Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 22:33, контрольная работа
В принудительных мерах воспитательного воздействия заложен иной характер лишения, иная тяжесть «кары», чем в наказании. Общим, однако, и для наказания и для принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых в соответствии со ст.90 Уголовного Кодекса РФ, является то, что оба вида этих мер должны довести до правонарушителя цели уголовной ответственности, служить ее выражением. Уже само название мер – принудительные меры воспитательного воздействия – свидетельствуют об основном направлении их воздействия: они должны быть преимущественно направлены на воспитание и перевоспитание несовершеннолетних с учетом особенностей личности лиц подросткового и юношеского возраста.
1. ВВЕДЕНИЕ. 3
2. СУЩНОСТЬ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫХ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМ. 7
3. ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ НАЗНАЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ МЕР, НЕ СВЯЗАННЫХ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ. 11
4. ЦЕЛИ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. 15
5. ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. 19
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 30
Нельзя обойти вниманием
проблему сокращения специальных учебно-
Таким образом, исходя, из этого можно сделать вывод, что наблюдаются явные непонимание и недооценка роли специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, многими руководителями местных органов власти.
Теперь непосредственно
рассмотрим сами виды принудительных
мер воспитательного
Так несовершеннолетний,
впервые совершивший
Часть вторая статьи 90 УК РФ предусматривает следующие виды принудительных мер воспитательного воздействия:
В соответствии с ч.1 ст.91 УК РФ «предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом». Предупреждение имеет важное воспитательное и правовое значение. Однако, данная мера наказания, по моему мнению, в уголовной практике применяется крайне редко, так как несовершеннолетний преступник совершает преступление, и он осознает это, даже если учесть его малолетний возраст. Поэтому, на мой взгляд, эффективность применения данной меры воспитательного воздействия очень низкая и если и применять данную меру, то в совокупности еще с какой-либо.
«Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их замещающих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением» (ч.2 ст.91 УК РФ).16 При применении данной принудительной меры родители ограничиваются в способах выполнения данной обязанности: обязанность родителей конкретизируется, и им поручается, например, не позволять ребенку покидать дом после определенного часа и другое. Необходимо отметить, что в отношении родителей и лиц, их заменяющих, предусмотренная обязанность существует и на основе норм семейного права. Применение этой меры не дает родителям и другим лицам в отношении несовершеннолетнего никаких прав, которых бы они не имели, исходя из норм семейного права. Данная мера является своеобразным предупреждением родителям и другим лицам о возможности привлечения их ребенка (подопечного) к ответственности, с тем, чтобы побудить их к более активной воспитательной деятельности. В случае, когда родители и другие лица не согласны принять обязанность по надзору либо не способны должным образом выполнить эту обязанность, отдается предпочтение специализированному государственному органу.
При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что данные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующие материалы, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и другие требования.17 Что еще можно сказать проданную меру? Только то, что перед тем как ее назначить, необходимо выяснить причины совершения преступления несовершеннолетнего. Ведь невозможно следить, контролировать подростка 24 часа в сутки. Необходимо сконцентрировать на определенной стороне его жизни свое внимание, вникнуть в нее, а затем уже убедить, попытаться разъяснить несовершеннолетнему его ошибку, и описать дальнейший поворот событий, если он не исправиться либо в принудительном порядке оградить его от данной стороны его жизни.
«Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него трудовых навыков» (ч.3 ст.91 УК РФ).18 Обязанность загладить причиненный вред не сводится исключительно к возмещению ущерба, причиненного преступлением и компенсации морального вреда. В некоторых случаях с согласия потерпевшего ущерб может быть возмещен не в полном объеме, моральный вред может быть заглажен извинением, раскаянием преступника. Вред может быть заглажен путем совершения каких-либо полезных для потерпевшего или общества деяний, независимо от факта причинения преступлением имущественного ущерба и того факта, что причиненный преступником вред находится за рамками состава преступления (например, вред от преступления с формальным составом). То есть данная мера воспитательного воздействия в какой-то мере сводится к возмещению вреда путем труда несовершеннолетнего. Данный аспект имеет положительную сторону в том, что несовершеннолетний, привлеченный к общественному труду, будет осознавать через физическую нагрузку противоправность своего поступка, правовые последствия его совершения. А также данная мера внесет в досуг несовершеннолетнего определенное разнообразие, к которому он должен будет относиться с определенной ответственностью и серьезностью, остерегаясь последствий, которые могут наступить вследствие неисполнения данной меры.
«Ограничение досуга и установления особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа» (ч.4 ст.91 УК РФ).19 В отношении несовершеннолетнего могут быть предъявлены и другие требования, необходимые для его исправления. Однако данные требования должны быть целесообразными, не должны быть жестокими, причинять вред несовершеннолетнему, целью их не должно быть уничтожение его достоинства. Данную меру в чем-то можно определить как продолжение меры - передачи несовершеннолетнего под надзор родителям и лиц их заменяющих. Так как ограничение и соблюдение досуга производится под контролем родителей. Поэтому, можно сказать, что проблемы в возможности осуществления данной меры будут такими же как и у меры - передачи под надзор родителям.
