Проблемы оформления и развития конституционно- правового статуса Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – проанализировать сущность и выявить основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации.
Задачи работы сводятся к следующему:
1. Раскрыть сущность конституционно-правового статуса Российской Федерации.
2. Дать характеристику основным элементам конституционно-правового статуса Российской Федерации.
3. Выявить проблемы оформления и развития конституционно-правового статуса Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и сущность конституционно-правового статуса
Российской Федерации 7
Конституционно-правовой статус государства в
конституционном праве 7
Общая характеристика конституционно-правового статуса
Российской Федерации 10
Основные элементы конституционно-правового статуса
Российской Федерации 13
Проблемы оформления и развития конституционно-
правового статуса Российской Федерации 22
Заключение 26
Список использованных источников 28

Файлы: 1 файл

Курсавая Характеристика конституционно правового статуса РФ.docx

— 204.81 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                       3

  1. Понятие и сущность конституционно-правового статуса

Российской Федерации                                                                                    7

    1. Конституционно-правовой статус государства в

конституционном праве                                                                                  7

    1. Общая характеристика конституционно-правового статуса

Российской Федерации                                                                                   10

  1. Основные элементы конституционно-правового статуса

Российской Федерации                                                                                   13

  1. Проблемы оформления и развития конституционно-

правового статуса Российской Федерации                                                         22

Заключение                                                                                                 26

Список использованных источников                                                         28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Основы конституционного строя закреплены в главе 1 Конституции  Российской Федерации. Среди них можно выделить: государственный суверенитет, приоритет прав и свобод человека, народовластие, федерализм, социальное государство, многообразие форм собственности, разделение властей, идеологическое многообразие, светскость государства и др. Это те базовые ценности, на которые ориентировано государство и общество, это принципы, которым должны подчиняться органы публичной власти и которые должны защищаться судом. Согласно части 1 статьи 16 Конституции Российской Федерации основы конституционного строя, содержащиеся в положениях главы 1 Конституции Российской Федерации, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном в главе 9 Конституции Российской Федерации, то есть через принятие новой конституции.

Конституционно-правовой статус Российского государства как  правовое явление прежде всего должен обеспечивать реализацию назначения государства, определенного статьей 2 Конституции Российской Федерации, а также его основных конституционных характеристик как демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской формой правления (статьи 1, 5, 7, 14 Конституции Российской Федерации

К сожалению, российская государственно-правовая наука не только пока не определила своей роли в создании теории устойчивого  развития общества и государства, но и в полной мере не осознала демократический потенциал действующей Конституции Российской Федерации. И это, в частности, проявляется в одностороннем подходе к рассмотрению конституционно-правового статуса российского государства, не изменившемся с советских времен: учитываются лишь качества и свойства этого субъекта как суверенного государства, а также его федеративная природа, при этом полностью игнорируются нормы главы 1 Конституции Российской Федерации, и прежде всего статьи 2, 3, закрепляющие сущностные связи государства, народа, человека и гражданина. А если и делаются попытки связать проблему конституционно-правового статуса государства с его важнейшими конституционными характеристиками, определив последние как элементы этого статуса, соответствующие выводы страдают отсутствием аргументации и не основываются на существующих в

теории права представлениях о правовом статусе субъекта правоотношений и его основных элементах.

При рассмотрении конституционно-правового  статуса Российского государства, таким образом, необходимо учитывать  особенности данного субъекта, а  также выводы конституционно-правовой науки по проблеме статуса субъектов  конституционного права, общетеоретические  представления о статусе субъектов  правоотношений.

Возникновение научного интереса к конституционно-правовому статусу  Российской Федерации тем более  оправдано в ситуации наличия  большого количества научных работ, посвященных теории статуса субъекта Российской Федерации вообще и статуса  конкретных субъектов Российской Федерации  в частности. Между тем, поскольку  субъект Российской Федерации - неотъемлемая часть целого - Российской Федерации, постольку адекватное познание юридического существа статуса субъекта Российской Федерации не осуществимо вне  надлежащего уровня разработанности  теории конституционно-правового статуса Российской Федерации.

Потребность разработки теории конституционно-правового статуса  Российской Федерации происходит также  из отсутствия в конституционно-правовой науке автономных комплексных исследований категории конституционно-правового  статуса Российской Федерации. Сложившаяся  ситуация характеризуется, с одной  стороны, рассмотрением конституционно-правового  статуса Российской Федерации как  целостной категории на уровнях  глав работ по проблематике федерализма  либо параграфов учебной литературы, с другой стороны, исследованием  частных вопросов конституционно-правового  статуса Российской Федерации в  контексте общих проблем российского  конституционного федерализма.

Цель работы – проанализировать сущность и выявить основные элементы конституционно-правового статуса  Российской Федерации.

Задачи работы сводятся к  следующему:

1. Раскрыть сущность конституционно-правового  статуса Российской Федерации.

2. Дать характеристику  основным элементам конституционно-правового  статуса Российской Федерации. 

3. Выявить проблемы оформления  и развития конституционно-правового  статуса Российской Федерации.

В качестве нормативной базы исследования взята сама Конституция  Российской Федерации, Федеральные  конституционные законы, комментарии  к ним.

Теоретическая основа исследования Конституционно-правового статуса  Российского государства представлена научными публикациями последних лет Бутусова Н.В., Сергевнина С.Л., Козловой Е.И. и Кутафина О.Е.

