Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 00:31, курсовая работа
Цель работы – проанализировать сущность и выявить основные элементы конституционно-правового статуса Российской Федерации.
Задачи работы сводятся к следующему:
1. Раскрыть сущность конституционно-правового статуса Российской Федерации.
2. Дать характеристику основным элементам конституционно-правового статуса Российской Федерации.
3. Выявить проблемы оформления и развития конституционно-правового статуса Российской Федерации.
Введение 3
Понятие и сущность конституционно-правового статуса
Российской Федерации 7
Конституционно-правовой статус государства в
конституционном праве 7
Общая характеристика конституционно-правового статуса
Российской Федерации 10
Основные элементы конституционно-правового статуса
Российской Федерации 13
Проблемы оформления и развития конституционно-
правового статуса Российской Федерации 22
Заключение 26
Список использованных источников 28
На мой взгляд, современным реалиям, гуманистическим и демократическим традициям более соответствует понятие «народ» (российский народ, народ России) в смысле совокупности всех граждан Российской Федерации. В необходимых случаях в пределах этого понятия возможны дифференциальные и интегральные операции. Например, весь российский народ как совокупность граждан может быть разделен на части по территориальному признаку (применительно к территории того или иного субъекта Российской Федерации, самоуправляемой единице). Но возможно разделение всего российского народа и по этническому происхождению граждан (русские, татары, другие этносы) или по признаку вероисповедания (христиане, мусульмане, буддисты, иудеи, язычники, атеисты). Возможны и иные классификации (по признакам пола, возраста, образования). Однако ни одна классификация не должна вести к деформации сознания граждан Российской Федерации, способствовать их разобщению. Где бы кто ни жил и ни находился, кем бы он ни был по этническому происхождению, каково бы ни было его отношение к религии, что бы ни стряслось с ним, если он гражданин Российской Федерации, то он в конституционно-правовом отношении живая частичка единого народа - одной гражданской нации.
По Конституции Россия - республика. Но существует мнение, что это низкая форма правления, характерная странам и людям с невысоким уровнем культуры, с изъянами в нравственности, духовно незрелым. С этой точки зрения более высокой формой правления является монархия, а еще боле высокой - правление судей. Вместе с тем, существуют разногласия в определении вида республиканской формы правления. По всему республиканская форма правления в современной России смешанная, но это устраивает не всех. Некоторые считают, что для постсоветской России более подходит президентская республика, и это следует уточнить в статье 1 Конституции РФ. Словом, есть проблема, и она требует обсуждения и нахождения приемлемых решений.
Существуют неясности в вопросе о федеративном устройстве России. Конституция РФ устанавливает, что все субъекты в составе Российской Федерации равноправны, суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Но при этом республики обозначены как государства. Одни субъекты (республики) имеют конституции, а все другие (края, области) - уставы. Республикам предоставлено право устанавливать свои государственные языки, а в отношении других субъектов Российской Федерации этот вопрос не решен. Чтобы эти и другие подобные им противоречия не привели к конституционному кризису, надо бы, на мой взгляд, проявить большую последовательность в конституционно-правовом обеспечении равноправия субъектов Российской Федерации, ее единства и целостности.
Обоснованно ли используются понятия «автономная область» и «автономный округ» в Конституции РФ 1993 года? Этот вопрос нуждается в обсуждении. На мой взгляд, конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации, которым обладают автономная область и автономный округ по Конституции РФ (статьи 5 и 65), сложно совместить с правовым положением территориальных автономных образований. Складывается впечатление, что Конституция РФ сохранила характерные советским конституциям понятия «автономная область» и «автономный округ», но за ними уже ничего нет, они не отвечают их реальному конституционно-правовому статусу. Понятия стали бессодержательными. С нашей точки зрения, на сегодня в Российской Федерации территориальных автономных образований нет. Следовательно, при характеристике основ конституционного строя Российской Федерации вполне можно было бы обойтись понятиями «область» и «округ» без прилагательных «автономная», «автономный».