Срок применения принудительных
мер воспитательного
Так как меры воспитательного воздействия не делятся на основные и дополнительные, несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного характера.20
Данную меру нецелесообразно применять к лицу, не признавшему своей вины в совершении преступления, при этом следует учитывать, что признание, как и любое другое доказательство, должно оцениваться критически. У несовершеннолетнего могут быть веские основания для самооговора (например: страх перед уголовным наказанием или действительным преступником).
Возможность исправления несовершеннолетнего может быть установлена исходя из характера и степени опасности данного конкретного преступления, личности виновного, условий его жизни и воспитания и других обстоятельств дела.
В ст. 90 также предусматривается возможность отмены меры воспитательного воздействия в случаи «систематического неисполнения несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия». Освобождение от уголовной ответственности и применение принудительных мер не прерывают и не приостанавливают течения давности привлечения к уголовной ответственности, что необходимо учитывать при отмене принудительных мер.
В юридической литературе звучат предложения по введению дополнительных принудительных мер воспитательного воздействия. Так, по мнению В.В. Акименко, в качестве новой принудительной меры воспитательного характера следовало бы предусмотреть - помещение несовершеннолетних в центры временной изоляции несовершеннолетних сроком до 45 суток, сделав ее применение обязательной при нарушении несовершеннолетним мер предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК РФ, прежде чем направить в специальное воспитательное учреждение. Такое заключение автор делает исходя из следующей статистики: в отношении примерно 20% несовершеннолетних, помещавшихся в приемники-распределители сроком на 30-45 суток в ожидании путевок в названные учреждения и освобожденных из них из-за не поступления последних своевременно — такая мера — краткая изоляция — давала позитивные изменения в личности подростка, выразившиеся в значительном улучшении поведения: прекратились правонарушения, улучшилась учеба, порвали с лицами, отрицательно характеризующимися.
На мой взгляд данное предложение может заслуживать внимание и должно быть подвергнуто более детальному анализу.
Окончательный вопрос о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия решается судом (ст.427, 431 УПК РФ).
Применение принудительных мер воспитательного воздействия призвано сыграть определенную роль в борьбе с преступностью несовершеннолетних. Сама судебная процедура назначения этих мер несовершеннолетнему придает ей иной, более дисциплинирующий характер, чем применение ее комиссией по делам несовершеннолетних. Большинство виновных в преступлении подростков (45,2 %) при опросе отметили, что наиболее сильное впечатление на них оказало именно судебно рассмотрение уголовного дела. Однако в судебной практике принудительные меры воспитательного воздействия применяются крайне редко.21
Преступление – это социальное зло, а преступность несовершеннолетних – это зло, увеличенное во много раз. И хотя процент осужденных судами несовершеннолетних в сравнении со взрослыми невелик, мериться с таким явлением, когда подростки совершают преступление, нельзя.
Современные тенденции преступности: ее рост, значительное омоложение, увеличение доли тяжких преступлений и многое другое — не могут не тревожить общество, государство, граждан. В настоящее время более половины всех преступлений в стране совершается лицами молодого возраста (до 30 лет), причем только несовершеннолетними — каждое десятое, и на их долю приходится около трети всех изнасилований, грабежей, краж личного имущества граждан.
Многие исследователи отмечают значительный рост преступной активности несовершеннолетних. Жизнь и юридическая практика подсказывает, что первым звеном в предупреждении конфликта с законом является знание того, что есть закон, чем он отличается от норм морали и какие последствия для человека возникают при нарушении закона. Если же говорить о личности подростка, то в ситуации конфликта и его предупреждения приходится учитывать многое: и возраст подростка, и тип его нервной системы, и уровень развития его интеллекта и многое другое.
Государство должно кинуть все силы на борьбу, а самое главное на предупреждение преступности среди несовершеннолетних. Так самостоятельный источник международного права Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних устанавливает основополагающие стандарты по данному вопросу. Эр-Риядские принципы делают акцент на важности осуществления прогрессивной политики предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, «избегая криминализации и наказания ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка и вреда другим». В основе данной политики лежит систематическое изучение и выработка мер, обеспечивающих возможность:
Конечно, многое из того, что написано в данных принципах используется в большей степени декларативно, однако нужно стремиться, чтобы данные положения не оставались только на бумаге, а претворялись в жизнь.
Однако главная
Что же касается выводов по самой теме данной работы, то на мой взгляд, необходимо, чтобы законодатель более детально регламентировал данные меры воспитательного воздействия, чтобы правоприменителю было более удобно и практично применять их на практике.
Если данное предложение будет осуществлено в действительности, то скорее всего увеличится практика применения данных мер к несовершеннолетним правонарушителям и возможно в дальнейшем подростковая преступность будет снижена в несколько раз.
1. Руководящие принципы
организации объединенных
2. Минимальные стандартные
правила Организации
3. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М: Изд-во ОМЕГА-Л,
2005.- 176 с.
Информация о работе Принудительные меры медицинского и воспитательного характера