся к основаниям и порядку продления, изменения и отмены принудительных медицинских мер (ст. 102 УК РФ и ст. 445 УПК РФ); прочие ее аспекты были и остаются практически без законодательной регламентации.

Заключение

Назначение  принудительных мер медицинского характера  лицу, совершившему общественно опасное  деяние (лицо во время его совершения находилось в состоянии невменяемости), приводит к возникновению правоотношения, которое носит специфический  охранительный характер до восстановления способности лица к осознанно  волевой регуляции поведения. После  восстановления способности этого  лица к осознанно волевой регуляции  поведения принудительные меры медицинского характера (правоотношения) прекращаются.

 Принудительные  меры медицинского характера -- меры государственного принуждения, назначаемые, продлеваемые, изменяемые и прекращаемые по определению (постановлению) суда лицам, которые совершили общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью УК РФ, в состоянии невменяемости, а также лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; либо назначаемые по приговору суда лицам, виновным в совершении преступления и страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости, но повлиявшим на осознанно волевую регуляцию поведения во время совершения преступления, и заключающиеся в мероприятиях, направленных на восстановление, укрепление психического здоровья, для предупреждения совершения нового общественно опасного деяния, опасности причинения вреда для себя или других лиц, возможности причинения иного существенного вреда, соблюдения прав и законных интересов этих лиц.

Государство в  лице специально уполномоченных органов  вправе назначить лицу принудительные меры медицинского характера. Лицо, совершившее  общественно опасное деяние, страдающее психическим расстройством, имеет  право на тот вид принудительных мер медицинского характера, который  соответствует его психическому состоянию и опасности причинения вреда самому себе и окружающим, иного существенного вреда. После  восстановления способности этого  лица к осознанно волевой регуляции  поведения принудительные меры медицинского характера прекращаются.

 В случае  ограниченной вменяемости правоотношение  имеет обычный уголовно-правовой характер. Субъектами такого правоотношения становятся, с одной стороны, лицо, страдающее психическим расстройством, совершившее преступление, с другой -- государство в лице специально уполномоченных органов. Содержанием правоотношений становятся права и обязанности их субъектов. Содержание такого правоотношения связано с уголовной ответственностью и наказанием лица, совершившего преступление. При этом, если на поведение субъекта в момент совершения преступления оказало влияние имеющееся психическое расстройство, то суд вправе назначить лицу принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания, а лицо, совершившее преступление, обязано подвергнуться наказанию и сопряженным с ним принудительным мерам медицинского характера.

До восстановления способности лица к осознанно  волевой регуляции поведения  правоотношение носит специфический  охранительный характер. После восстановления способности этого лица к осознанно  волевой регуляции поведения правоотношение принимает обычный уголовно-правовой характер, а лицо может подлежать уголовной ответственности и наказанию. 
 
 
 
 
 

Список  источников и литературы

Нормативно-правовые акты

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 08.04.2008) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 04.03.2008) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.

3. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (в ред. от 05.01.2006) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50. Ст. 4848.

4. Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (в ред. от 22.08.2004) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.

Информация о работе Принудительные меры медицинского характера