Вместе с тем, актуальная тема культурной автономии в Конституции РФ представлена весьма скромно. А ведь культурная автономия в ряде случаев может оказаться более надежной и эффективной формой для развития находящихся в инокультурной среде этносов или части их, чем обретение той или иной формы государственности, сопряженной с развитием бюрократических структур. Если вдуматься, то положения о культурной автономии достойны включения в состав принципов основ конституционного строя не менее, чем, например, положения, относящиеся к местному самоуправлению.
Формирование правового
государства – сложный и
Заключение
Построение сильного, эффективного,
конкурентоспособного, демократического
правового государства
Конституционно-правовой статус Российского государства, как правовое явление, прежде всего должен обеспечивать реализацию назначения государства, определенного статьей 2 Конституции, а также его основных конституционных характеристик.
Действующая российская Конституция
характеризует Российскую Федерацию
как демократическое
В первой статье Конституции РФ определяются четыре важнейших принципа конституционного строя. Демократическое государство, выражающееся в народном суверенитете, разделении властей, идеологическом и политическом многообразии, в признании и гарантировании местного самоуправления и др. Федерализм, означающий, что Россия состоит из равноправных субъектов единого государства. Проанализируете ст. 5 Конституции РФ. Правовое государство – это государство, подчиняющее свою деятельность праву, главной целью считает обеспечение реальности прав и свобод личности. Республиканская форма правления означает выборность и сменяемость главы государства, что отличает ее от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства. Социальное государство (статья 7) – государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан. Но социальное государство не означает уравниловки, каждый может зарабатывать благополучие своим трудом, государство должно лишь обеспечить каждому гражданину достойный прожиточный минимум. Светское государство (статья 14) – государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одна из религий не признается обязательной или предпочтительной, государство и религиозные объединения отделены друг от друга, то есть не вмешиваются в дела друг друга.
Список использованных источников
1. Конституция Российской
Федерации (принята
2. Закон РФ о поправке
к Конституции РФ от 30.12.2008 №
6-ФЗ «Об изменении срока
3. Закон РФ о поправке
к Конституции РФ от 30.12.2008 №
7-ФЗ «О контрольных
4. Конституция Российской
Федерации. Научно-
5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Карповича В.Д. – М., 1998.
6. Абдулатипов Р.Г. Федерализм в истории России. Кн. 1. - М.: Изд-во «Республика», 1992.
7. Алехнович С.О. Федеративные отношения и безопасность регионального развития Право и политика. – 2007. - №4. – С. 14 – 20.
8. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М.: Норма-Инфра, 2005, с.191-193.
9. Баев В.Г., Шуняева А.Е. Социальное государство: понятие, содержание, конституционное закрепление // Конституционное и муниципальное право. – 2008. - №17
10. Безруков А.В. Разграничение
предметов ведения и
11. Бессонова В.В. Целостность
Российской Федерации в
12. Бутусова Н.В. Конституционно-
13. Бутусова Н.В. Российское
государство как субъект
14. Возженков А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. - М.: Эдас ПАК, 2000. – 455 с.
15. Волков В.Я. Геополитика и безопасность в современном мире. - М.: Международные отношения, 2000. – 364 с.
16. Демидов В.Н. Конституция
РФ и единство конституционно-
[1] Демидов В.Н. Конституция РФ и единство конституционно-правового пространства Российской Федерации // Журнал российского права. – 2009. - №6. – С. 31..
[2] Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. - М.: Инфра-М, 2005. - С. 119.
[3] Бутусова Н.В. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений. – Воронеж, 2005. – С. 18.
[4] Сомов М.Д. Конституционные факты в жизнедеятельности общества // Конституционное и муниципальное право. – 2008. - №16. – С. 12.
[5] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - №4. - Ст. 445
6] Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. - М.: Инфра-М., 2005. – С. 44
[7] Бутусова Н.В. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений. – Воронеж, 2005. – С. 68.