Проблемы и возможные пути совершенствования уголовно - правовой охраны земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:14, реферат

Описание работы

Вредное воздействие на землю проявляется в загрязнении, захламлении, засолении, заболачивании, подтоплении, опустынивании, иссушении, переуплотнении и эрозии почвы, порче и уничтожении плодородного слоя, заражении почвы возбудителями бактериальных, паразитарных и инфекционных заболеваний. Деградация земель может вести к угрозе жизни и здоровью человека, катастрофам, разрушению историко-культурного наследия и природного ландшафта, загрязнению сельскохозяйственной продукции и водных источников, гибели животных (диких и домашних) и водных биоресурсов.

Файлы: 1 файл

Реферат 2.docx

— 36.25 Кб (Скачать файл)

 

Проблемы  и возможные пути совершенствования

уголовно - правовой охраны земли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порча земли. Правонарушениями считаются отравление, загрязнение или иная порча земли  вредными продуктами хозяйственной  или иной деятельности вследствие нарушения  правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами  и иными опасными химическими  и биологическими веществами при  их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среды.

Вредное воздействие на землю проявляется  в загрязнении, захламлении, засолении, заболачивании, подтоплении, опустынивании, иссушении, переуплотнении и эрозии почвы, порче и уничтожении плодородного слоя, заражении почвы возбудителями  бактериальных, паразитарных и инфекционных заболеваний. Деградация земель может  вести к угрозе жизни и здоровью человека, катастрофам, разрушению историко-культурного  наследия и природного ландшафта, загрязнению  сельскохозяйственной продукции и  водных источников, гибели животных (диких  и домашних) и водных биоресурсов. Причиненный вред оценивается по соответствующим методикам или  по фактическим затратам на восстановление деградированных и загрязненных земель с учетом ухудшения качества земель и ограничений по их использованию.

Порча земли - в уголовном праве РФ - экологическое  преступление, объективную основу которого составляют отравление, загрязнение  или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения  правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами  и иными опасными химическими  или биологическими веществами при  их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Включение в уголовное законодательство отдельной нормы, предусматривающей ответственность за порчу земли, стало важной вехой в деле охраны окружающей среды, обеспечении оптимальной жизнедеятельности человека и общества в целом, послужило усилению охраны земель от преступных посягательств.

 В  то же время, анализ уголовного  и экологического законодательства  об охране земель, а также практика  по соответствующим делам, позволили  сделать вывод о том, что,  несмотря на существенные сдвиги  в этом отношении в последнее  время, институт уголовно-правовой  охраны земель все же нуждается  в некоторой доработке и усилении как на законодательном, так и правоприменительном уровнях.

 В  связи с этим предпринята попытка,  сформулировать предложения по  дальнейшему совершенствованию  действующего законодательства  об охране земель в целях  качественного его улучшения.

 Земельная  реформа, которая пришлась в  России на конец XX столетия, заключалась в демонополизации государственной собственности на землю, установлении множественности форм собственности и появлении права на приватизацию земли гражданами и юридическими лицами в частную собственность. Проведение земельной реформы совпало со сложным периодом экономической нестабильности, недостаточного правового обеспечения, несинхронного социального преобразования жизнедеятельности российского общества.

На протяжении длительного времени земля оставалась незащищенной в правовом и экологическом  смысле от загрязнения и уничтожения. В Уголовном кодексе РФ 1996 г. были введены две основные нормы по поводу охраны общественных отношений  в сфере землепользования: предусмотрены  ответственность за регистрацию  незаконных сделок с землей (ст. 170) и  порчу земли (ст. 254).

 При  этом необходимо обратить внимание  на принципиально важный момент  юридического характера. Земля  и другие природные ресурсы  определяются с точки зрения  права нейтрально: как естественная  среда обитания народов, проживающих  на соответствующих территориях,  но отнюдь не как объекты  собственности этих народов. 

 

Земля, как  известно, имеет не только экономическую  ценность, но и экологическую ценность. Если экономическую ценность она  представляет, прежде всего, для собственника, то ее экологическая ценность затрагивает  общество в целом. Поэтому государственное  регулирование земельных отношений  опирается не только на некоторые  традиционные основания, оправдывающие  вмешательство публичной власти в отношения собственности и  в сделки с землей, но и на обязанность  публичной власти перед обществом  за экологическое благополучие в  стране и на планете в целом.

