Проблемы и возможные пути совершенствования уголовно - правовой охраны земли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:14, реферат

Описание работы

Вредное воздействие на землю проявляется в загрязнении, захламлении, засолении, заболачивании, подтоплении, опустынивании, иссушении, переуплотнении и эрозии почвы, порче и уничтожении плодородного слоя, заражении почвы возбудителями бактериальных, паразитарных и инфекционных заболеваний. Деградация земель может вести к угрозе жизни и здоровью человека, катастрофам, разрушению историко-культурного наследия и природного ландшафта, загрязнению сельскохозяйственной продукции и водных источников, гибели животных (диких и домашних) и водных биоресурсов.

Файлы: 1 файл

Реферат 2.docx

— 36.25 Кб (Скачать файл)

 –  заглаживание причиненного вреда  в натуре является более оперативной  формой исполнения судебных решений,  поскольку исполнение наказания  в виде штрафа может быть  растянуто по времени, а деньги  до испорченного природного объекта  так и не дойдут.

 Не  решает в полной мере указанную  проблему и норма Гражданского  кодекса РФ (ст. 1082)179, предусматривающая  установление судом обязанности  возместить вред в натуре (предоставить  вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь  и т.п.). В рамках уголовного  судопроизводства судом может  быть возложена обязанность на  осужденного возместить вред  в натуре по иску потерпевшей  стороны (ст. 44, 229 и др. УПК РФ), однако в случае отказа осужденного  от добровольного исполнения  приговора суда в части гражданского  иска, наступит стадия принудительного  исполнения, которая может растянуться  на длительный срок. Еще сложнее  складывается ситуация с реальным  исполнением судебных решений  в порядке гражданского судопроизводства.

Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162 были внесены изменения в действующий  Уголовный кодекс РФ, в частности, в примечание к ст. 158 УК РФ. Согласно этих изменений, для преступлений гл. 21 УК РФ «Преступления против собственности», размер значительного ущерба для потерпевших физических лиц (граждан) установлен в размере не менее 2 500 рублей; крупный размер свыше 250 тыс. руб.; особо крупный – свыше 1 млн. руб.

 Однако  этим Законом не были внесены  изменения в Примечание к ст. 260 УК РФ «Незаконная порубка  лесных насаждений». Представляется, что указанные там критерии для определения значительного (свыше 10 тыс. руб.), крупного (свыше 100 тыс. руб.), особо крупного (свыше 250 тыс. руб.) размера ущерба не отвечают реальному положению дел и действующим ценам.

 Рыночные  цены на земельные участки  в городах значительно выше чем в приведенных примерах, и нормативная цена земли постоянно повышается. Учитывая изложенное, используя в качестве аналогии примечания к ст. 158, 260 УК РФ, предлагается установить в примечании к ст. 254 УК РФ (в нашей редакции) следующие размеры причиненного порчей земли вреда: значительный – свыше 100 тыс. руб.; крупный – свыше 250 тыс. руб.; особо крупный – свыше 1 млн. руб.

 Указанные  критерии позволят дифференцировать  уголовную ответственность за  порчу земли в зависимости  от размеров причиненного вреда,  а также отграничить административную  ответственность за порчу земли  от уголовной.

 В  части 2 ст. 254 УК РФ указаны  квалифицирующие признаки «причинившие  крупный ущерб или иные тяжкие  последствия». Согласно постановлению  Пленума Верховного Суда РФ  от 5 ноября 1998 г. № 14 «под иными  тяжкими последствиями нарушения  правил охраны окружающей среды  при производстве работ (ст. 246 УК РФ) следует понимать существенное  ухудшение качества окружающей  среды или состояния её объектов, устранение которого требует  длительного времени и больших  финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные  изменения окружающей среды, препятствующие  её сохранению и правомерному  использованию». По нашему мнению, данные разъяснения вполне подходят  для определения иных тяжких  последствий, наступивших от порчи  земли, да и для иных составов  экологических преступлений, где  предусмотрен такой квалифицирующий  признак. В любом случае это  должно быть масштабное (на большой  площади) отравление или загрязнение  земель, при котором пострадали другие природные компоненты.

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что действующее уголовное законодательство об охране земли, и соответствующее  экологическое законодательство нуждаются  в определенных доработках, в приведении в соответствие с требованиями реалий в единую непротиворечивую правовую систему, что позволило бы сделать  уголовно- правовую охрану земли (почв) более эффективной и действенной, а меры ответственности за соответствующие нарушения – более дифференцированными и справедливыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации 1993 года.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
  3. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 2. Ст. 133.
  4. Фаткулин С. Т. Монография «Уголовно - правовая охрана земли», 2008 г.

 

 


Информация о работе Проблемы и возможные пути совершенствования уголовно - правовой охраны земли