Принудительные меры медицинского и воспитательного характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 22:33, контрольная работа

Описание работы

В принудительных мерах воспитательного воздействия заложен иной характер лишения, иная тяжесть «кары», чем в наказании. Общим, однако, и для наказания и для принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых в соответствии со ст.90 Уголовного Кодекса РФ, является то, что оба вида этих мер должны довести до правонарушителя цели уголовной ответственности, служить ее выражением. Уже само название мер – принудительные меры воспитательного воздействия – свидетельствуют об основном направлении их воздействия: они должны быть преимущественно направлены на воспитание и перевоспитание несовершеннолетних с учетом особенностей личности лиц подросткового и юношеского возраста.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ. 3
2. СУЩНОСТЬ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМ. 7
3. ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ НАЗНАЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ МЕР, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ. 11
4. ЦЕЛИ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. 15
5. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. 19
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 30

Файлы: 1 файл

здесь.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

1. Факторы, относящиеся  к характеристике преступлений, совершаемых несовершеннолетним. То  есть в данном случае будет  рассматриваться вопрос об общественной  опасности преступления, совершенного подростком. Так в большей степени деяния, совершаемые подростками, не представляют большой общественной опасности. На мой взгляд, данный факт в первую очередь свидетельствует о том, что преступления, совершаемые подростком, в основном происходят из «озорства», «самоутверждения» молодого поколения и не имеют конкретной криминальной цели. Отсюда вытекает и меньшая степень общественной опасности преступлений. Так, преступления несовершеннолетних, по сравнению с взрослыми, отличаются в целом менее тяжкими последствиями, что обуславливается так называемой «детской мотивацией» (кража сладостей, небольшой суммы денег, понравившихся предметов модной одежды и т.д.).8

Также рассматривается  вопрос о рецидивности преступлений. Конечно же, данный фактор на много  выше у взрослых, чем у подростков. Если учесть, что уровень рецидивной преступности является наиболее устойчивым критерием эффективности наказания, то в какой-то степени можно прийти к выводу о том,  что уголовно-правовые меры, не связанные с лишением свободы, применяемые к несовершеннолетним, являются относительно эффективными. Хотя, разумеется, вопрос о дальнейшем повышении эффективности и совершенствовании системы этих мер не должен оставаться без дальнейшего совершенствования.

2. Факторы, относящиеся  к характеристике личности. К  ним исследователи отнесли следующие показатели – это отсутствие необходимого жизненного опыта. Данный фактор вытекает из того, что данная категория преступников – несовершеннолетни и в силу их раннего возраста, они не могут еще расставить или выбрать необходимые им в жизни приоритеты. Отсюда же вытекает и следующий показатель – относительно меньшая зрелость мышления, что означает отсутствие твердой базы знаний, которая помогает в выборе жизненных ценностей. К данной группе можно отнести большое количество факторов – это незавершенность интеллектуального и волевого развития, недостаточная способность критической оценки конкретной жизненной ситуации, избыток энергии и многое другое.

На мой взгляд, вся  данная группа характеризует несовершеннолетнего правонарушителя в первую очередь, как ребенка, хотя уголовный закон и не знает такого определения. Однако, не стоит забывать, что данный индивид еще находится на стадии формирования мышления, жизненных позиций, то есть как таковая сама личность в данном возрасте у подростков не сформировалась. И он пробует себя в различных направлениях жизни, тем самым, пытаясь определиться, найти свой жизненный путь. И главное, что в этот момент, что должно сделать общество и государство, в определенных случаях, это не ожесточать подростков, а наоборот разъяснить их ошибку и помочь найти правильный путь.

3. Факторы, относящиеся  к причинам и условиям преступлений, совершаемых несовершеннолетними.  Для начала необходимо пояснить, что каждое преступление по  себе «уникально», неповторяемо и подвести их всех под один какой-то уровень, предел очень трудно. Так и причин, мотивов и условий преступлений  очень много. Однако, сведя все к общему, ряд исследователей выделил следующие факторы, однако нельзя забывать, что они являются условными и полностью все в одном составе преступления проявиться в чистом виде не могут.

Итак, это дефекты семейного  воспитания. Они в первую очередь  проявляются в отрицательном  примере родителей и других старших  членов семьи, в аморальном поведении родителей и близких, в пьянстве, жестокости, грубости, то есть в низком культурном уровне семьи. Отсутствие необходимых навыков воспитания или неправильная линия воспитания, формирующая у подростка такие отрицательные черты характера, как эгоизм, жадность, жестокость, безответственность и многое другое.