Введение уголовной ответственности за порчу земли не решило всех проблем с охраной земель. В определенной степени этот правовой «вакуум» должен был заполнить Федеральный закон «Об охране окружающей среды», который заменил Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. Несмотря на важные прогрессивные новеллы в области защиты земельных отношений, таких как, например, поддержка государством предпринимательской деятельности в целях охраны окружающей среды; установления необходимости выполнения природоохранных требований при размещении объектов; приоритета сохранения благоприятной окружающей среды и биологического разнообразия, введения отдельной нормы об охране редких и находящихся под угрозой исчезновения почв (ст. 62), закон имеет существенные недостатки. В частности, недостаточно отражены вопросы юридической ответственности за экологические нарушения; закон перегружен большим числом норм отсылочного характера, что затрудняет его практическое применение.

 В  связи с изложенным, можно обозначить проблемы, которые возникают или могут возникнуть в ходе практического применения и теоретического исследования уголовно-правовой охраны земли и предложить свои пути решения данных проблем. С этой целью нами дополнительно исследованы проблемы предмета преступления, диспозиция ст. 254 УК РФ, обосновано предложение о признании юридических лиц субъектами экологических преступлений, внесены предложения о введении дополнительных видов наказания: конфискации имущества и возложение обязанности загладить причиненный вред в натуре, обозначены критерии, предложенные для значительного, крупного и особо крупного размеров причиненного ущерба.

Проблемы  предмета преступления

Предметом преступления, предусмотренного ст. 254 УК являются почвы, а именно верхний плодородный слой земли, который подвергся вредному воздействию человека.

Между тем  очевидное, казалось бы определение, при подробном его изучении вызывает ряд вопросов, таких как: до какой глубины земной поверхности простирается собственно земля, а с какой глубины начинаются недра; равны ли понятия «земля» и «почва», коль скоро в диспозиции ст. 254 УК РФ указывается только земля, а не почвы; ст. 6 ЗК РФ в числе объектов земельных отношений не называет почвы160; возможна ли порча земли в смысле ст. 254 УК РФ на земельных участках, специально выделенных для нужд строительства, промышленности, транспорта или обороны; как соотносятся понятие «земля» в земельном и уголовном законодательстве?

 Решение  данных вопросов представляет  интерес для правильной квалификации  посягательств на землю, отграничения  ст. 254 от смежных составов преступлений, предусмотренных гл. 26 УК РФ.

 В  соответствии со ст. 1 ЗК РФ  земля учитывается в двух ипостасях:  как природный объект, охраняемый  в качестве важнейшей составной  части природы; как природный  ресурс, используемый в качестве  средства производства в сельском  и лесном хозяйстве; как основа  осуществления хозяйственной и  иной деятельности на территории Российской Федерации, -

 –  и одновременно как недвижимое  имущество, объект права собственности  и иных прав на землю.

 При  использовании земли приоритет  отдается охране земли как  важнейшего компонента окружающей среды и средства производства; охране жизни и здоровью человека перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

 Таким  образом, в земельном законодательстве  экологические интересы превалируют  перед имущественными интересами  участников земельных отношений.  Последние могут использовать землю в качестве недвижимого имуществасвободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

 Поскольку  видовым объектом преступлений  гл. 26 УК РФ является экологическая  безопасность, представляющая собой  состояние защищенности двух  взаимосвязанных компонентов: жизни  и здоровья людей от экологической  угрозы и окружающей среды  от негативного воздействия жизнедеятельности  человека, то понятие земли в  уголовном и земельном законодательстве  совпадает.

 Уголовно-правовую  охрану земли как природного  объекта регламентирует ст. 254 УК  РФ; уголовно-правовую охрану общественных  отношений по законному, рациональному  использованию и обороту земли  (земельных участков) предусматривает  ст. 170 УК РФ. В остальной части  отношения по охране земель  регулируется земельным, экологическим  и административным законодательством.

 При  квалификации деяний, посягающих  на землю, в основу должен  быть положен объект посягательства: если предметом посягательства  выступает земля как природный  объект, то речь может идти  о ст. 254 УК РФ; если земля выступает  как объект гражданских прав (имущество), то речь может идти о ст. 170 УК РФ.

 Следующая  проблема, связанная с предметом  состава «порча земли», это вопрос  о соотношении понятий «земля»  и « почвы».