При разработке курсовой работы по теме Конституционно-правовой статус Российского государства рассмотрены  работы Алехновича С.О., Дмитриева Ю.А., Петрова С.М., Идрисова Р.Ф., Козак Д.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и  сущность конституционно-правового  статуса Российской Федерации

 

1.1. Конституционно-правовой  статус государства в конституционном  праве

 

Понятие правовой статус означает некое правовое состояние (правовое положение) того или иного участника  правоотношений. Иными словами, правовое положение человека и гражданина или государства в соответствии с нормами конституционного права  следует признать синонимом их конституционно-правового  статуса. В связи с тем, что в науке конституционного права предлагается различать нормативный конституционно-правовой статус и фактический статус, под которым понимается реальное положение субъекта соответствующих правовых отношений, представляется вполне обоснованным выделять два основных аспекта в понимании конституционно-правового статуса названных субъектов: как реальных отношений, урегулированных нормами конституционного права, и как конституционного (конституционно-правового) института.

Конституционно-правовой статус государства представляет собой  правовое состояние этого субъекта, включающее в себя систему правовых связей (общих правоотношений), соответствующих  специфике государства как субъекта конституционного права и конституционно-правовых отношений и его главному назначению и функциям.

Категория «конституционно-правовой статус» выполняет интегрирующую  функцию, она позволяет объединить набор правовых связей, характерных  для государства, в единую систему, единый комплекс. Разные по характеру  и целевому назначению правовые связи  называются его элементами. Нередко  определение правового статуса  того или иного субъекта конституционного права выводится путем перечисления основных элементов статуса[1]. Таким образом, можно говорить о различных видах элементов конституционно-правового статуса государства, которые в совокупности составляют его структуру, позволяющую отразить общие черты и особенности статусов различных субъектов.

В литературе отмечаются такие  общие черты конституционно-правового  статуса любого субъекта, как его  целостность, устойчивость,  

внутренняя согласованность, системообразующая значимость, т.е. способность отражать единство юридических  свойств субъектов конституционно-правовых отношений, объединять их различные  виды в единую систему. Названные свойства конституционно-правового статуса (в частности, такого субъекта, как государство), несомненно, полнее раскрываются при широком подходе[2] к определению структуры конституционно-правового статуса различных субъектов, когда в нее в качестве самостоятельных элементов помимо прав и обязанностей (или полномочий применительно к государству и некоторым другим субъектам) включаются и иные виды конституционно-правовых связей, находящихся в диалектической связи друг с другом, и в первую очередь с правами и обязанностями как ядром правового статуса любого субъекта.

Рассмотрение структуры  конституционно-правового статуса  государства предполагает выявление  общих (родовых) признаков и черт (присущих элементам статуса различных  субъектов), а также индивидуальных особенностей, свойственных структурным  элементам статуса субъектов, осуществляющих деятельность публично-властного характера, и, наконец, непосредственно Российскому  государству как одному из этих субъектов. Поскольку специфика статуса и его структура определяются особенностями и ролью субъекта правовых отношений во взаимосвязи с другими участниками общественных отношений, определяя структуру статуса государства, нужно помнить о публично-властной природе этого субъекта, о таких его свойствах, как обладание государственным суверенитетом, производным от суверенитета народа, о функциях государства, в частности функции правового регулирования общественных отношений в интересах защиты прав граждан, обеспечения устойчивого развития российского общества.

Конституционная (конституционно-правовая) правосубъектность государства отражает такие его «юридически значимые характеристики», политико-правовые свойства и особенности, как обладание государственным суверенитетом и одновременно олицетворение собой формы народовластия. Эта двойственная природа государства и обусловливает главную особенность его правосубъектности, которая наиболее ярко проявляется при характеристике прав и обязанностей этого субъекта.

Есть все основания  для выделения ответственности  государства по отношению к обществу, народу, человеку и гражданину в  качестве самостоятельного элемента его конституционно-правового статуса. Широкое понимание конституционно-правовой ответственности, предполагающее неразрывную связь двух сторон ответственности как единого явления - позитивной и ретроспективной, позволяет определить механизм ответственности государственной власти перед народом, обществом, человеком и гражданином, а также взаимной ответственности государства и личности, понять роль и место конкретного государства в современном цивилизационном развитии, сделать его ответственным за происходящее не только в моральном, но и юридическом смысле слова перед настоящими и будущими поколениями. По юридической природе конституционно-правовая ответственность государства - это общее правоотношение (правовое состояние), которое представляет собой постоянные, длящиеся правовые связи между государством и обществом, народом, каждым человеком и гражданином.[3]

Конституционные полномочия и ответственность государства  реализуются в полном соответствии с закрепленными конституционно-правовыми  нормами целями и задачами государства, которые также следует рассматривать  в качестве обособленного элемента его статуса. В свою очередь, содержание последних зависит от конституционно закрепленных сфер и объектов воздействия  со стороны государства, то есть предметов  ведения, которые являются самостоятельным  элементом конституционно-правового  статуса государства. Предметы ведения  государства как субъекта конституционно-правовых отношений понимаются в широком  смысле. Фактически под ними подразумевается  предмет конституционно-правового  регулирования отношений с участием государства. Конституционно закрепленные предметы ведения Российской Федерации (статья 71 - 72) представляют собой детализацию в широком смысле слова понимаемых предметов ведения Российского государства в связи с их разграничением между различными уровнями государственной власти: федеральным и субъектов Федерации (по сути дела, речь идет о разделении компетенции между уровнями власти внутри государства). Но это лишь один из аспектов возможного рассмотрения предметов ведения государства, призванного обеспечить воздействие на всю систему общественных отношений и сферы жизнедеятельности общества для обеспечения его развития в интересах каждого человека.

Информация о работе Проблемы оформления и развития конституционно- правового статуса Российской Федерации