Конечно же, существуют множество  других факторов, таких как отрицательное  влияние ближайшего окружения, недостатки в организации досуга и безнадзорность за поведением несовершеннолетним, вовлечение их в преступную и иную антиобщественную деятельность. Однако, на мой взгляд, причина всего всегда кроится в семье. Не даром многие мыслители говорили, что семья – это начало и причина всего. В семье рождается человек, в ней он получает первые знания, опыт. Но они могут быть как положительные, так и отрицательные, поэтому, чтобы разобраться в причинах совершения преступления несовершеннолетним, необходимо узнать в каких жизненных условиях он рос, и что могло способствовать его правовому отклонению от правовых норм.  

Подводя итог всему выше перечисленному, можно сделать вывод, что, конечно, перечень факторов в каждой из трех групп является далеко не исчерпывающим. Но и этих факторов достаточно, чтобы  прийти к выводу о том, что личность несовершеннолетних и совершаемых ими преступления характеризуется целым рядом специфических признаков, из которых может быть составлен своеобразный портрет несовершеннолетнего правонарушителя, что всегда должно учитываться при индивидуализации наказания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЦЕЛИ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

 

В ст. 2 Уголовного кодекса  РФ устанавливается, что за совершение преступлений применяется не только наказание, но также иные меры уголовно-правового  характера. К числу таких мер  относятся принудительные меры воспитательного воздействия и принудительные меры медицинского характера. К числу таких мер относятся принудительные меры принудительного воздействия и принудительные меры медицинского характера.

 Спецификой принудительных  мер воспитательного воздействия  является то, что их применение основано на принципах гуманизма и экономии уголовной репрессии. Как уже не раз отмечалось, уголовный закон предусматривает возможность применения данных уголовно-правовых мер только в отношении несовершеннолетних. Важным является то обстоятельство, что указанные меры не всегда, а лишь в строго установленных законом случаях являются формами реализации уголовной ответственности и соответственно только тогда выступают в качестве средства достижения целей уголовно-правовой ответственности.

Принудительные меры воспитательного  воздействия, являясь отличными  от наказания формами реализации уголовной ответственности, имеют  перед собой определенные цели, ради которых их применение и является допустимым. Будучи достигнутыми, эти  цели становятся средством реализации уже целей уголовной ответственности. При этом цели принудительных мер принудительного воздействия не сводятся к целям наказания.    

Поскольку цели принудительных мер  воспитательного воздействия социально  обусловлены, они должны соответствовать определенным методологическим характеристикам. Поэтому цели рассматриваемых принудительных мер являются истинными, реальными, ближайшими по отношению к целям уголовной ответственности, промежуточными по отношению к конечной цели уголовного права и гуманными.

С учетом указанных характеристик  представляется возможным рассмотреть  цели принудительных мер воспитательного  воздействия в содержательном аспекте  и указать необходимость их нормального  закрепления в уголовном законе.

Уголовный кодекс РФ не содержит указания на цели принудительных мер воспитательного воздействия, равно как и не дает их определения. К сожалению, в юридической литературе данный институт уголовного права не подвергается детальному изучению, чем, очевидно, и объясняется отсутствие точек зрения различных авторов на цели этих мер.

Для характеристики самих целей  необходимо обратить внимание еще на один аспект. Рассматриваемые принудительные меры представляют собой форму реализации уголовной ответственности только в случае освобождения несовершеннолетнего от наказания (ст. 92 УКРФ). В целом же социально-юридическая природа данных мер не может быть охарактеризована однозначно. Порядок исполнения указанных мер регламентируется в рамках не уголовно-исполнительных, а административно-правовых отношений. Справедливо отмечается, что поскольку с освобождением несовершеннолетнего от наказания он считается несудимым (ч. 2 ст. 86 УК РФ), « в содержание уголовной ответственности входит лишь акт применения их судом, но не их исполнение».9 Таким образом, когда принудительные меры воспитательного воздействия назначаются судом несовершеннолетнему при освобождении его от  уголовной ответственности, имеют место только административно-правовые отношения. В этом случае уголовная ответственность не реализуется, а искусственно прерывается. Однако, если принудительные меры воспитательного воздействия являются формой реализации уголовной ответственности и соответственно назначаются судом при освобождении несовершеннолетнего  от наказания, следует говорить об особой форме взаимодействия уголовно-правовых  и административно-правовых отношений, преследующих определенные цели.10

Цели принудительных мер воспитательного  воздействия, с одной стороны, находятся  в тесной взаимосвязи  и взаимозависимости  с целями уголовной ответственности, поскольку соотносятся с последними как часть и целое, а с другой – имеют относительно самостоятельный характер. Цели указанных мер несоотносимы с целями наказания и, более того в какой-то мере им противопоставлены. Их применение в значительной степени более гуманно, чем применение наказания. Принудительные меры воспитательного воздействия не являются карой, ни ее частью. Само название данных мер подчеркивает их исправительно-воспитательный смысл. Однако, как уже отмечалось ранее, все-таки доля наказания, кары в них все-таки присутствует.

