Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 00:31, курсовая работа
Цель работы – проанализировать сущность и выявить основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации.
Задачи работы сводятся к следующему:
1. Раскрыть сущность конституционно-правового статуса Российской Федерации.
2. Дать характеристику основным элементам конституционно-правового статуса Российской Федерации.
3. Выявить проблемы оформления и развития конституционно-правового статуса Российской Федерации.
Введение 3
Понятие и сущность конституционно-правового статуса
Российской Федерации 7
Конституционно-правовой статус государства в
конституционном праве 7
Общая характеристика конституционно-правового статуса
Российской Федерации 10
Основные элементы конституционно-правового статуса
Российской Федерации 13
Проблемы оформления и развития конституционно-
правового статуса Российской Федерации 22
Заключение 26
Список использованных источников 28
1.2 Общая характеристика
конституционно-правового
Таким образом, конституционный
статус государства - это закрепленные
в федеральной Конституции
Включающая 16 статья глава первая Конституции РФ именуется «Основы конституционного строя». Б.А. Страшун находит, что эта глава «конституция в конституции», ибо никакие другие ее положения не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Конституции РФ). По его мнению, положения главы первой обладают более высокой юридической силой, чем все остальные положения Конституции. Несомненно, глава первая Конституции РФ - исключительная. Ее положения «составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией» (часть 1 статьи 16 Конституции РФ).
Наличие главы, специально посвященной основам конституционного строя, придает всей правовой конструкции Конституции известную прочность. Однако, на мой взгляд, понятие «основы конституционного строя» как сквозная идея проходит через оба раздела и все 9 глав, 137 статей Конституции РФ. Следовательно, понятие «основы конституционного строя» достаточно богатое и более содержательное, чем текст главы первой Конституции РФ. На этом основании некоторые ученые-юристы (например, А.В. Зиновьев) даже считают, что точнее было бы назвать главу первую «Основы государственного строя». Но эта точка зрения не является общепризнанной.
По мнению О.Г. Румянцева, «вообще основы - суть важнейшие, исходные данные, положения, охватывающие и решающие главные вопросы содержания чего-либо, определяющие его прочность. Так же, как в геометрии основание всякой фигуры есть нижняя грань, на которой она покоится; в алгебре - количество, возводимое в степень; в медицине - главное вещество, входящее в лекарство; в строительстве - грунт, подготовленный к возведению на нем фундамента какого-либо сооружения, - так и в конституционном строе выделяются его сущностные характеристики, представляющие собой источник, главное, опору, инфраструктуру, на которой стоят и к которой сводятся все отдельные нормы, действующие в государстве. Конституционный строй есть совокупность социальных отношений, а его основы - система принципов, их регламентирующих».[4]
В целом с таким подходом,
думается, можно согласиться. Однако
следует иметь в виду то, что
понятие «основы
Следует иметь в виду, что глава 1 Конституции РФ закрепляет лишь основы конституционного строя России. Все грани конституционного строя государства (имущественные, земельные, экологические, административные, процессуальные, трудовые, уголовные, семейные и иные правоотношения) невозможно прописать ни в одном нормативном акте, в том числе и в основном законе страны. Детализация этих правоотношений осуществляется в специальных законах, в отраслевом законодательстве. Основы же вообще – это важнейшие, исходные начала, определяющие сущность того или иного явления. Таким образом, конституционный строй – это совокупность соответствующих общественных отношений, а его основы – базовые, системообразующие принципы, их регламентирующие. Эти принципы лежат в основе (или, напротив, находятся на вершине) всей пирамиды правовой системы государства, служат ориентиром для многоплановых правомерных связей в обществе.
Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения – глава 1 Конституции РФ (равно как и глава 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение в базовые конституционные положения может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней).
Кроме того, глава 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (глава 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.
Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы (схема 1): закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политические и экономические основы государства и общества.[5]
Схема 1. Система основ конституционного строя России.
Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепление их в качестве высшей ценности составляют гуманистические основы конституционного строя России.
2. Основные элементы
конституционно-правового
Рассмотрим детальнее
каждый из названных элементов
Достаточно популярна
идея о верховенстве закона. В настоящее
время все чаще говорят о диктатуре
закона. Некоторыми дело представляется
таким образом, что именно принцип
верховенства закона образует один из
элементов основ
Право не равно закону. Право более значимое явление, чем закон.
Верховенство права
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием единой федеральной системы права, которая включает федеральные нормативные правовые акты; нормативные правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
К системе права Российской
Федерации относятся также
Составной частью системы права Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и ратифицированные международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В число федеральных нормативных правовых актов входят: Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; Федеративный договор; федеральные законы; кодексы; нормативные акты Президента РФ; нормативные постановления Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов и других ведомств; соглашения о делегировании полномочий Российской Федерации ее субъектам; межгосударственные договоры и межправительственные соглашения РФ.
Единство федеральной системы права обеспечивается верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории. В свою очередь это единство обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие федеральных нормативных актов, нормативных актов субъектов Федерации, местных и муниципальных нормативных актов.
В Конституции РФ принцип верховенства права наиболее полное воплощение получил в положении, согласно которому Россия - правовое государство (статья 1 Конституции РФ). Правовое государство - это то, где власть само ограничена правом. Следовательно, верховенство права - высший принцип правового государства. Вместе с тем, верховенство права необходимое условие для развития структур гражданского общества, без которого трудно представить себе полноценное правовое государство.[6]
Права и свободы человека
и гражданина. Статья 2 Конституции
РФ закрепляет: «Человек, его права
и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека и гражданина -
обязанность государства». Здесь
получил воплощение гуманистический
и демократический принцип
Закрепление в статьи 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:
• во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;
• во-вторых, переход к другой – монархической – форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;
• в-третьих, монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ.
Конституция РФ не дает конкретного,
нормативно выраженного ответа на вопрос
о разновидности
Неотъемлемым элементом
конституционно-правового
Российская Федерация обладает высшей властью в отношении своей территории. Ее Конституция, федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
Согласно Конституции (статьи 74) на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Российская Федерация
обеспечивает целостность и
Конституционно-правовой статус
Российской Федерации означает наличие
общих для всей Федерации органов
государственной власти. Российская
Федерация имеет Президента - главу
государства; Федеральное Собрание
- представительный и законодательный
орган Российской Федерации; Правительство,
осуществляющее исполнительную власть
Российской Федерации; Конституционный
Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный
Суд, осуществляющие высшую судебную власть
в Российской Федерации. Систему
органов прокуратуры