 Федеральный  закон «Об охране окружающей  среды» 2002 г. признает объектами  охраны природы от загрязнения,  истощения, деградации, порчи, уничтожения  и иного негативного воздействия  хозяйственной и иной деятельности  не только земли, недра, но  и почвы.

 

 В  свою очередь, земля и её  верхний (плодородный) слой почвы,  являясь неотъемлемой составной  частью всей экологической системы  планеты, неразрывно связаны с  другими ее частями: водами, лесами, растительным и животным миром,  полезными ископаемыми и иными  ценностями недр земли. Без  земли и почвы практически  невозможно использование других  природных ресурсов. При этом  бесхозяйственность по отношению  к земле приводят не только  к разрушению поверхностного  слоя земли – почвы, их эрозии, засолению, заболачиванию, химическому  и радиоактивному загрязнению,  но и сопровождается экологическим  ухудшением всего природного  комплекса. Именно поэтому охрана  земель рассматривается как обеспечение  (сохранение) основы жизни и деятельности  населения и создание условий  для устойчивого развития общества (ст. 9 Конституции РФ, ст. 123 ЗК РФ).

 На  основании изложенного, в смысле  диспозиции ст. 254 УК РФ понятия  «земля» и «почвы», когда речь  идет о верхнем плодородном  слое, синонимы, одно и тоже. Однако в целях максимальной конкретизации уголовного закона и исключения терминологической путаницы, мы выносим для обсуждения вопрос об изменении названия ст. 254 УК РФ на иное, например, «Загрязнение почв» или «Защита почв», по аналогии с законодательством зарубежных стран. В пользу такого предложения можно сказать следующее.

 В  Уголовном кодексе Эстонской  Республики (ст. 154-2)161 предусмотрена  уголовная ответственность за  нарушение требований охраны  земли и почвы, т.е. под охрану  взяты раздельно оба компонента  природной среды. Уголовным законодательством  Китая (ст. 342 УК КНР)162 приоритет  отдан охране пахотных земель, т.е. в конечном итоге охране  почв. В Уголовном кодексе ФРГ163 параграф 324а называется «Загрязнение почв», аналогично решен вопрос в Уголовном кодексе Австрии (параграф 180)164.

 

Таким образом, конкретизация предмета преступления в названии статьи уголовного закона может сориентировать правоприменителя на более четкое определение предмета посягательства.

В практике применения ст. 254 УК РФ может возникнуть вопрос о разграничении понятий  «земля» и «недра».

 Известно, что горнопромышленный комплекс  представляет собой опасный источник  разрушения и загрязнения природной  среды и земель.

 В  преамбуле Закона РФ «О недрах»  отмечается, что недра являются  частью земной коры, расположенной  ниже почвенного слоя, а при  его отсутствии – ниже земной  поверхности и дна водоемов  и водотоков, простирающийся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Поскольку ни в Земельном кодексе РФ, ни в Законе «О недрах» не регламентируется конкретно глубина почвенного покрова (она может быть везде различной), то разграничение составов ст. 254 и 255 УК РФ должно проводиться по объекту посягательства. Если объектом посягательства являются только общественные отношения в области охраны и рационального использования недр, их природно-ресурсный потенциал, то такие действия должны квалифицироваться по ст. 255 УК РФ. Если при этом была допущена порча земли, то возможны различные варианты квалификации.

Проблемы  диспозиции ст. 254 УК РФ

Диспозиция  ст. 254 УК РФ бланкетная, состав преступления сконструирован как материальный. Бланкетные диспозиции имеют определенные преимущества перед описательными, поскольку позволяют учитывать изменения в ведомственном и ином законодательстве и оперативно реагировать на них.

 Ранее  нами отмечалось, что обязательное  условие уголовной ответственности  по ст. 254 УК РФ – способ порчи  земли; деяние должно быть совершено  вследствие нарушения правил  обращения с удобрениями, стимуляторами  роста растений, ядохимикатами и  иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. Для установления причинной связи между действиями лица и наступившими последствиями требуется установление факта нарушения тех или иных правил, закрепленных в федеральных законах, ведомственных нормативных правовых актах, нормах законодательства субъектов федерации, повлекших за собой наступление вредных последствий.

Информация о работе Проблемы и возможные пути совершенствования уголовно - правовой охраны земли