Представляется, что целями принудительных мер воспитательного воздействия  являются исправление несовершеннолетних, а также принуждение совершения новых преступлений. Исправление  подразумевает под собой позитивную направленность его поступков, формирование жизненных позиций, согласующихся с нормами морали и права. Н.Г. Иванов отмечает, что исправление заключается в том, чтобы лицо стало добропорядочным членом общества, ибо большего от этой цели не требуется.11

В отличие от наказания перед  принудительными мерами воспитательного  воздействия становиться возможной  постановка данной цели. Несовершеннолетние значительно легче поддаются  исправлению, основанному на воспитательном воздействии. Исполнение же наказания может  «сломать» окончательно еще не сформированную личность несовершеннолетнего, приобщить его к преступной субкультуре и в конечном итоге «записать» его в резерв взрослой и рецидивной преступности.

Цель предупреждения совершения новых преступлений внешне совпадает с одноименной целью наказания и рассматривается также в двух направлениях: частной и общей превенции. Однако предупреждение преступлений как цель принудительных мер воспитательного воздействия и как цель наказания неодинакова по своему содержанию. Отличие здесь заключается в средствах достижения указанной цели. В отношении несовершеннолетних возможно использование более гуманного воспитательного, а не карательного воздействия, хотя и осуществляемого путем принуждения. Наказание же не мыслимо без своего карательного содержания.

Цели исправления и  предупреждения следует соотносить друг с другом как части неделимого целого, поскольку меры воспитательного воздействия предполагают комплексное принудительное воздействие на несовершеннолетнего. Результат исправления несовершеннолетнего  одновременно означает и достижение цели предупреждения. Предполагается, что несовершеннолетний не должен совершать в будущем преступлений не только по причине страха привлечения к уголовной ответственности, но также и потому, что его нравственные и моральные качества как исправившейся личности будут отличаться позитивной нравственностью, не допускающей противоправного поведения.

В связи с выше изложенным можно сделать вывод, что представляется целесообразнее  дополнение Уголовного кодекса статьей о целях принудительных мер воспитательного воздействия.

«Статья 90.1. Цели принудительных мер воспитательного воздействия

Принудительные меры воспитательного воздействия применяются  в целях исправления несовершеннолетних, а также совершения ими новых  преступлений». 

     

  1. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

 

Освобождая несовершеннолетнее лицо, виновное в совершении преступления,  от уголовной ответственности, государство как субъект уголовно-правового отношения отказывается от своего права подвергнуть его наказанию, то есть от права реализации уголовной ответственности.12

Уголовный кодекс предусматривает  в настоящее время в гл. 11, 13, 14 и Особенной части шесть видов (оснований) освобождения от уголовной ответственности, применяемых к несовершеннолетним. Так в Уголовном кодексе почти все основания могут применяться как к совершеннолетним, так и несовершеннолетним лицам. Оснований освобождения от уголовной ответственности, которые могли бы применяться только к совершеннолетним, нет. Единственным основанием, которое может применяться к несовершеннолетним, является освобождение от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Будучи сопряжено с применением установленных законом принудительных мер, оно должно применяться только тогда, когда юридически невозможно применение других оснований освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних, не связанных какими-либо правоограничениями.13

В отличие от Уголовного кодекса 1960 г., в действующем кодексе  присутствует пять принудительных мер  воспитательного воздействия. Особенно критически воспринимается рядом исследователей отсутствие в действующем Уголовном кодексе такой ранее действующей меры воспитательного  характера, как «передача несовершеннолетнего под наблюдение трудовому коллективу, общественной организации, с их согласия, а также отдельным гражданам по их просьбе». Указанная принудительная мера воспитательного воздействия способствовала участию общественности в процессе исправления виновного в преступлении несовершеннолетнего лица и предупреждения совершения им новых преступлений, чего в настоящее время не наблюдается. Общественность и трудовые коллективы фактически оказались оторванными от этого важного процесса. Можно было сохранить в Уголовном кодексе и другую ранее действовавшую принудительную меру воспитательного характера – «возложение обязанности публично или в иной форме, определенной судом, принести извинение потерпевшему». Она имела морально-нравственное значение для потерпевшего, а также для самого виновного в преступлении несовершеннолетнего.14

Информация о работе Принудительные меры медицинского и воспитательного характера